СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК "Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале урока проанализирована система ценностей искусства в годы Великой Отечественной войны. Данная разработка может быть использована как материал к проведению классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Урок МХК "Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве"»

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве


Цели и задачи урока: 

Обучающие: проанализировать систему ценностей искусства в годы Великой отечественной войны; способствовать формированию знаний о произведениях искусства Великой Отечественной войны, значение искусства в годы войны и в настоящее время.

Развивающие: развивать умение пользоваться дополнительной литературой, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.

Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фонохрестоматия, видеоматериалы, репродукции картин, портреты мастеров искусства.

Эпиграф к уроку: 

«Большое искусство рождается в результате

больших естественных чувств, и это может

быть не только радостью, но и гневом».

Александр Александрович Дейнеко

Ход урока

  1. Организационный момент. 

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Вступительное слово

Началом урока послужат слова русского художника Александра Александровича Дейнека: «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».

Разговор наш будет о тех естественных чувствах, которые проявились у советских граждан в годы испытаний и, как эти чувства были отражены в произведениях искусства. Какое место искусство данного периода получило отражение в мировой художественной культуре.

Наша задача, напримере, проанализировать произведения искусства и дать им свою оценку.

4. Вводная беседа.

1. Какое событие в Советском Союзе сороковых годов явилось переломным в искусстве?

2. Как назывался данный период в искусстве? (Искусство «военного времени»). Можно назвать данный период единением всех творческих сил?

3. В каких видах искусства может быть отражена военная тематика?

(литература, живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, музыка, кино)

4Сегодня мы с вами проследим, какую роль сыграло искусство в годы Великой Отечественной войны. В конце урока мы ответим на главный вопрос: « Как для советских граждан, в те грозные годы Великой отечественной войны и для нас «наследников» Великой Победы значимы произведения искусства военного периода?»

23 февраля мы отмечаем День защитника отечества. Сегодня мы вновь перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны – самой жестокой войны 20 века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица Земли и принесла всей Европе мир и свободу. Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика армию Гитлера, его умных генералов, его продуманную мгновенную оккупацию всей Европы. Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась. На защиту встали и мастера искусства.

Сегодня мы проанализируем произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа. Нам необходимо понять чувства, которые проявились у творческих людей впервые минуты, дни, и годы войны. Выразим свое личное отношение. Каждый из вас готовил творческую работу и представит нашему вниманию.

5. Лекция с элементами беседы

Музыкальное искусство. 

"Музыкальная эмблема Великой Отечественной войны" (Прослушивание песни Александрова на стихи Лебедева- Кумача «Священная война»)

- Почему эта песня стала эмблемой Великой Отечественной?

- Какие краски и интонацию вы здесь видите? – история песни-гимна

Во время войны была создана талантливая музыка в разных жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главная из них – героико-патриотическая «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача в 1941 г. Песня с огромной силой выразила то состояние, которое испытал наш народ в начале войны. В её звуках, суровых и мужественных, чувствуется ощущение страшной опасности, нависшей над страной, ненависть к фашизму, вера в грядущую победу над врагом.

(Прослушивание седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.)

Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича. В осаждённом Ленинграде 5 марта 1942 г., в тот самый день, когда, по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. Седьмая симфония звучит как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире, ввергнутом в ад братоубийственных войн.

Жанр ПЕСНЯ. Творческая работа ученицы

Впервые дни и месяцы войны, когда страх и неопределенность, смерть и потери шли рядом друг с другом, необходимо было поднимать настроение солдат на войне, давать надежду, что Победа придет и их с любовью дождутся дома - тогда и артисты и театры выступали на фронтах с концертами.  С первого дня Великой Отечественной войны Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание.  12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда». 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

Несомненно это был госзаказ, демобилизовать все силы и средства, в том числе и песенный народный жанр для поднятия духа и патриотизма .

- Как вы думаете, солдат после такого концерта с выступлениями артистов, идя в бой, верил в Победу? 

 Литературный жанр.

"Голос Ю. Левитана - это сила и мощь в борьбе с врагом"

Сообщение о Ю.Б.Левитане. (Звучит запись с голосом Левитана об объявлении начала Великой отечественной войны.) Показать, что сила голоса является также грозным оружием. За голос Левитана Гитлер обещал огромные деньги. Тембр его уникального голоса поднимал настроение у граждан Советского Союза.

- Как вы считаете, можно ли голос Левитана и его служение Отечеству отнести к искусству? Его можно назвать мастером? (мастер уникального голоса)

Литературный жанр: поэзия

Стихотворение Евгения Симонова "Жди меня"

- Какие ощущения у вас после прослушивания стихотворения?

- Какие ключевые слова прозвучали?


 

Изобразительное искусство.  графика: ПЛАКАТ Учитель:

В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

Итак, первые дни войны, год 1941. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы –Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) (Кукрыниксы -псевдоним по первым слогам фамилий) Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа- выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Впервые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.

- К какому жанру изобразительного искусства относится плакат. (Графика.)

Чем плакат отличается от картины. (Плакат выполняется в ограниченной цветовой палитре. Выполняется простыми формами и образами. Главное – плакат должен призывать. Приковывать внимание и звать к определенной цели.)

- Что первое воспринимается, когда смотрим на плакат? (слова-призыв, выражение лица, суровый взгляд)

- Какие цвета и почему являются ведущими в плакате?

Жанр – Кинематография. 

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. В годы войны могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали так же, как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы... С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок . 

Просмотр кинохроники.

- Что общего между данными произведениями искусства?

- Назовите произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня. Или те, с которыми вы были знакомы ранее. Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились?

- Какое значение  имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

(воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д) Вспомните хотя бы одну современную песню, которая несла бы такую смысловую и эмоциональную нагрузку, как песни военных лет. (Привести пример песни «День Победы» музыка Дмитрия Тухманова, сл. Виктора Харитонова в исполнении Льва Лещенко)


6. Итог урока (выставление отметок).

7. Домашнее задание: видеоклипы по материалу урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!