БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
Учитель: Клепиковская Зоя Максимовна.
Урок по математике во 2 классе ГУО.
Тема. Части суток.
Цель. Формирование понятия «сутки»
Коррекционные задачи:
- закреплять умение различать части суток, соотносить режимные моменты с временами суток;
- развивать психические процессы: внимание, наблюдательность;
- развивать речь, расширять и активизировать словарь обучающихся употреблением слов «сутки, сумерки, завтрак, ужин»;
- воспитывать положительное отношение к режиму дня, желание выполнять его.
Оборудование. Круг, изображающий сутки, фигурки Буратино и Гнома Тик-Так, схематические изображения частей суток, видеофильм о режиме дня.
Предварительная работа.
Наблюдения в повседневной жизни, беседа о режиме дня, чтение загадок, отрывков из литературных произведений. Знакомство с условными обозначениями.
Ход урока.
Организационный момент. Загадка.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
Упражнение «Часики» под музыку.
Предварительная беседа
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
Весна – это время года, часть года.
Тема урока на доске.
Сегодня мы узнаем о частях суток.
- Посмотрите, что у меня в руках? (Круг с одной стороны белый, а с другой – разделён на 4 части. На каждой части рисунки – фрагменты, рассказывающие о времени суток)
- Как называется эта геометрическая фигура? (Круг)
- Какого цвета круг? (Белый)
- Можно назвать этот круг волшебным? (Нет, волшебный круг яркий, цветной)
- Правильно. У этого круга есть другое название. Попробуйте отгадать.
Я расскажу вам сказку. ( На экране появляется изображение Незнайки)
Сказка.
Жил-был Незнайка. Он очень любил вырезать из цветной бумаги круги. Незнайка называл их волшебными, так как загадывал на них желания.
Однажды Незнайка спросил у гнома Тик-Так (изображение гнома):
- А есть такой круг, который может исполнить все мои желания?
-Да, - ответил гном, но этот круг состоит из 4 частей и помогает он только тем, кто добрый и трудолюбивый. Я покажу тебе этот круг, он поможет тебе все дела выполнять вовремя. А ещё он поможет запомнить части суток.
И показал гном Тик-Так Незнайке вот такой круг. (перевернуть круг на другую сторону)
- Давайте сосчитаем, сколько у круга частей. (Считают хором и по одному)
Частей у круга столько, сколько частей суток – четыре.
Давайте попутешествуем по этому кругу. В одной части мы видим солнышко, которое просыпается, ласково улыбается, заглядывает в окошко и будит всё живое.
_ Какое это время суток? (Утро)
Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце красное лучом
Открыло утро, как ключом.
- Запомните, сутки начинаются с утра.
- Что мы делаем утром? (Ответы детей)
- Перейдём на следующую часть круга. Что мы видим на ней? (Солнце высоко. Люди работают, дети учатся)
Солнце землю осветило,
Всё вокруг позолотило,
День сияет и блестит,
Нам лениться не велит.
-Чем мы занимаемся днём? (Ответы детей)
- Перейдём на следующую часть круга. Что мы видим на нём? (Ответы детей) Солнце устало, оно целый день трудилось, освещало землю.
_ Какое время суток наступило? (Вечер)
Солнце спать легло и будто лёгким синим покрывалом
Вечер землю укрывает.
Это время - очень точно – сумерками называют.
- В какое время суток бывают сумерки?
- Чем мы занимаемся вечером? (Ответы детей)
- А когда же мы ложимся спать?
(Переходим на сектор «Ночь»)
-Посмотрите на этот сектор. Небо тёмное, усыпано звёздами, одинокая луна смотрит в окно. Дети спят. Кругом тихо и темно.
Спят цветы, закрыв глаза,
Спит в осоке стрекоза,
В тёплых гнёздах спят скворцы,
Спят на грядках огурцы.
Тихо-тихо на земле,
Месяц смотрит в дом к тебе.
Ночью мирно люди спят,
Сны весёлые глядят.
Посмотрите, ребята, какой красивый круг у нас получился. Как мы его назовём? (Сутки)
Сейчас мы попробуем оживить круг – сутки. Возьмите по одному рисунку с каждого сектора.
( На полу нарисован круг, разделённый на 4 части. На него положить обозначение частей суток. Под музыку обучающиеся идут по кругу. Те, у кого фрагменты утра, говорят: «Я – утро» и встают на свою часть круга. И так все части суток)
- А сейчас возьмитесь за руки и покружитесь так. Как сменяют части суток друг друга: утро, день, вечер, ночь. (Под музыку дети ходят по кругу.)
- Вдруг подул сильный ветер. Он раздул все части суток, они перемешались, кружатся беспорядочно. Ветер стих. Нужно построить сутки, чтоб было всё правильно.
-А ну-ка части суток, соберитесь в круг. ( Каждый из учащихся называет часть суток и встаёт в свой сектор. )
- Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы должны показать, в какое время суток это бывает, подняв руку и назвав его. Поднимают руки и называют время суток только те, кто стоит в нужном секторе, а остальные стоят молча. Внимание!
1. Дети рано просыпались, водой холодной умывались,
Заправляли все кроватки, быстро делали зарядку,
С аппетитом завтрак съели, и за парту дружно сели.
2. Мы читали и писали, пели даже, рисовали.
Занимались очень дружно, получать нам знания нужно!
А как обед с охотой съели, погулять все захотели.
3.Вот уж солнце спать легло, на дворе уже темно.
Телевизор посмотрели, поиграли, посидели.
Сказку слушаем, зеваем и тихонько засыпаем.
Дети спят. К ним сон идёт и в корзине им несёт
Сказки, сладости, игрушки.
Спят детишки на подушках.
Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки и построили замечательный волшебный круг, который называется (все хором) сутки.
Каждая часть суток имеет свой цвет: доброе розовое утро, яркий шумный день, синий спокойный вечер, тихая тёмная звёздная ночь.
На уроке рисования мы с помощью красок изобразим понравившуюся вам часть суток.
Урок окончен.
Примечание. Если осталось время на уроке, можно изобразить красками выбранную ребёнком часть суток.