СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК в 11 классе "Ренессанс в Англии"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и видеоматериалы к уроку МХК в 11 классе по теме "Ренессанс в Англии. Литература". Основное внимание на уроке отведено творчеству английского драматурга эпохи Возрождения Вильяма Шекспира и его бессмертному произведению "Ромео и Джульетта". Для проведения урока используются видеофрагменты художественного фильма "Ромео и Джульетта" 1968 года выпуска.

Просмотр содержимого презентации
«Урок МХК 11 кл. Ренессанс в Англии»

РЕНЕССАНС В АНГЛИИ.  ДРАМАТУРГИЯ   Урок МХК  11 класс подготовила учитель МХК МБОУ Мигулинской СОШ Сушкина Е.П.

РЕНЕССАНС В АНГЛИИ. ДРАМАТУРГИЯ

Урок МХК 11 класс

подготовила

учитель МХК

МБОУ Мигулинской СОШ

Сушкина Е.П.

Устные английские и шотландские баллады, на тему любви, волшебства или баллады о Робине Гуде

Устные английские и шотландские баллады, на тему любви, волшебства или баллады о Робине Гуде

Особенности эпохи возрождения в Англии были предопределены политикой короля Генриха VIII Тюдора.  В результате церковной реформы, центрами гуманистической культуры стали Оксфордский и Кембриджский университеты. Подготовительные светские

Особенности эпохи возрождения в Англии были предопределены политикой короля Генриха VIII Тюдора. В результате церковной реформы, центрами гуманистической культуры стали Оксфордский и Кембриджский университеты. Подготовительные светские "грамматические" школы давали знания в области латыни, риторики, греческого и арифметики.

Расцвет гуманистического мировосприятия и ренессансного свободомыслия приходится на время правления венценосной «театралки» Елизаветы I.

Королева Елизавета I

Джеффри Чосер  1340-1400 «Кентерберийские рассказы»

Джеффри Чосер 1340-1400

«Кентерберийские рассказы»

Томас Мор  1478-1535 «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»

Томас Мор 1478-1535

«Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»

Френсис Бэкон  1561-1626 «Новая Атлантида» «Опыты» «Новый Органон»

Френсис Бэкон 1561-1626

«Новая Атлантида»

«Опыты»

«Новый Органон»

Эдмунд Спенсер Филипп Сидни 1552-1599  1554-1586  Впервые придал английскому стиху сладкозвучие и музыкальность. Как поэту Спенсеру доставались самые высочайшие эпитеты: «принц поэтов», «архи-поэт Англии», «наш новый Поэт», «Поэт Поэтов» Был новатором в поэзии и в теории литературы, создал цикл из 108 сонетов « Астрофил и Стелла », а также элегии, баллады, оды, героические и сатирические стихи.

Эдмунд Спенсер

Филипп Сидни

1552-1599

1554-1586

Впервые придал английскому стиху сладкозвучие и музыкальность. Как поэту Спенсеру доставались самые высочайшие эпитеты: «принц поэтов», «архи-поэт Англии», «наш новый Поэт», «Поэт Поэтов»

Был новатором в поэзии и в теории литературы, создал цикл из 108 сонетов « Астрофил и Стелла », а также элегии, баллады, оды, героические и сатирические стихи.

Джеймс Бербедж основатель первого английского театра

Джеймс Бербедж основатель первого английского театра

Устройство театра в Англии Первое театральное здание Лондона, построенное в 1576 году называлось просто и без претензий – «Театр». Оно напоминало гостиницу. Спектакли начинались в три часа дня и не нуждались в освещении.

Устройство театра в Англии

Первое театральное здание Лондона, построенное в 1576 году называлось просто и без претензий – «Театр». Оно напоминало гостиницу.

Спектакли начинались в три часа дня и не нуждались в освещении.

Место действия обозначалось предметами в руках актёров или текстом пьесы. Костюмы были более конкретны и даже богаты. Женские роли всегда исполняли юноши, и часто задерживалось начало спектакля, пока Джульетта или Дездемона не побреются.

Место действия обозначалось предметами в руках актёров или текстом пьесы. Костюмы были более конкретны и даже богаты. Женские роли всегда исполняли юноши, и часто задерживалось начало спектакля, пока Джульетта или Дездемона не побреются.

Уильям Шекспир  1564 -1616

Уильям Шекспир 1564 -1616

"Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам", — писал о Шекспире его младший современник, английский драматург Бен Джонсон. Шекспира называют крупнейшим гуманистом эпохи Позднего Возрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всего человечества.

