СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок МХК в 11 классе по теме "Серебряный век в художественной культуре России"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарная разработка урока представлялась в рамках регионального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года" в Курской области. Цель данного урока - сформировать представление обучающихся о русской культуре конца XIX – начала XX века через призму различных видов искусства. В уроке используются элементы ролевой игры, групповые формы работы обучающихся, проблемное изложение содержательного материала, множественные междисциплинарные связи. К сценарию прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока МХК.11 кл.Серебряный век»

СЦЕНАРИЙ УРОКА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В 11 КЛАССЕ

ТЕМА «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ»


Учитель: Бороздина Галина Викторовна


Цель: сформировать представление обучающихся о русской культуре конца XIX – начала XX века через призму различных видов искусства.


Задачи:

- развитие критического мышления, умения работать с разными источниками информации, способности аргументировать свою точку зрения;

- развитие способности использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей;

- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- воспитание чувства патриотизма, индивидуального художественного вкуса, становление духовной культуры, формирование устойчивой потребности в общении с искусством;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в целом и к культуре своего народа в частности;

- формирование исследовательских умений, развитие творческих способностей обучающихся.


Оборудование: фортепиано, компьютер, медиапроектор, экран, компьютерная презентация, доска, магниты, маркеры, СD-проигрыватель.

Учебно-методические материалы: таблички с названиями групп «Литературоведы», «Искусствоведы», «Музыковеды»; словари эстетических эмоций; карты-алгоритмы для творческой работы групп обучающихся; аудиоматериалы (А.Н. Скрябин. Этюд № 12; А.Т. Гречанинов «Жалоба»; С.В. Рахманинов. Прелюдия соль мажор).


Ход урока (на доске прикреплены эпиграфы, экран закрыт)


В эти годы России было послано много даров.

Н.А. Бердяев


Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бороздина Галина Викторовна! Сегодня мы впервые работаем вместе, но я очень надеюсь, что наша совместная деятельность на уроке будет плодотворной, и мы достигнем желаемой цели.

Обратите внимание на доску. Тема нашего урока: «Серебряный век в художественной культуре России» (на доске появляется тема, зачитывается эпиграф). Вслушайтесь в символичную для этого времени музыку…


Звучит музыка (А.Н. Скрябин. Этюд №12)


Учитель (на фоне музыке): Она движется мощным потоком, то, замедляя, то ускоряя ход. В истории искусства тоже есть периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью идей. Таким в истории русской художественной культуры был (слайд 1) «серебряный век», названный так выдающимся русским философом Николаем Александровичем Бердяевым (портрет).

Серебряный век русской культуры длился совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре. Что же это было за время – рубеж XIX - XX веков?

Вопрос: (слайд 2) Поэтому, ключевой вопрос урока звучит так: «В чем сущность социокультурного феномена «серебряного века»?»

Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Культура – это всегда отражение истории.

Вопрос: Как вы думаете, почему период развития русской культуры на рубеже XIXXX веков назван «серебряным веком»? Какими историческими событиями отмечен этот период в истории России? Давайте вспомним содержание этого периода. Пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами.


(слайд 3) Видеоряд исторических событий


Учитель (после видеоряда): Повтор вопроса и ответы обучающихся (начало царствования Николая II (1894); 1904-1905 – русско-японская война; 1905-1907 – первая русская революция («кровавое воскресение»); 1906 – первая Государственная Дума, аграрная реформа Столыпина; 1914 – начало Первой мировой войны; 1917 – февральская революция, октябрьская революция).


Учитель: Но все же «серебряный век» – это подлинный расцвет творческого духа и один из ярких периодов раскрепощения художественного гения российской культуры.

Вопрос: Какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите словосочетание «серебряный век»? (блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, капель, волшебство, тайна…, но и боль, переоценка ценностей, обида и др.)

Учитель: Выходит, время, так красиво названное Бердяевым, таило в себе раскол и потрясение, и отсюда важными становятся слова Федора Ивановича Тютчева:

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!

Его призвали все благие, как собеседника, на пир.

Он их высоких зрелищ зритель…».

