СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по курсу ОРКиСЭ по теме "Моральный долг"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 11 по курсу ОРКСЭ модуль " Светская этика"

Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу ОРКиСЭ по теме "Моральный долг"»

Пояснительная записка



Урок по курсу ОРКСЭ,

модуль «Основы светской этики»

по теме «Моральный долг»

Создание условий для формирования у ребёнка целостного, социально ориентированного взгляда на мир, а значит воспитания сознательного гражданина России, успешного в выбранных им социальных ролях невозможно без работы по формированию у него личностных смыслов реализации своих прав и выполнения своих обязанностей. Особенное значение для личности и общества имеет способность человека осознанно и добровольно выполнять свой моральный долг. Создание условий для формирования и развития предпосылок к этически правильному выбору ребёнка в отношении определения границ и принятии личного морального долга – одна из важнейших задач в работе школы. Курс ОРКСЭ позволяет строить работу в этом направлении, а в уроке по теме «Моральный долг» есть возможность особенно глубоко рассмотреть проблему.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к понятию морального долга.

Задачи:

- познакомить с новыми понятиями: моральный долг, моральная обязанность.

- способствовать формированию чувства сопричастности к историческому наследию Родины, осознанной позитивной позиции в отношении основных нравственных ценностей, мотивации к осознанному нравственному поведению.

- способствовать развитию коммуникативных качеств личности, умений работать с информацией, критичности мышления и способности определять для себя личную позицию в этических вопросах, грамотно формулировать и обосновывать её для окружающих.

Участники: обучающиеся 4 класса.

Предполагаемые результаты:

Предметные: понимание терминов «моральный долг», «моральная обязанность».

Личностные: ценностное отношение к понятию морального долга, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; планировать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения; умение грамотно формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.









Ход урока

I. Орг. момент

К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь. Садитесь.

II. Актуализация знаний

- Наш урок начнём с работы в группах. Вспомним правила работы в группах. На партах лежат конверты со словами. Вам нужно из слов составить предложение, которое является высказыванием одного из великих людей.

Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь Толстой Л. Н.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга. Цицерон

Долг то великое, что возвышает человека над самим собой. Иммануил Кант

- Проверим, что у вас получилось.

- Какое понятие объединяет все высказывания?

III. Постановка цели и задач

- Кто догадался, чему будет посвящена тема урока? (долгу) Действительно мы будем говорить о долге.

- Объясните значение слова долг. Для этого:

1 группа – находит определение в толковом словаре Ожегова.

2 группа - в этимологическом словаре.

3 группа – в энциклопедическом словаре.

Итак, подведем итоги работы, долг – это…

- Следовательно, о каком долге пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы поговорим о моральном долге.

- Какие цели поставим перед собой?

IV. Изучение нового материала.

- Попробуйте объяснить, что такое моральный долг.

- Проверим наши предположения. Как об этом сказано в учебнике? С. 26 1 абзац.

- Как вы понимаете фразу из определения «осознание необходимости исполнения»?

- Кто нас заставляет его исполнять? Докажите текстом ваше мнение.

- Дополните определение словом добровольного. Что получилось? Запишите определение в опорном листе (Моральный долг - это осознание человеком необходимости добровольного исполнения моральных норм)

- Как иначе иногда называют моральный долг? Почему? (ищи в первом абзаце)

- Как вы думаете, какие моральные обязанности есть у человека?

- Выделяют три группы обязанностей человека:

1) перед самим собой.

2) перед другими людьми.

3) перед обществом.

V. Работа в группах

- В изучении нового материала нам поможет статья, посвященная обязанностям человека. Задание каждой группе дано перед текстом.

Прочитайте. Соотнесите виды обязанностей перед самим собой с примерами.

II. Обязанности личности перед другими людьми.

Прочитайте. Соотнесите виды обязанностей перед другими людьми с примерами.

1. Обязанность уважать права другого. Каждый человек должен не только пользоваться своими правами, но и не нарушать права других людей.

3. Алексей Анатольевич каждый год на День Учителя звонил своей первой учительнице и поздравлял её с праздником

2. Обязанность оказывать бескорыстную помощь. Человек долга стремится оказывать помощь людям не рассчитывая на вознаграждение.

1 Полина любила дразнить детей, но при этом, сама обижалась, если дразнили её. Бабушка, услышав жалобы внучки, сказала: «Не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой… Научись уважать другого, а не только требовать уважения к себе!»)

3. Обязанность быть благодарным.

2.Ольга всегда хорошо училась. Когда соседка по парте попросила помочь решить задачу, то Ольга осталась после уроков и объяснила однокласснице непонятный момент. На вопрос: «Что ты за это хочешь?» Ольга улыбнулась и ответила «Получи пятёрку за контрольную!»



III. Обязанности личности перед обществом.

Прочитайте. Соотнесите виды обязанностей перед обществом с примерами.