Часто именуют национальным поэтом Англии.

Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

Шекспир родился и вырос в городе  Стратфорд-апон-Эйвон . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные значимые общественные должности. Он не посещал церковных богослужений, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден, принадлежала к одной из старейших саксонских семей. Всего у четы было 8 детей, Уильям родился третьим. В 18 он женился на  Энн Хатауэй , в браке с которой имел трёх детей: дочь  Сюзанну  и двойняшек  Хемнета , который умер в возрасте 11 лет и  Джудит .

Шекспир родился и вырос в городе  Стратфорд-апон-Эйвон . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные значимые общественные должности. Он не посещал церковных богослужений, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком).

Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден, принадлежала к одной из старейших саксонских семей. Всего у четы было 8 детей, Уильям родился третьим.

В 18 он женился на  Энн Хатауэй , в браке с которой имел трёх детей: дочь  Сюзанну  и двойняшек  Хемнета , который умер в возрасте 11 лет и  Джудит .

Между 1585 и 1587 гг. Шекспир оставляет Стратфорд и уезжает в Лондон. Где сначала работает актером, а затем драматургом в театре «Глобус»  Поэтический талант Шекспира не подлежит сомнению, но всемирную известность он приобрел именно как драматург, автор исторических хроник, трагедий, комедий и трагикомедий. Из-под его пера вышло 7 исторических хроник, описывающих события периода войн Алой и Белой розы и Столетней войны, 11 трагедий (

Между 1585 и 1587 гг. Шекспир оставляет Стратфорд и уезжает в Лондон. Где сначала работает актером, а затем драматургом в театре «Глобус» Поэтический талант Шекспира не подлежит сомнению, но всемирную известность он приобрел именно как драматург, автор исторических хроник, трагедий, комедий и трагикомедий.

Из-под его пера вышло 7 исторических хроник, описывающих события периода войн Алой и Белой розы и Столетней войны, 11 трагедий ("Макбет", "Гамлет", "Король Лир" и пр.) и 17 комедий ("Сон в летнюю ночь", "Виндзорские насмешницы", "Двенадцатая ночь" и пр.) 154 сонета, 4 поэмы и 3 эпитафии.

Реконструированный театр «Глобус» в Лондоне представляет собой многогранник с выдающейся в партер сценой и галереями для обеспеченных зрителей и стоячий партер с земляным полом для простонародья. Крыша нависает лишь над сценой и над галереями. В плохую погоду спектакли отменялись.

Реконструированный театр «Глобус» в Лондоне представляет собой многогранник с выдающейся в партер сценой и галереями для обеспеченных зрителей и стоячий партер с земляным полом для простонародья. Крыша нависает лишь над сценой и над галереями. В плохую погоду спектакли отменялись.

Шекспир во всех произведениях – исторических хрониках, комедиях, трагедиях рисовал судьбу личности в её неизбежной и прочной связи со средой. Эта связь просматривается и в лирической трагедии « Ромео и Джульетта»  ( 1594 – 1595) Борьба Ромео и Джульетты с семьёй за право их свободного выбора является отражением на семейном уровне борьбы патрицианских семей с интересами государства. Очевидна и параллель между враждой Монтекки и Капулетти, от которой страдает Верона, и феодальной войной Алой и Белой розы, принесшей Англии немало опустошений.

Шекспир во всех произведениях – исторических хрониках, комедиях, трагедиях рисовал судьбу личности в её неизбежной и прочной связи со средой. Эта связь просматривается и в лирической трагедии « Ромео и Джульетта» ( 1594 – 1595)

Борьба Ромео и Джульетты с семьёй за право их свободного выбора является отражением на семейном уровне борьбы патрицианских семей с интересами государства. Очевидна и параллель между враждой Монтекки и Капулетти, от которой страдает Верона, и феодальной войной Алой и Белой розы, принесшей Англии немало опустошений.

Шекспир включил в драму самые разные жанры лирики.  Увидев Джульетту на балу, Ромео разражается канцоной , песней средневековых трубадуров :   Её сиянье факелы затмило. Она подобна яркому бериллу В ушах арапки: чересчур светла Для мира безобразия и зла; Как голубя среди вороньей стаи, Её в толпе я сразу отличаю. Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор. Любил ли я хоть раз до этих пор? О нет! То были ложные богини, Я истинной красы не знал доныне!

Шекспир включил в драму самые разные жанры лирики. Увидев Джульетту на балу, Ромео разражается канцоной , песней средневековых трубадуров :

Её сиянье факелы затмило.

