СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК в 11 классе на тему "Импрессионизм - поиск ускользающей красоты"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке: конспект урока, презентация с музыкой К. Дебюсси и материал для художественно-практической деятельности на уроке (коллаж, мозаика и др.) 

Просмотр содержимого документа
«Репродукции картин»





























Просмотр содержимого документа
«Художники»

Эдгар Дега

Эдуард Мане

Клод Моне

Камиль Писсарро

Огюст Ренуар

Альфред Сислей

Михаил Врубель

Николай Рерих



Василий Суриков

Василий Кандинский

Паоло Веронезе

Эжен Делакруа



Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме ИМПРЕССИОНИЗМ»

Урок Мировой художественной культуры в 11 классе



Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре

19 начала 20 века.

Тема урока: «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты»



Цель урока: выявить сущность импрессионизма, выделив его основные черты.

Задачи урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с новым направлением в искусстве - импрессионизмом, показать отличие импрессионизма от традиционного искусства, выяснить, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в живописи.

Развивающая:

развивать образное, логическое мышление; творческие способности через художественно-практическую деятельность.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию речи.

Воспитательная:

воспитывать эмоциональную сферу учащихся, формировать эстетическую восприимчивость через анализ-интерпретацию репродукций картин художников-импрессионистов. Воспитывать интерес и уважение к историческим традициям и ценностям художественной культуры в зарубежной и русской живописи рубежа 19 – 20 веков.

Тип урока: введения в тему.

Форма урока: урок – презентация.

Оборудование урока: выставка репродукций картин импрессионистов, компьютер, проектор.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, послушайте замечательную музыку композитора Дебюсси.

 Явлению, о котором сегодня пойдёт речь, поэт Осип Мандельштам посвятил такие строки:

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил…

Угадывается качель,

Недомалёваны вуали,

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.

Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю суждений и мнений, крайне противоречивые оценки.

Обратимся к эпиграфу нашего урока

Дерзкими усильями

Устремляясь к высоте,

Дальше, от грани теней,

Мы домчимся в мир чудесный

К неизвестной красоте!

/К. Бальмонт/



  1. Мотивация.

А вот два высказывания, принадлежащие известному французскому критику и знаменитому писателю:

Ученик: «Впечатление от этой живописи подобно впечатлению от музыки,

производимой кошкой, когда она разгуливает по клавишам рояля,

или мазне обезьяны, в лапы которой попал ящик с красками» Филипп Жиль

Ученик: «Сначала глаз не замечает ничего, кроме широко положенных пятен.

Затем предметы начинают вырисовываться и становиться на места, через несколько мгновений выявляется целое, значительное и прочное, и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту живопись» Эмиль Золя

Согласитесь, это прямо полярные точки зрения. Одного эта живопись возмущает и раздражает, другому доставляет истинное наслаждение. Причём, это мнения людей, разбирающихся в искусстве.

В чём же причина таких противоположных мнений? Попробуем разобраться в этом.

Хотите увидеть эти картины?

Слайд. Картины импрессионистов

Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, весной состоялась выставка картин группы художников.

Открытие выставки было смелым поступком, первым коллективным вызовом всему академическому искусству, Салону, критике и публике. Современники называли их бунтовщиками, а жюри Салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их работы. Оценка критики была ужасающей. Пресса смеялась над картинами, неоднозначной была реакция публики. Одним картины очень нравились, другие зрители пожимали плечами. Самые активные пытались пустить в ход зонтики и трости. Картины были необычны, непривычны.

Давайте представим, как могла бы отреагировать публика на эту выставку:

(Подготовленные ученики)

1 -Господа, посмотрите, какая «комическая выставка»! Все такое пестрое!

2-Это полная безграмотность! Даже у ребенка получится лучше.

1 -Здесь ничего невозможно разглядеть. Это не картины, а эскизы!

2-Они душевнобольные. Видимо, они хватают холст, краски и кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу свое имя.