1. Обязанность беречь мир и безопасность на планете. Каждый человек должен воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

3. Посещая музей в селе Ловозеро, ребята внимательно слушали рассказ экскурсовода об особенностях культуры и быта народов севера: саамов и коми

2. Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен беречь природу от пожаров, истребления животных и растений, загрязнения и нерационального использования вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке растений, созданию уголков природы и т.п.

1. Коля и Артур жили в одном дворе и увлекались граффити. Однажды Коле подарили новые краски и мальчики решили расписать стену гаража. Артур принёс……образец с лозунгом «Россия для русских!» «Не стоит писать глупости!» - сказал Коля, «у меня друзья разных национальностей и я не хочу их обидеть и потерять!» Утром прохожие читали надпись на гараже «Ребята, давайте жить дружно!»

3. Обязанность ценить и беречь культуру своего народа и народов мира. Культура является наивысшим выражением духовного мира человека. Человек обязан относиться к культуре своего народа и народов мира как к величайшей ценности, расширять свои знания о ней.

2. Ребята помыли руки перед завтраком и отправились в столовую. Техничка Елена Николаевна вздохнула и пошла закрывать краны, из которых мощными струями лилась вода



- Обменяйтесь листочками.

Проверим работу. Если вы согласны с выполнением задания – то поднимаете зелёную карточку, если есть вопросы – поднимаете красную.

Ваше мнение о работе I группы? II группы? III группы?

Итак, что вы можете сказать о моральных обязанностях? (на доске – виды обязанностей, запишите на опорный лист)

VI. Физкультминутка

Вышли рано утром в чистое поле. Светает. Оглянулись вокруг. Посмотрели на небо, на облака. Посмотрели вдаль. Видим на холме церковь стоит. Закройте глаза. Представьте белокаменный храм вдали. Золотые купола увенчаны православными крестами. Над храмом кружит белый голубь. Мысленно проследите глазками за тем, как он облетает вокруг куполов. Вот голубь поднялся высоко в небо, пропадал вдали

- Продолжаем нашу работу.

- Что выполнение человеком морального долга даёт обществу?

- Что выполнение этих обязанностей даёт человеку, который следует своему моральному долгу?

VII. Закрепление (Работа в группах)

- Человека, который следует своему долгу, называют человеком долга. Именно люди долга оставляют самые яркие следы в истории мира и стран, которые стали их Родиной. Таким человеком был Сергий Радонежский, 700-летие которого отмечаем в этом году.

На уроках литературного чтения вы знакомились с некоторыми эпизодами из жития Сергия Радонежского. Вам необходимо выбрать отрывок, который ярче всего характеризует выполнение моральных обязанностей, рассматриваемых вашей группой.

1.Братья Варфоломея вырастали и уходили на княжескую службу. А Варфоломей много читал, часто ходил в церковь, размышлял о жизни и хотел жить в монастыре. Но решил остаться, пожить немного в семье и помочь старикам-родителям. Лишь спустя много времени Варфоломей сумел осуществить свои мечты.



2. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел незнакомого старика. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал кусок просфоры и сказал, что отныне будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники.

3. В то время продолжались княжеские междуусобицы. Князья делили власть и землю. Это ослабляло Русь, позволяло Орде сохранять влияние. Сергий призывал прекратить междуусобицы, закончить споры, объединиться и освободить Русь



- какой отрывок подобрали ребята из 1 группы? Почему? Аналогично проверка работы 2 и 3 групп.

- Мы рассмотрели только 3 момента из жизни Сергия Радонежского. Но на самом деле на протяжении всей жизни следовал пути долга. Этим же путём шли и те, кого сейчас называют Святыми земли русской. Ребята I группы подобрали литературу о Святых земли.

- В минуту испытаний следовать своему долгу очень трудно. Поэтому особое уважение и благодарность вызывают те, кто не задумываясь осуществляли свой моральный долг. Ребята II группы подготовили подборку книг о людях долга.

- Не хотелось, чтобы у вас возникло впечатление, что следовать по пути долга могут святые или герои. На самом деле каждый живёт, выполняя моральный обязанности. Ребята III группы сделали подборку книг о ребятах, таких как вы.

- Есть ещё много других обязанностей, связанных с взаимоотношениями людей. Есть родительский долг – заботиться о детях. Есть долг заботиться о больных и стариках. Есть профессиональный долг, который связан с выполнением обязанностей по работе. Есть патриотический долг, который выражается в защите своей Родины, в заботе о её процветании. Самое главное в моральном долге – это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им.

VIII. Рефлексия и обобщение.

- Давайте вернёмся к высказываниям о долге. Что изменилось в ваших представлениях о долге?

- А теперь я надеюсь услышать ваши высказывания. Закончите предложения:

Я хочу быть человеком долга, чтобы …

Необходимо следовать моральному долгу, потому что …

IX. Домашнее задание

- Предлагаю подумать над смыслом высказываний.

- Прочитать любую из рекомендованных книг, найти о каких обязанностях идёт речь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!