Она подобна яркому бериллу

В ушах арапки: чересчур светла

Для мира безобразия и зла;

Как голубя среди вороньей стаи,

Её в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет! То были ложные богини,

Я истинной красы не знал доныне!

Ночная сцена в саду, когда Ромео и Джульетта состязаются друг с другом в выражении своей любви, - это настоящий венок провансальских  тенсон , диалогов в стихах :   Ромео: Но что за блеск я вижу на балконе? Там брезжит свет. Джульетта, ты как день! Стань у окна, убей луну соседством; Она и так от зависти больна, Что ты её затмила белизною Две самых ярких звёздочки, спеша По делу с неба отлучиться, просят Её глаза покамест посверкать. Ах, если бы глаза её на деле Переместились на небесный свод! При их сияньи птицы бы запели, Принявши ночь за солнечный  восход.

Ночная сцена в саду, когда Ромео и Джульетта состязаются друг с другом в выражении своей любви, - это настоящий венок провансальских тенсон , диалогов в стихах :

Ромео:

Но что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты её затмила белизною

Две самых ярких звёздочки, спеша

По делу с неба отлучиться, просят

Её глаза покамест посверкать.

Ах, если бы глаза её на деле

Переместились на небесный свод!

При их сияньи птицы бы запели,

Принявши ночь за солнечный

восход.

Знаменитая сцена расставания от начала до конца пронизана мотивами альбы  – песни утренней зари : Д: Уходишь ты? Ещё не расцвело.  Нас оглушил не жаворонка голос,  А пенье соловья. Он по ночам  Поёт вон там, на дереве граната.  Поверь, мой милый, это соловей! Р: Нет, это были жаворонка клики,  Глашатая зари. Её лучи  Румянят облака. Светильник ночи  Сгорел дотла, В горах родился день  И тянется на цыпочках к  вершинам.

Знаменитая сцена расставания от начала до конца пронизана мотивами альбы песни утренней зари :

Д: Уходишь ты? Ещё не расцвело.

Нас оглушил не жаворонка голос,

А пенье соловья. Он по ночам

Поёт вон там, на дереве граната.

Поверь, мой милый, это соловей!

Р: Нет, это были жаворонка клики,

Глашатая зари. Её лучи

Румянят облака. Светильник ночи

Сгорел дотла, В горах родился день

И тянется на цыпочках к

вершинам.

Не будучи трагической: чувства героев от начала до конца взаимны и гармоничны, - любовь, сталкиваясь с миром социальной вражды, приводит к трагическому финалу. В этом столкновении двух жизненных укладов, двух разных систем морали – феодального своеволия и ренессансной гармонии – Шекспир показал, на чьей стороне преимущество. И когда Джульетта произносит: Мне не подвластно то. Чем я владею. Моя любовь без дна, а доброта – Как ширь морская. Чем я больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче…  любовь поднимается над политической рознью. Для своего времени это был замечательный тезис, выражавший передовую ренессансную концепцию мира.

Не будучи трагической: чувства героев от начала до конца взаимны и гармоничны, - любовь, сталкиваясь с миром социальной вражды, приводит к трагическому финалу. В этом столкновении двух жизненных укладов, двух разных систем морали – феодального своеволия и ренессансной гармонии – Шекспир показал, на чьей стороне преимущество. И когда Джульетта произносит:

Мне не подвластно то. Чем я владею.

Моя любовь без дна, а доброта –

Как ширь морская. Чем я больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче…

любовь поднимается над политической рознью. Для своего времени это был замечательный тезис, выражавший передовую ренессансную концепцию мира.

Комедии Шекспира также славили любовь, но они отражали не трагическую реальность, а романтику эпохи Возрождения – веру в торжество новых гуманистических идеалов. Их героями становились люди новой гуманистической культуры: они обладали сознанием своих прав, были всесторонне развиты, охвачены авантюрным духом и считали остроумие одним из самых ценных качеств человека.  Всевозможные розыгрыши, невероятные совпадения, переодевания, смешная путаница составляли стихию шекспировских комедий, начисто лишённых сатирической направленности и осмеяния пороков.

Комедии Шекспира также славили любовь, но они отражали не трагическую реальность, а романтику эпохи Возрождения – веру в торжество новых гуманистических идеалов.

Их героями становились люди новой гуманистической культуры: они обладали сознанием своих прав, были всесторонне развиты, охвачены авантюрным духом и считали остроумие одним из самых ценных качеств человека.