1-Они думают, что это гениально.

2-Я вижу одну размалеванную пестроту!

1-Уходим. здесь нечего смотреть!

Учитель: А каково ваше мнение об этих картинах? (ответы учеников) Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой? (ответы учеников)

Учитель: Большинство её составляли те люди, которые с социальной точки зрения принадлежали к буржуазии, а с общественной – к типу обывателя. Их суждение о картине всегда носило потребительский оттенок, обусловленный либо её продажной стоимостью, либо вопросом, можно ли данную картину повесить в гостиной. Этим эстетическим потребностям и отвечала целиком та художественная продукция, которая выставлялась в Салонах.

Как всё новое, это искусство требовало к себе вдумчивого отношения, требовало целенаправленного процесса понимания.

Именно это потребуется сегодня от вас, так как вы впервые знакомитесь с новым для вас явлением в живописи, направлением, которое получило название – импрессионизм.

  1. Изучение нового материала. Запишем тему урока.

Слайд. Тема урока: «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты».

  1. Учитель: Сегодня на уроке мы должны выяснить, в чём заключается новаторство художников-импрессионистов, как они обогатили искусство. В конце урока у вас должно сложиться чёткое представление о том, что такое импрессионизм. Вам предстоит по ходу урока заполнить таблицы, которые есть перед вами. В конце урока вы их сдадите и получите оценки за работу на уроке. Посмотрите на них и подпишите

Фамилия художника

Наиболее запомнившаяся картина

Особенности стиля












Цель нашего урока: выявить сущность импрессионизма, выделив его основные черты.

Слайд. Портреты художников

Вот они, авторы не совсем обычных картин Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Мане.

Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопро­вождавшейся поисками новых путей изображения окружающе­го мира. Жюри Салона постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом офи­циальному искусству.

Импрессионизм… Это название появилось случайно.

Слайд. К. Моне. «Впечатление. Восход солнца»

Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо воскликнул «импрессионист». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название цело­му художественному направлению. Клод Моне  стал идейным вождем импрессионизма.

Слайд. К. Моне. «Впечатление. Восход солнца»

Чем эта картина отличается от виденных вами ранее картин?(ответы учеников)

Чем она необычна? (ответы учеников)

Как вы думаете, что стремился передать художник: реальный морской пейзаж или впечатление от увиденного? (ответы учеников)

Учитель: Действительно, каждого, кто хоть раз наблюдал восход солнца, поражает, как розовый свет встающего солнца растворяется в воздухе, в листве, предметах. Неслучайно в название картины есть слово «впечатление».

Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публи­ка же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «маз­ню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подоб­ных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.



1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

Чтобы увидеть, в чём ещё состояло новаторство художников-импрессионистов, давайте сравним их картины с традиционной, предшествующей им живописью.

Слайд. Живопись Н. Пуссена и К. Лоррена, О. Ренуара и К. Моне.

Что вы заметили? (ответы учеников)

Учитель: В пейзажах 18 века краски более яркие, сочные, предметы имеют более чёткие, резкие очертания. Удалённые предметы на втором плане (деревья) отличаются от дерева на переднем плане только размером, цвет же их от удалённости не меняется. Эти пейзажи несколько статичны. В пейзажах импрессионистов очертания предметов нечётки. Мы видим их словно сквозь лёгкую дымку. Красочная палитра высветлена. Картины полны света, воздуха, движения и жизни.

Слайд. Клод Моне «Осень».

Альфред Сислей «Город Вильнев на берегу Сены».

Какую роль, по-вашему, играет свет в этих картинах? (ответы учеников)


Учитель: Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике передачи света, который у них различен по интенсивности, чистоте, прозрачности. С его помощью они передавали изменчивость и быстротечность жизни.

Не кажется ли вам скучной эта природа? (ответы учеников)

Учитель: А вот мнение критика Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует. Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»

Итак:

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.



Как следует рассматривать полотна импрессионистов? Имеет ли значение точка зрения?

