СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Мешочек для хранения лекарственных трав. Отделка строчкой тамбурных стежков»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок швейного дела для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Мешочек для хранения лекарственных трав. Отделка строчкой тамбурных стежков»»

государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 59 VIII вида









ОТКРЫТЫЙ УРОК

по швейному делу

4 класс

Тема урока: «Мешочек для хранения лекарственных трав. Отделка строчкой тамбурных стежков».








Учитель высшей категории: Фокина И.А.











Уфа

9 февраля 2012 года


ПРОЕКТ УРОКА.


Тема: «Мешочек для хранения лекарственных трав. Отделка строчкой ручных стежков».

Цель:

1.Обучающая – ознакомление учащихся с теоретическими знаниями по теме урока, закрепление практических приёмов работы по выполнению тамбурного стежка;

2.Развивающая - расширение знаний учащихся о лекарственных растениях, народной медицине; о применении мешочка в быту, технологии изготовления изделия; закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках; развитие умений и навыков работы по выполнению ручных стежков; формирование эстетического вкуса;

3.Коррекционная – развитие речи, мышления, памяти, мелкой моторики, ориентации учащихся в задании по инструкции учителя;

4.Воспитывающая – воспитывать у учащихся интерес к предмету, трудолюбие, умение добиваться поставленной цели, чувство товарищества и взаимопомощи, умение контролировать своё поведение; формировать потребность в сохранении своего здоровья средствами народной медицины, прививать любовь к народным традициям и фольклору.

Тип урока: комбинированный (урок усвоения знаний, изучения трудовых приёмов).

Методы обучения:

словесный: повторение ранее пройденного материала, объяснение темы урока, последовательности подготовки деталей кроя к обработке;

наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, видео- и аудио- записи (компьютерные технологии);

практический: закрепление практических приёмов работы учащимися;

поисково-исследовательский: изучение нового материала, применение полученных знаний при выполнении практической работы.

Оборудование:

1. Словарные карточки: мешочек, отделка, тамбурный шов.

2. Мозговая Г.Г., Г.Б.Картушина. Швейное дело 4 класс. Учебное пособие для уч-ся вспомогательной школы. Москва «Просвещение», 1994 г.

3. Инструкционная технологическая разборная карта «Изготовление мешочка».

4. Презентация: «Мешочек».

5. Презентация: «Зарядка для глаз»

6. Образцы ручных стежков.

7. Образцы различных мешочков.

8. Крой деталей для выполнения практической работы.

9. Инструменты и приспособления для ручных работ.

10. Инструкции по технике безопасности.

11. Спецодежда.


Ход урока.



  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, уточнение присутствующих на уроке, подготовка к уроку необходимого оборудования.

- Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости, поприветствуем гостей! На уроке вы узнаете много нового. Работайте с интересом, проявляйте активность!


  1. Повторение.

Учитель.

- Девочки, давайте вспомним:

Вопросы для повторения:

  1. Какие изделия учились изготавливать на уроках труда?

  2. Какие материалы применяли для работы?

  3. Какие ручные стежки научились выполнять?

  4. Покажите эти стежки на образцах.

Подвести итог – показать на доске образцы косого, петельного, стебельчатого, тамбурного стежков.

  1. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их:


Я — одноухая старуха
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка с ниткой)

Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)

Они бывают разные:
Тупые и острые,
Детские и взрослые.
(Ножницы)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы)

  1. Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при работе с инструментами?


Правила безопасности при работе с иглой

Игла в работе весела,

Она остра и так мала,

Не будешь класть её на место,

То потеряется в отместку,

То затаится в беспорядке,

Тебе ж потом воткнётся в пятку.


Правила безопасности при работе с ножницами

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Хранить в шкатулочке всегда

Не оставлять на ткани.

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперёд колечками подай.




  1. Актуализация урока.

- Сегодня на уроке мы тоже будем пользоваться этими инструментами при изготовлении мешочка для хранения лекарственных трав.


1. - Тема урока:

«Мешочек для хранения трав. Отделка строчкой ручных стежков».


2. Объяснение темы урока.


Словарное слово – мешочек !


- Мешочек изготавливают из хлопчатобумажной гладкокрашенной ткани (ситец, сатин).

Крой состоит из одной детали, которая складывается пополам.

2). Сначала выполняют отделку мешочка тамбурным стежком. Что это значит? (Мешочек украшают вышивкой).

3). Затем обрабатывают боковые срезы мешочка.

4). Далее обрабатывают верхний срез швом вподгибку с закрытым срезом.

- Мешочки могут быть разными по форме и размеру. Могут служить упаковкой для Новогоднего подарка, красивый мешочек можно подарить, применить для хранения предметов рукоделия, различных круп, рецептов приготовления различных блюд. Но, а мы с вами начнём изготовление мешочка для хранения лекарственных трав, которые вы заготовите летом с родителями. Хранить сухие травы не следует в полиэтиленовых пакетах. Это вредно для трав и для человека. Мешочек из хлопка хорошо пропускает воздух, поэтому сухие лекарственные травы хорошо сохранят в нём свои целебные свойства. А зимой так приятно попить душистый, ароматный чай из трав, укрепить своё здоровье!