Всевозможные розыгрыши, невероятные совпадения, переодевания, смешная путаница составляли стихию шекспировских комедий, начисто лишённых сатирической направленности и осмеяния пороков.

«Укрощение строптивой»  Типичная ренессансная комедия. Оба главных героя комедии – личности незаурядные. Катарина – девушка нового времени: не желая быть покорной рабой мужчины, стремится отстоять человеческое достоинство. Избирая при этом типично мужской способ защиты – грубость и кулаки. Но и Петруччо – герой нового времени: он человек широких взглядов, воин, путешественник, мореплаватель, поэтому действует не кулаками , а хитростью, демонстрируя девице, насколько бесчеловечно и неразумно своеволие.

«Укрощение строптивой»

Типичная ренессансная комедия. Оба главных героя комедии – личности незаурядные. Катарина – девушка нового времени: не желая быть покорной рабой мужчины, стремится отстоять человеческое достоинство. Избирая при этом типично мужской способ защиты – грубость и кулаки.

Но и Петруччо – герой нового времени: он человек широких взглядов, воин, путешественник, мореплаватель, поэтому действует не кулаками , а хитростью, демонстрируя девице, насколько бесчеловечно и неразумно своеволие.

Виндзорские насмешницы Двенадцатая ночь Сон в летнюю ночь

Виндзорские

насмешницы

Двенадцатая ночь

Сон в летнюю ночь

1616 г., 23 апреля – Уильям Шекспир умирает в своём родном городе в возрасте 52 лет, в день своего рождения.

1616 г., 23 апреля – Уильям Шекспир умирает в своём родном городе в возрасте 52 лет, в день своего рождения.

При жизни этого автора ни у кого не вызывало сомнений, что он собственноручно пишет свои работы, зато после смерти появилось много утверждений и даже доказательств, что его знаменитые пьесы написаны вовсе не тем, кто известен, как их автор.

При жизни этого автора ни у кого не вызывало сомнений, что он собственноручно пишет свои работы, зато после смерти появилось много утверждений и даже доказательств, что его знаменитые пьесы написаны вовсе не тем, кто известен, как их автор.

Эпоха Возрождения, будучи величайшим переворотом в искусстве, оказалась прежде всего преобразованием духовного мира, великой эпохой преобразования умов. Обращение к античному наследию, преодоление духовного господства церкви породили светское вольномыслие – гуманизм, признавший ценность человека как личности, причем личности всесторонне развитой. Различия в характере гуманистической культуры разных стран были обусловлены национальной спецификой.  Италия и Франция     Германия и Нидерланды   Англия архитектура живопись скульптура музыка литература живопись литература, особенно драматургия

Эпоха Возрождения, будучи величайшим переворотом в искусстве, оказалась прежде всего преобразованием духовного мира, великой эпохой преобразования умов.

Обращение к античному наследию, преодоление духовного господства церкви породили светское вольномыслие – гуманизм, признавший ценность человека как личности, причем личности всесторонне развитой.

Различия в характере гуманистической культуры разных стран были обусловлены национальной спецификой.

Италия и Франция

Германия и Нидерланды

Англия

архитектура

живопись

скульптура

музыка

литература

живопись

литература, особенно драматургия

Отметь 12 наиболее ярких представителей эпохи Возрождения Проверь себя Михаил Врубель Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Казимир Малевич Диего Веласкес Пабло Пикассо Джорджоне Сандро Боттичелли Франц Шуберт Илья Репин Сальвадор Дали Жан Фуке Питер Брейгель Микеланджело Буанаротти Ян ван Эйк Огюст Ренуар Альфонс Муха Винсент Ван Гог Лоренцо Бернини Вильям Шекспир Поль Гоген Антонис ван Дейк Клод Моне Анри Матисс Орест Кипренский Иероним Босх Густав Климт Альбрехт Дюрер Поль Сезанн Валентин Серов

Отметь 12 наиболее ярких представителей

эпохи Возрождения

Проверь себя

Михаил Врубель

Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

Казимир Малевич

Диего Веласкес

Пабло

Пикассо

Джорджоне

Сандро Боттичелли

Франц Шуберт

Илья Репин

Сальвадор Дали

Жан Фуке

Питер Брейгель

Микеланджело Буанаротти

Ян ван Эйк

Огюст Ренуар

Альфонс Муха

Винсент Ван Гог

Лоренцо Бернини

Вильям Шекспир

Поль Гоген

Антонис ван Дейк

Клод Моне

Анри Матисс

Орест Кипренский

Иероним Босх

Густав Климт

Альбрехт Дюрер

Поль Сезанн

Валентин Серов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!