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент. Посмотрите репродукцию картины, которая у вас на столе, с близкого расстояния, затем - обратите внимание на экран.

Слайд. А. Сислей. «Дорога на опушке леса».

Что можете сказать?(ответы учеников)

Учитель: Если рассматривать картину вблизи, то увидим покрытый красочными мазками холст, но, отой­дя на шаг, мы заметим, как разноцветные пятнышки, нанесенные кисточкой вплотную одно к другому на полотно, сливаются и образуют волшебную картину осени. Именно поэтому полотна импрессиони­стов следует смотреть только на некотором расстоянии.

Эту новую технику письма чистым, несмешанным цветом художники-импрессионисты применили вследствие открытия в физике явления диффузии.



5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

Нужна ли, в таком случае, импрессионистам палитра? (ответы учеников)

Обратимся еще к одной работе Клода Моне

Слайд. К. Моне «Сирень на солнце»

Какое настроение передает эта картина? (ответы учеников)

С помощью чего удается это художнику? (ответы учеников)



Учитель: Свет пронизывает каждый сантиметр холста. Фейерверк разноцветных мазков прекрасно передаёт ощущение цельности и яркости зрительного восприятия природы.

Как вы думаете, эти художники создавали сначала эскизы своих работ? (ответы учеников)

Что ещё требовалось от художника в связи с новой техникой письма? (ответы учеников)



6. Импрессионисты не создавали рисунка, а писали сразу мазками на холсте. Для этого надо было иметь точную руку и верный глаз.

Слайд. Высказывание Моне

Учитель: К. Моне писал: «Я гоняюсь за природой и не могу её настичь. Вода в реке то прибывает, то убывает, один день она зелёная, другой – жёлтая… Можно дойти до помешательства, особенно, когда ты пытаешься передать определённый час дня и его атмосферу».

Художники-импрессионисты нашли способ разрешения волнующей проблемы: запечатлеть ускользающую красоту: они начали создавать серии картин, посвящённые одному мотиву.

Клод Моне создал серию из 11 картин, на которых был изображен туманный пейзаж со зданием Лондонского парламента на берегу Темзы.

Слайд. Серия «Парламент в Лондоне»

Чем примечательны эти пейзажи? (ответы учеников)

Учитель: Размытость. Так художник передает плотность тумана, смотрит на здание сквозь туманную дымку. Картин много. Художник спешит запечатлеть ускользающую красоту.

Лондонцы именно таким видели свой парламент каждый день, но не замечали этого. Моне открыл им глаза на примелькавшееся явление. Импрессионизм – это не философия и не техника, это новое художественное видение мира.

Скажите, импрессионисты показывали предмет объективно, т.е. таким, как он есть в действительности, или они привносили в него что-то своё, субъективное? (ответы учеников)

Почему же тогда зрители картин как будто видели что-то новое для себя? (ответы учеников)

Учитель: Видение мира импрессионистами было абсолютно объективно, но оно не совпадало ни с обыденным видением, ни с той устойчивой окраской предметов, которую зритель не столько «видит», сколько «помнит» (небо синее, трава зелёная, снег белый и т.д.) Импрессионисты словно отказываются от этого коллективного опыта и противопоставляют ему свое видение мира.

Слайд. Серия «Парламент в Лондоне»

В этой серии картин Моне смог создать максимально красочную фактуру, передав все настроение и все образы Лондонского тумана.

В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма? (ответы учеников)



7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод. Они стремились естественно запечатлеть природу и окружающий мир в их изменчивости, предать игру света и свои впечатления.

Слайд. Клод Моне. «Маки»

Где импрессионисты должны были создавать свои картины? (ответы учеников)

Слайд. Эдуард Мане. «Молодая женщина среди цветов»



8. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленэре.

Учитель: Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Слайд. К. Писсарро. «Бульвар Монмартр в Париже»,

«Оперный проезд в Париже».

