МКОУ «Калиновская СОШ»
Утверждаю
Директор:_________/Черников А.Г./
Урок Мира,
посвященный творчеству Расула Гамзатова
«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»
Провела: Девришева Гюльнара Хибиевна,
классный руководитель 6 «а» класса
2023 год
Урок Мира, посвященный творчеству Расула Гамзатова.
«Расул Гамзатов- духовный оберег Дагестана»
Цель: Почтить память Расула Гамзатова. Привить интерес к его творчеству. Воспитать гордость за своего земляка, прославившего Дагестан; воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.
Ход урока.
Вступительное слово. Здравствуйте дорогие дети, учащиеся 6А класса! Я рада вас видеть сегодня в нашем классе, за лето вы подросли, отдохнули и набрались сил для нового учебного года. Сегодня вы пришли в класс немного повзрослевшие. Я хочу пожелать вам успехов в учебе и любопытства в познании нового. Ставьте цели и старайтесь их достичь. Пусть этот учебный год будет легким и насыщенным. Всех вас ждут новые знания и умения, новые предметы.
Сегодня прозвенел ваш первый в этом учебном году звонок, и вы пришли на ваш первый урок. На уроке мы будем говорить о важном, о Мире, о родине.
Дагестан не обходят таланты…
Дивный горец в краю облаков
Собирает слова-бриллианты
В ожерелье бесценных стихов.
Б.А.Левин.
- Великие слова о великом поэте. Именно ими хочется открыть наш Урок Мира, который посвящен великому поэту Расулу Гамзатову.
Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронёсший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Советский поэт и литературовед Сергей Наровчатов, выражая свое восхищение его талантом, говорил : «Если бы мне предложили назвать 10 лучших на мой взгляд поэтов-современников, я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов». Когда бы список сократили до пяти, я тоже в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта и тут бы прибавил «и Гамзатов». В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха, с таким видением мира».
Уже 20 лет минуло с тех пор, как в ноябрьский день 2003 года Дагестан простился с литературной глыбой и блистательным представителем аварского народа Расулом Гамзатовым.
Это был не просто поэт: его считали своим духовным оберегом, и дагестанцы настолько привыкли к тому, что Гамзатов рядом, среди них, и даже помыслить не могли, что однажды он уйдет навсегда. Для огромной державы горная страна ассоциировалась только с его именем. Вместе с ним ушла целая эпоха.
Он и его творчество были спасительным островом в океане ненависти, злобы и крови, которые захлестнули весь Кавказ. За него хватались, как за соломинку, чтобы не затянуло в безумный водоворот.
Учитель: Родился будущий поэт в сентябрьские дни 1923г. в маленьком, в 70 саклей, ауле Цада, Хунзахского района , в семье известного аварского поэта Гамзата Цадаса. Рос, как и все аульские мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу волчат в папахе, слушал сказки бабушки сидя перед очагом. Однако, в один из дней, 11-летний Расул, лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел на высокую скалу поэзии. Через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете. Первым учителем и наставником Расула в его литературных начинаниях был его отец. О первых опытах сына он сказал: Если взять щипцы и хорошенько порыться в этой золе, то можно сыскать «уголек, хотя бы для того, чтобы прикурить от него».
Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить взаймы у мальчишек , с которыми играл , но никто не захотел ему дать . Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам.
Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил, что завтра приезжают пехлеваны и ему поручили собрать для них деньги. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.
-Что это? - спросил отец, как будто спокойно
- Это колени – ответил Расул.
- Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?
- В школе … зацепил за гвоздь…
- Как, как повтори….
- За гвоздь.
- Где?
- В школе.
Отец ударил его по щеке ладонью.
- Скажи теперь, как ты штаны порвал?
Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
- Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью. Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра . Суд окончился. Три дня Расул ходил сам не свой . На третий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил: - Ты знаешь, за что я тебя побил?
- За то, что играл на деньги, - ответил Расул.
-Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
- За то, что порвал штаны.
- Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.
- За то, что не пошел в школу.
-Конечно , это твоя большая ошибка , - сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем , он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз я тебя убью.
Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он , - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».
Учитель: Шли годы. Поэт окончил Аранинскую среднюю школу, поступил учиться в Буйнакское педагогическое училище, вечным студентом которого он себя называл. После учебы работал учителем, затем журналистом. Расул рано достиг творческой и душевной зрелости . Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких переживаний. На войне с фашистской Германией он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца:
А какие книги Расула Гамзатовы вы знаете («Мой Дагестан», «Берегите друзей», «Песни гор», « Белые журавли»). О чем пишет он в этих книгах?