Учитель: Но поэты, музыканты, зодчие, художники той эпохи не были зрителями. Они были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающейся социальной катастрофы. Они жили, испытывая неудовлетворенность «обыденной серостью», и жаждали открытия новых миров.

Сегодня для нас ведущими станут три вида искусств, наиболее ярко отозвавшиеся на события данного исторического периода, – поэзия, музыка и изобразительное искусство. Я предлагаю вам поработать в 3х группах (расставить таблички). Вы будете представлять группу литературоведов, группу музыковедов и группу искусствоведов.

Каждая группа получает карточки, на которых перечислены имена знаменитых людей – композиторов, поэтов и художников. Задание: Выберите, пожалуйста, те имена, соответствующие историческому периоду, о котором мы ведем речь (работа обучающихся по группам).

Учитель: Очевидно, что творцами «серебряного века» нельзя назвать всех его современников; к ним принадлежат те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. Эти люди жили предчувствием надвигающейся социальной катастрофы, предрекали и призывали обновление человеческой души. На этом фоне рождались художественные течения и индивидуальные стили, в которых были провозглашены новые идеалы, и сместился смысл привычных понятий.

Вопрос: Какие художественные течения этого времени вы знаете? (слайд 4) (символизм (знак-символ), акмеизм («акме» - высшая степень чего-либо), футуризм (будущее), имаженизм (образ) и другие).

Учитель: Несмотря на обилие течений, самым ярким явлением художественной культуры «серебряного века» стал символизм. Как известно, это направление в развитии искусства конца XIX – начала XX века было общеевропейским, однако, именно в России символизм обрел глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отраженный в великих творениях театра, живописи, музыки, литературы.

Душа российского интеллигента предреволюционных десятилетий словно вырвалась из тисков традиций и свободно парила на просторах культуры в поисках ее единства и гармонии.

(слайд 5) Борис Леонидович Пастернак – крупнейший русский лирик, представитель футуризма, был целиком сосредоточен на пристальном исследовании сложной и противоречивой природы человека, его душевных глубин, таинственных и неисчерпаемо богатых. Он вырос в музыкальной семье, учился музыке и мог стать пианистом. Но, став поэтом, он никогда не расставался с музыкой ни в жизни, ни в поэзии. Сегодня стихи Пастернака, положенные на музыку, прозвучат в исполнении Владимир Шевцова – курского композитора и исполнителя романсов, нашего современника.

Внимательно вслушайтесь в музыку и слова романса. Это поможет вам в дальнейшем выполнить творческие задания.


Работа группы «Музыковеды» (Задание: докажите, что музыка созвучна поэзии, определите по карточках, какими средствами музыкальной выразительности создан образ произведения);

работа группы «Литературоведы» (Задание: определите, какие эмоции, чувства человеческой души отразились в этом произведении, воспользовавшись словарями эстетических эмоций);

работа группы «Искусствоведы» (Задание: подберите палитру красок и нарисуйте воображаемую картину, созвучную настроению произведения?)


Педагогический показ ((слайд 6) М. Цветаева. Стихотворения «Мне нравится…»)


Учитель: Это женский взгляд на мир человеческой души. Мир человеческой души в произведениях «серебряного века» полон любви – любви к близкому человеку, любви к природе, любви к малой родине и большой любви к России. Любовью к России наполнена душа человека «серебряного века», и неслучайно, ведь это время ознаменовано революционными потрясениями, которые заставляли человека думать и переживать о судьбе Родины. Это выразилось в музыке и живописи того времени.

Именно в эти же годы композитор (слайд 7) Александр Тихонович Гречанинов (высвечивается портрет и название произведение) пишет пьесу «Жалоба». Послушайте эту музыку и вглядитесь в видеоряд, составленный из полотен художников «серебряного века».

Вопрос: Какой увидели Россию люди искусства «серебряного века»? (ответы обучающихся после прослушивания по цепочке)


Педагогический показ (игра на ф-но. А.Т. Гречанинов «Жалоба»,

(слайд 8) видеоряд полотен Левитана)


Учитель: (слайд 9) Исаак Ильич Левитан говорил: «Не знаю страны лучше, чем Россия». Каждое его полотно – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Именно через пейзаж, через раскрытие тончайших состояний природы художник передает самые разные настроения, состояния души человека. В этом Левитан очень близок по духу поэту «серебряного века» Сергею Есенину:

«Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…»

Согласитесь, сколько нежных и светлых чувств звучит в этих поэтических строках. Обратимся к нашему главному вопросу, попробуем, наконец, дать на него ответ.