Учитель: К. Писсарро . Его часто называли художником городских пейзажей. Он не стремился в своих полотнах уловить лицо города, скорее он суммировал в них впечатления прошлых лет. Болезнь глаз не позволяла ему работать на улице. В 1897 году он пишет известный теперь всем пейзаж «Бульвар Монмартр в Париже», открывающийся из окон Гранд-отеля. Через год в поисках новых точек зрения художник переезжает на улицу Риволи в отель «Лувр» и пишет там картину «Оперный проезд в Париже».

Какова была, по-вашему, основная цель его работ? (передать впечатление)

Каково ваше впечатление от Парижа Писсарро? ( ответы учеников)

Слайд. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Учитель: Эдгар Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц». Он в самом деле часто обращался к этой теме «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

Какие эпитеты смогли бы подобрать вы для описания этих балерин? ( ответы учеников)

Учитель:  «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.

Каким образом Дега стремился передать живую сущность мира? (через движение человека.)

Учитель: Критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» уложиться в размер картины.

Согласны ли вы с этой критикой? (ответы учеников)

Учитель: Обратите внимание, как четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.



9. Таким образом, изменчивость мира импрессионисты передавали и через движение человека.

Слайд. Э. Дега «Голубые танцовщицы», «Танцовщицы в зале для занятий»

Учитель: Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели. Ее бархатистая фактура способна передать вибрацию цвета. Эдгар Дега , один из немногих, кто предпочитал работать не на пленэре.



Ребята, как вы думаете, могли ли быть написаны портреты в стиле импрессионизм?

Слайд. О. Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Художник Огюст Ренуар написал несколько портретов актрисы Жанны Самари. Предлагаю вам обратиться к одному из них



Посмотрите внимательно. Какие черты импрессионистической живописи можете отметить? (ответы учеников)

Учитель: Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Он беззаботно сопоставляет розовые и зеленые краски, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.

На долю всех художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному течению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. Тем не менее, вместе они создали прекрасное искусство.





Ребята, а сейчас я предлагаю вам еще раз просмотреть свои записи в таблицах, подкорректировать и сдать.

Анализ-интерпретация художественного произведения.



Фамилия художника

Наиболее запомнившаяся картина

Особенности стиля

Клод Моне

Варианты: «Впечатление. Восход солнца», «Стог сена в Живерни». Серии картин «Руанский собор», «Поле маков»

Разнообразие мазков, передача изменчивости природы

Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы», «Абсент»

Передача движений, изображение танцовщиц, сложные ракурсы, необычные повороты.

Тема безнадёжности, одиночества в большом городе.

Огюст Ренуар

«Девушка с веером», «Портрет Жанны самари», «Бал в Мулен де ла Галетт»

Техника «Мазка», изображение портретов женщин и детей, жанровые композиции.



Итак, импрессионисты вместе учились, работали, боролись и страдали. Всеобщая враждебность не могла поколебать их убеждений. Вступив в конфликт с обществом, они на долгие годы попали в железные лапы нищеты, но ни один из них не поступился искусством для достижения своего благополучия. И бой они выиграли!

«Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века» Огюст Ренуар.

  1. Русский импрессионизм. Эхо импрессионизма пронеслось по всем странам Европы вплоть до России.

Слайды работ последователей импрессионизма в России.

Последователи импрессионистов в России: Архип Куинджи, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Валентин Серов.

Русские импрессионисты отображали внутренние впечатления художника, тогда как французские делали упор на впечатление от увиденного. Русские импрессионисты изображали мимолётные мгновения, поэтические символы России, воспевали «скромную» русскую природу.

Например, И. Грабарь «Февральская лазурь» и «Берёзова аллея», А. Куинджи «Берёзовая роща», К. Коровин «Гурзуф».



  1. Художественно-практическая деятельность – закрепление.

Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний». Я буду называть ряд слов, а вам необходимо будет назвать то слово, которое вы посчитаете лишним в этом ряду и объяснить – почему.