- Какие лекарственные растения знаете вы? Приходилось ли вам собирать их? Назовите растения, изображённые на фотографиях!

Презентация «Лекарственные растения».















- Посмотрите, к нам на урок пришла необычная гостья! Кто же это?

Знахарка- травница. (Загадывает загадки, рассказывает о применении растений, даёт понюхать и посмотреть на сухие растения).


- Здравствуйте! Я Знахарка-травница. Я слышала, вы в мастерской шьёте мешочки для трав, значит, я попала туда, куда надо. Я пришла к вам с загадками, вы сможете их отгадать?

1.Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

Хорошо известные нам с детства ромашки широко применяются не только в медицине, но и в косметологии. Ромашки содержат дубильные вещества, эфирные масла, оказывают противовоспалительное и дезинфицирующее действие. В качестве лекарства используют цветочные корзинки. Блондинки красят волосы отваром ромашки.

2. Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника)


В народной медицине земляника очень популярна. Обычно делают отвар всего растения, собранного во время цветения, но собирают все лето. Пьют отвар как чай, горячим и холодным, когда хочется пить, при простудных заболеваниях, высокой температуре, при заболеваниях сердца, печени, почек, желчного пузыря, кашле, туберкулезе легких, малокровии и цинге.

3. В народе эта трава называется матрёшка. (Душица)

Названа душица так за аромат цветов. Что касается детей, то на них душица действует успокаивающе, иногда даже как легкое снотворное. Помимо этого, душица улучшает пищеварение и возбуждает аппетит. Траву душицы применяют в качестве противовоспалительного, дезинфицирующего средства и ещё от многих болезней. Ведь не зря народ так любит вкусный, ароматный чай.

(Учитель вывешивает на доске словарные карточки с названиями растений)

Слов. карточки : ромашка, земляника, душица. ! Прочитать!!!!!

- Дорогая Знахарка, посмотри и у нас есть зелёная аптека! Много разных трав в ней: и клевер и чабрец и Иван-чай. Всех лекарственных растений не перечесть, их так много в природе, но встречаются среди них и ядовитые. Узнать о свойствах растений можно в этой книге «Атлас лекарственных растений».

Физминутка!!!

Раз, два, три.

Выросли цветы.

К солнцу потянулись

Высоко, высоко!!!

Солнцу, друг другу, гостям улыбнулись

Широко, широко!!!


Учитель демонстрирует корзину Травницы:

-Девочки, посмотрите, что не так в корзине у Травницы? Как вы думаете, что? (Травы хранятся в пакетах)

- Как должны храниться травы? (Травы должны храниться в мешочке из ткани). Приступим срочно к изготовлению мешочков для Знахарки-травницы.

Знахарка- травница.

- Очень хорошо, что в швейной мастерской девочек научат шить мешочки для трав. Они мне так нужны, чтобы растения не перепутались.

Учитель. Повесить на доске образец тамбурного стежка.

- Начнём выполнять вышивку тамбурным стежком! Посмотрите, как он выглядит! Все стежки должны быть одинакового размера. При выполнении вышивки нельзя сильно стягивать стежки. Строчку стежков начинают выполнять сверху вниз. Посмотрите, как правильно выполнить работу!

Демонстрация учителем выполнения вышивки тамбурным стежком.

- Приступайте к работе, не забывайте соблюдать правила безопасной работы с инструментами! Работу постарайтесь выполнить аккуратно, качественно! И вас, уважаемая Травница просим присоединиться к работе.

  1. Практическая работа.

Выполнение практической работы обучающимися. К выполнению работы приступает и Целительница.

Задание для практической работы – вышивание мешочка для хранения лекарственного растения тамбурным стежком. Рисунок растения для вышивки подбирается учителем индивидуально с учётом дифференцированного подхода для каждого обучающегося, в зависимости от индивидуальных возможностей. Самостоятельная работа выполняется под контролем учителя. По ходу выполнения практической работы учитель оказывает помощь учащимся, нуждающимся в помощи учителя.



♫☺ Физминутка. Презентация (Электронная музыкальная зарядка для глаз «Ромашка»)

Задание: Внимательно следите глазами за рисунком на экране и повторяйте глазами движения фигур!




V. Подведение итогов.


1. Краткий опрос по теме урока:

- О чём мы говорили сегодня на уроке? (о мешочке)

- Для чего изготавливаем мешочки? (для хранения лекарственных растений)

- С какими лекарственными растениями познакомились?


Игра «Волшебный мешочек». Какое лекарственное растение находится в мешочке, определите по запаху?


- Кто был у нас в гостях?

- Давайте скажем спасибо нашей травнице и попрощаемся с гостями!

- Спасибо всем. На следующем уроке продолжим работу.

2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке в дневники и журнал.



VI. Домашнее задание. Повторить последовательность изготовления мешочка, целебные свойства трав.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!