Учитель: Три заветные темы было в творчестве Р.Гамзатова. И одна из них : «Родина, родной язык, родной народ». С таким же трепетом писал Расул о женщинах и матерях, идеалами которых для него были его мать - Хандулай и жена –Патимат.
Тематика его стихов очень разнообразна. Уважение и почтение к старшим, к матерям, к собственному народу и к другим народам - вот гамзатовский завет .
Заключение. Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Викторина "1 сентября - День Знаний"
А теперь давайте немножко поиграем! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в страну знаний.
Есть два разряда путешествий,
Один – пускать с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
На доске рисунок старинной карты найденной старателями – отработчиками на пришкольном участке. Карта рассказывает; - «В океане тихом остров «Победа» находится. На нем и расположена страна знаний». Пунктиром указано нахождение клада «пятерок». Отыскать его смогут только любознательные, отважные, имеющие отличные знания ребята.
Итак, в путь! Класс – «корабль Отличник». Я капитан корабля, вы – матросы. Разбейтесь на две команды и выберете капитанов.
Обязанности капитанов:
Следить за выполнением задания.
Сообщать об их выполнении, или докладывать о затруднениях.
Следить за дисциплиной.
(Вопросы задаю по очереди, если команда не отвечает, право ответа переходит другой команде).
Разминка «Маршрут следования».
Вопросы для разминки:
Под каким знаком зодиака начинается учебный год в российских школах? (Дева)
Что произойдёт, когда ученик закончит 6-й класс? (Пойдёт в 7-й класс)
Что на доску кидают перед тем, как на ней писать? ( Взгляд)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
Что случается 31 февраля? ( Такого числа не бывает)
Что принадлежит тебе, а чаще им пользуются другие? (Имя).
Какие часы показывают точное время дважды в сутки? (Те, которые стоят.)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Без чего хлеба не испечь? (Без корки.)
Сколько на березе яблок, если на ней восемь веток, на каждой ветке по пять яблок? (На березе яблоки не растут.)
Каких камней в море нет? (Сухих.)
Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть.)
Под каким знаком зодиака заканчивается учебный год в российских школах? (Близнецы)
Архипелаг литературный - впереди
попробуй остров победы найти
остров победы откроется тому,
кто знает: что, зачем, когда и почему.
Литературные вопросы отгадай и к кладу свой корабль направляй.
Кто автор сказки колобок? (народ)
Какие первые литературные произведения были на Руси? (летописи, песнь)
Славная осень! Здоровый и ядреный воздух усталые силы бодрит. Кто автор этих строк? (Некрасов).
Игровое море.
Закончить строчку.
Учение – путь к …. (умению)
Без муки нет …. (науки)
Лучше ученый, чем ….. (золоченый)
Не учись разрушать, а учись … (строить)
Глупый осудит, а умный… (рассудит)
Без терпения нет… (учения)
Не говори не умею, а говори….. (научусь
К большому терпению приходит и…. (умение)
Трудовая бухта.
Пошел по деревяшки – посыпались кудряшки, как шерстка у барашка будь гладкой деревяшка. (рубанок)
Везде сует свой нос витой, дыру проделает в стене, чтобы узнать а что на той обратной стороне. (сверло).
Гостя примут от души, так обнимут, не дыши. (тиски)
Если видишь - я кружусь, это значит - я тружусь. (дрель)
Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль)
Что на сковородке наливают, да в четверо сгибают. (блин)
Маленькая светленькая, больно кусаюсь. (игла)
Маленько, кругленько, а за хвост не подтянуть. (клубок)
Игра «Я самый-самый…»
Следующая игра называется «Я самый-самый…». Вы должны продолжить фразу «Я самый-самый…», назвав одно из своих лучших человеческих, социальных или гражданских качеств.
По итогам игры мы составим Книгу рекордов класса, чтобы через несколько лет провести эту игру еще раз и сравнить результаты. Отличие этой игры от первой в том, что нельзя претендовать на такое же звание в Книге рекордов, если кто-то из вас уже назвал то качество, которое вы придумали для себя. Нужно придумать что-то новое.
Если вы затрудняетесь с ответом, то можно пропустить очередь, подумать и ответить после всех. А еще вы можете попросить одноклассников помочь найти вашу самую сильную черту характера.
Ребята, впереди у вас учебный год – большая и ответственная пора. Пусть каждый из вас будет в учебном году – победителем.
Кто – то победит пропуски,
Кто – то лень,
Кто – то тройки по русскому и станет хорошистом.
Кто – то успокоит свои бойцовые качества.
Кто – то неряшливость.
Кто – то страх и слабость.
Поздравляю всех с началом учебного года. В добрый путь. Желаю отличных отметок и глубоких знаний!