Сислей, Ремрандт, Моне.

Воздушная, статичная, жизнерадостная.

Четкость, размытость, контурность.

Парижский бульвар, Венская опера, Лондонский парламент.

Сейчас я предлагаю вам Творческую работу в группах. Каждая группа получит задание. Работаем слаженно. Время на выполнение задания- 7-10 минут. Затем представители от каждой группы расскажут о результатах.

Задание 1 группе: из предложенных репродукций и портретов художников выберите те, которые, по-вашему, относятся к стилю импрессионизм.

Оформление коллажа.



Задание 2 группе: работа в технике монотипия в стиле импрессионизма.



Задание 3 группе: В технике отрывной аппликации воссоздать по образцу одну из картин Клода Моне.



В конце рассматриваем и анализируем творческие работы детей.

Ребята, вот мы и подвели итог урока.

Мне хочется вернуться к названию и эпиграфу нашего урока: «Поиск ускользающей красоты».

Дерзкими усильями

Устремляясь к высоте,

Дальше, от грани теней,

Мы домчимся в мир чудесный

К неизвестной красоте!

/К. Бальмонт/

Объясните, пожалуйста, смысл этих слов. (Дети отвечают)

Думаю, теперь вы без труда сможете отличить картины импрессионистов от картин, представляющих другие направления в живописи. И главное: вы никогда не будете сходу осуждать новое в искусстве, а постараетесь понять его, узнать получше, постараетесь разобраться.

  1. Импрессионизм присущ не только живописи.

Домашнее задание по выбору – дифференцированно:

    1. Подобрать к понравившейся картине художников- импрессионистов стихотворение русского поэта конца 19 - начала 20 века;

    2. Создать презентацию о творчестве композиторов-импрессионистов.



На фоне музыки Дебюсси



И завершить урок хотелось бы строками из «Фауста» Гете:

УВЫ, ЗЕМНОЙ НЕ ДОЛОГ ПУТЬ.

И ВСЕ Ж ВО ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА,
ТВОРЯ ВЕЛИКОЕ, ШАГНУТЬ

ЗА РАМКИ СОБСТВЕННОГО ВЕКА…

Действительно, прошло уже более ста лет. Но по-прежнему жив интерес к творчеству импрессионистов. И мы помогаем им перешагнуть рубежи веков, откликаясь душой на их стремления и искания.

  1. Рефлексия. Ребята, сейчас хотелось бы узнать ваше впечатление об уроке. Здесь лежат различные картинки. Вам предстоит выбрать одну из них:

Солнце - урок понравился, было интересно;

Облако - урок не совсем плохой, но могло быть и лучше;

Пятно - было скучно, ничего нового узнать не пришлось.

Наклейте ее на наш коллаж.

Спасибо за работу. До свидания.





12


Просмотр содержимого презентации
«ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ»

Урок мировой художественной культуры  11 класс В презентации звучит музыка композитора – импрессиониста Клода Дебюсси

Урок мировой художественной культуры

11 класс

В презентации звучит музыка композитора – импрессиониста

Клода Дебюсси

«Поиск ускользающей красоты.  Импрессионизм»

«Поиск ускользающей красоты. Импрессионизм»

Художник нам изобразил  Глубокий обморок сирени  И красок звучные ступени На холст, как струпья,  положил.  Он понял масла густоту – Его запекшееся лето  Лиловым мозгом разогрето,  Расширенное в духоту.  А тень-то, тень все лиловей,  Свисток иль хлыст, как спичка,  тухнет, -  Ты скажешь: повара на кухне  Готовят жирных голубей.  Угадывается качель,  Недомалеваны вуали,  И в этом солнечном развале  Уже хозяйничает шмель. Осип  Мандельштам

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья,

положил.

Он понял масла густоту –

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,

Свисток иль хлыст, как спичка,

тухнет, -

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,

Недомалеваны вуали,

И в этом солнечном развале

Уже хозяйничает шмель.