Вопрос: (слайд 10) «В чем сущность социокультурного феномена «серебряного века»?»

Учитель: Я предлагаю подвести итог работой уже сплотившихся 3х групп.


Рефлексивная оценка (рейтинговая, знаниевая, эмоциональная)


Учитель: Группе искусствоведов предстоит создать шкалу рейтинга данного исторического периода, выделить «за» и «против» «серебряного века».

Группе литературоведов необходимо разгадывать кроссворд, чтобы получить ключевое итоговое слово по вертикали (Ренессанс).

Группе музыковедов я предлагаю протянуть символическую «нить веков», связывающую прошлое и настоящее. Как известно, без памяти прошлого нет будущего. Вы получаете символические колокольчики, как отзвук «серебряного века». Напишите на них, какие ценности «серебряного века» можно перенести в наше время?


Звучит музыка (С.В. Рахманинов. Прелюдия соль мажор), подведение итогов


Учитель: Не вызывает сомнения утверждение, что культура – это вечная ценность. Народ силен своей культурой и жив до тех пор, пока эта культура существует, развивается, передается из поколения в поколение. Современная молодежь должна стать основой возрождением культуры новой эпохи, осуществить свой ренессанс в современной культуре.

От вашего желания видеть Россию крепкой, сильной, могущественной, культурно образованной зависит, какой она станет в будущем. Пусть светлые и высокие чувства – Вера, Надежда и Любовь – всегда украшают вашу жизнь.


Учитель: Сегодня я хочу поблагодарить вас за урок и подарить напутственные слова о любви, составляющие одну из граней человеческой души: «Пусть мысли ваши будут возвышенными, идеалы – сияющими, ваши склонности – духовными. Да будут сердца ваши подобны чистым зеркалам, в которых отражаются звезды неба, любви и красоты. Воспарите в чистом воздухе любви. Отправьтесь в плавание по бескрайнему морю любви. Обратите слух ваш к восхитительным мелодиям любви. Да будут ваши стремления прекрасны, как пир любви, а слова ваши, как нитка белых жемчужин из моря любви. Будьте стойкими и мужественными на тропе любви!» (учитель раздает всем обучающимся печатные варианты). Надеюсь, что эти мудрые мысли станут надежным спутником вашей жизни.

Спасибо за наше плодотворное сотрудничество! Урок окончен, можете быть свободны.


Звучит музыка (С.В. Рахманинов. Прелюдия соль мажор),

выход обучающихся из класса

5



Просмотр содержимого презентации
«Урок МХК.11 кл.Серебряный век»

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»  (конец XIX – начало XX века )  НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ – выдающийся русский философ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» (конец XIX – начало XX века )

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ – выдающийся русский философ

В чем сущность       социокультурного     феномена         «серебряного        века»?

В чем сущность социокультурного феномена «серебряного века»?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ  «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»: СИМВОЛИЗМ (знак-символ) АКМЕИЗМ (высшая степень чего-либо) ФУТУРИЗМ (будущее) ИМАЖЕНИЗМ (образ)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»:

СИМВОЛИЗМ

(знак-символ)

АКМЕИЗМ

(высшая степень

чего-либо)

ФУТУРИЗМ

(будущее)

ИМАЖЕНИЗМ

(образ)

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ  ПАСТЕРНАК  крупнейший русский лирик, представитель футуризма

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

крупнейший русский лирик, представитель футуризма

МАРИНА ИВАНОВНА  ЦВЕТАЕВА

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

А . Т . ГРЕЧАНИНОВ       «ЖАЛОБА»

А . Т . ГРЕЧАНИНОВ «ЖАЛОБА»

ИСААК ИЛЬИЧ  ЛЕВИТАН «Не знаю страны лучше, чем Россия»

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

«Не знаю страны лучше, чем Россия»

В чем сущность       социокультурного     феномена         «серебряного        века»?

В чем сущность социокультурного феномена «серебряного века»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!