Осип Мандельштам

В конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. Красивое слово, загадочное. С французского impression-впечатление… Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. Она называлась  «Впечатление. Восход солнца». « Зарождение импрессионизма  было радостно, как ранняя весна.  Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по-детски радовались свету, краскам».  Максимилиан Волошин

В конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. Красивое слово, загадочное. С французского impression-впечатление… Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году.

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

« Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин

Художники - импрессионисты Франция 70-80-е годы 19 в. «Салон Отверженных» Эдуард Мане 1832-1883 Камиль Писсарро 1830-1903 Пьер Огюст Ренуар 1841-1919 Клод Оскар Моне 1840-1926 Эдгар Дега 1834-1917 Альфред Сислей 1839-1899

Художники - импрессионисты

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Клод Оскар Моне

1840-1926

Эдгар Дега

1834-1917

Альфред Сислей

1839-1899

«Салон Отверженных» Париж, 1863 год, Дворец промышленности…Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ. В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца  промышленности. Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название  «Салон Отверженных».  Годами приученная к официальному академическому искусству,  публика пребывает в полном недоумении…  Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане  «Завтрак на траве»

«Салон Отверженных»

Париж, 1863 год, Дворец промышленности…Жюри

знаменитого Салона отклоняет около 70%

представленных работ. В разразившийся скандал

вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил

представить полотна в другой части Дворца

промышленности. Так 15 мая 1863 года

была открыта выставка,

получившая выразительное название

«Салон Отверженных».

Годами приученная к официальному

академическому искусству,

публика пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане Завтрак на траве «Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль…Место господину Мане в Лувре уже обеспечено». Олимпия

Эдуард Мане

Завтрак на траве

«Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль…Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».

Олимпия

Особенности живописного языка импрессионистов. Работа на пленэре  Техника  пастели   Изобразить подвижность и изменчивость мира Общие принципы Чувственное восприятие, впечатление Восприятие цвета на расстоянии Живая подвижная композиция

Особенности живописного языка импрессионистов.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Чувственное

восприятие,

впечатление

Восприятие

цвета на

расстоянии

Живая

подвижная

композиция

Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских на пленэр (фр. plein air – вольный воздух). Камиль Писсарро. Весна в Эраньи. Альфред Сислей. Дорога на опушке леса . Клод Моне. Маки

Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air – вольный воздух).

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Клод Моне.

Маки

Клод Моне. Руанский собор. Художников –импрессионистов объединяло субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на  поверхности предметов Эдуард Мане. Сирень. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже. Камиль Писсарро. Мороз. Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на

поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.

Камиль Писсарро. Мороз.

Клод Моне. Цветущий сад.

Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного. Клод Моне. Здание парламента в Лондоне.

Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные

видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками,

заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Клод Моне.

Здание парламента в Лондоне.

Клод Моне. Парламент. Чайки. Река Темза. Клод Моне. Парламент. Закат. Фото. Здание парламента в Лондоне.

Клод Моне. Парламент. Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.

Фото. Здание парламента в Лондоне.

Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике передачи света, который у них различен по интенсивности, чистоте, прозрачности. С его помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Клод Моне. Осень . Огюст Ренуар. Качели. Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике

передачи света, который у них различен по интенсивности, чистоте, прозрачности.

С его помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни.

Клод Моне. Осень .

Огюст Ренуар. Качели.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. pastel) – живописи цветными карандашами или красочным порошком. Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри. Эдгар Дега Танцовщицы в зале для занятий. Танцовщицы  на поклонах. Голубые танцовщицы.

Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели

(фр. pastel) – живописи цветными карандашами или красочным порошком.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета,

который кажется как бы светящимся изнутри.

Эдгар Дега

Танцовщицы в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.

Голубые танцовщицы.

Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя  не отметить их поиски в области живописных  композиций. Эти художники во многом обновили принципы их построений, отказавшись от академических требований неподвижности, симметрии, порядка и четкости. О.Ренуар. Лодки на Сене. К.Моне. Тюльпаны Голландии А.Сислей. Регата. К.Моне. Мост Ватерлоо. Э.Мане. Весна.(Жанна) А.Сислей. Лужайки весной. К.Моне. Пруд в Монжероне К.Моне. Эртрет. Закат. Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.

Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.

Дега. Урок танца. Клод Моне. Кувшинки. (Облака). Клод Моне. Бульвар Капуцинок в масленицу. Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт.

Дега. Урок танца.

Клод Моне. Кувшинки. (Облака).

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в масленицу.

Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт.

Пейзажи впечатления. Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть ее «душу» Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар.

Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар.

Берег Сены у Буживаля. Мост в Марэ ранним утром.

Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.  Оперный проезд в Париже. Набережная Малаке в солнечную погоду.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр в Париже.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер. Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. Огюст Ренуар. Танец в Буживале. Огюст Ренуар. Танцы в городе.

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Огюст Ренуар. Танцы в городе.

Огюст Ренуар. «Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздает их характер и внутренний мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник может передать образ женщины в более соблазнительной манере». Теодор Дюре. Прогулка Портрет Жанны Самари. Спящая купальщица Дама с веером.

Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник может передать образ женщины в более соблазнительной

манере».

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Спящая купальщица

Дама с веером.

Жорж Сера. Цирк Голландия. Винсент Ван Гог. Подсолнухи Поль Гоген.Таитянские женщины. Берег Ба-бютен Франция. Поль Сезанн. Пейзаж. Терраса кафе ночью. Вид на Мартинику. Дорога в Шантийи.

Жорж Сера. Цирк

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Поль Гоген.Таитянские женщины.

Берег Ба-бютен

Франция.

Поль Сезанн. Пейзаж.

Терраса кафе ночью.

Вид на Мартинику.

Дорога в Шантийи.

Германия. Андерс Цорн. Купание у скал. Волны Лапландии.

Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.

Февральская лазурь. Константин  Коровин. Россия. Игорь Грабарь. Весна. Баллюстрада. Бульвар Капуцинок. Париж после дождя.

Февральская лазурь.

Константин

Коровин.

Россия.

Игорь Грабарь.

Весна.

Баллюстрада.

Бульвар Капуцинок.

Париж после дождя.

Валентин Серов. Портрет Зинаиды Юсуповой Девочка с персиками

Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками

… На деревьях рождаются листья, Из щетины рождаются кисти, Холст растрескивается с хрустом, И смывается всякая плесень… Дело пахнет искусством. Человечеству хочется песен…   Леонид Мартынов

На деревьях рождаются листья,

Из щетины рождаются кисти,

Холст растрескивается с хрустом,

И смывается всякая плесень…

Дело пахнет искусством.

Человечеству хочется песен…

Леонид Мартынов

Творческое задание:

Творческое задание:

  • Подобрать к понравившейся картине художников- импрессионистов стихотворение русского поэта конца 19 - начала 20 века;
  • Создать презентацию о творчестве композиторов-импрессионистов.
В презентации использованы следующие материалы: Музыка: Клод Дебюсси «Маленькая сюита. В лодке». Клод Дебюсси «Маленькая сюита. Cortege». Стихи: О. Мандельштама П. Верлена Л. Мартынова Репродукции картин художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, К. Писсарро, Э. Дега, В. Ван Гога, П. Сезанна, Ж. Сера, А. Цорна, И. Грабаря, К. Коровина, В. Серова.

В презентации использованы следующие материалы:

Музыка:

Клод Дебюсси «Маленькая сюита. В лодке».

Клод Дебюсси «Маленькая сюита. Cortege».

Стихи:

О. Мандельштама

П. Верлена

Л. Мартынова

Репродукции картин художников:

Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, К. Писсарро, Э. Дега,

В. Ван Гога, П. Сезанна, Ж. Сера, А. Цорна, И. Грабаря, К. Коровина,

В. Серова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!