Организационный момент | Чтобы добрым выдался день, надо просто начать его с улыбки. Добрый день, ребята! Вот только перед уроком получила странное письмо и на конверте в графе «кому»- « на урок русского языка» , а « от кого»- из королевства Морфологии. Давайте зачитаем? « Добрый день! Пишет вам из далекой и многовековой страны Морфология его царь- Великий Могучий Язык! Живем мы очень дружно, все части речи : а их у меня 11, четко выполняют свои функции. Самостоятельные части речи ,как положено , делают нашу речь богаче, изменяются по числам, родам, спряжениям, временам, а служебные им усердно помогают. Решил я перед новым годом всем частям речи подарки преподнести. И вот желание одной из них « Хочу чтобы мне очень умные дети построили дворец и чтобы там все было по порядку и все понятно». А имя ее угадайте по загадке, которую она для вас придумала. «Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я ...(существительное). | Уч-ся сами выводят тему урока по письму и загадке | Познавательные: Анализировать, делать выводы Регулятивные: 1.Формулировать вопрос урока и его цель 2. Искать пути решения проблемы |
Актуализация знаний | Вот к письму прилагается и проект дворца. А назовем мы его на современный лад, « Кластер для имени существительного». Ребята, что такое кластер? Я предлагаю построить ей трехэтажный небольшой, но уютный дом. А почему трехэтажный- догадайтесь сами( плакат с морфологическим разбором существительного из трех основных частей»). К проекту дома приложены подсказки, которые помогут нам выполнить новогоднее желание имени существительного. | 1.Высказывают свои определения слова «кластер». 2.Рассуждают и вместе приходят к мнению , что морфологический разбор существительного состоит из 3 пунктов. 3. Уч-ся вспоминают определение имени существительного | Регулятивные: 1. Высказывать предположения. 2. Искать решения проблемы. 3. Высказывать и аргументировать свое мнение |
Изучение материала | 1.Ребята, а какая часть в доме является главной , с чего начинается стройка? Правильно все держится на фундаменте. 2. А как вы думаете, какой раздел русского языка является фундаментом для существительного? 3. Итак, приступаем к заселению. На первом этаже должны жить две важные персоны из правила о существительном. Ребята, вспомним правило, которое нам знакомо еще с начальной школы. Что же из правила мы можем заселить в кластер? 4. А дальше заселять дом нам сегодня поможет стихотворение Раима Фархади « Земные слова». Сестры Гайфиевы подготовили выразительное чтение данного произведения. 5. Чтобы быстрее и веселее работалось, взяли карандаши и подчеркнем все существительное. И вот первый претендент на второй этаж нашего кластера. Вопрос: чем различаются слова: Родина, счастье, хлеб? 6. А теперь в тетрадях ,под каждым словом, написали еще по 2 слова этого же рода. 7. А теперь математическая задачка. Сколько существительных в тексте? 1 варианты- выписывают в тетрадь существительные в ед. числе, а вторые варианты- во мн. числе. 8. В стихотворении есть такие добрые, светлые и красивые слова «Мир и дружба», «Люди и дети». Чем отличаются эти две пары слов? А как отличить? 9. А рядом хочет жить еще одна пара. Отгадка в задании наоборот. Я читаю, а вы выдаете свою версию. Раим Фархади «Земные слова» - это слова…. Хлеб, утро, работа - это слова…. 10. А вот следующих двух жильцов я предлагаю поискать вам с помощью слов: планеты, о словарях, волной, дружба. Записываем их в столбики и вместе думаем, кто будет жить в окошке этого кластера? И еще один вопрос созрел: какие падежи мы забыли. И слов какого падежа в тексте больше всего. 11. У нас почти полностью заселен второй этаж. А какой морфологический признак мы забыли? Правильно - склонение. А теперь по цепочке читаем все слова и определяем склонение. Ну вот и готов наш второй этаж. А как мы его назовем? 12. Что еще важно для имени существительного. Что мы определяем? 13. А заселить третий этаж нам поможет вот этот пейзаж. Сейчас мы вместе напишем мини-сочинение. . Первый ряд придумывает по картине предложения, чтобы имя существительное являлось подлежащим, второй-дополнением, третий ряд- обстоятельством. Я тоже внесу свою лепту. Мое существительное будет в предложении - сказуемым. | 2. Ответы аргументируются: морфология, грамматика, орфография, приходят к одному мнению. 3. Проговариваем правило, вписываем в нижние окошки кластера: кто? Что? И « Общее значение. 4. Учащиеся подготовили выразительное чтение. На рабочих столах лежат рабочие листы, на одной из них текст стихотворения. 5. В рабочих тетрадях записываем в 3 столбика эти слова. Ответ: род. Ответивший ученик вписывает его в кластер. 6. Самостоятельно записывают. 7. Ответы разные: 33 или 34. Слово «суть» ясна не всем ученикам, вместе объясняем смысл этого слова. Ученик первым выдавшим ответ записывает в кластер слово « число». 8. Ученик записывает в кластер «одуш. и неодуш.». 9. сообща приходим к выводу и записываем в кластер «собственные и нарицательные имена». 10. Записываем в кластер: падеж. 11. Учащиеся вслух определяют склонение, обосновывая свой ответ. Второй этаж называется - морфологические признаки. 12. Дети сообща приходят к мнению: чем является в предложении или синтаксическая функция существительного. 13. Дети рассматривают картину, делятся впечатлениями. 14. Учащиеся зачитывают свои предложения, определяя член предложения. И вписываем в кластер: подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое. | Познавательные: 1.Использовать орфографические правила. 2.Анализировать, делать выводы 3.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 5. Уметь классифицировать предметы на основе существенных признаков 6. Сравнивать предметы, находить общее и различное Регулятивные: 1.Высказывать предположение на основе наблюдений. Коммуникативные: 1.Уметь работать в коллективе, приходить к общему мнению, доказывать свою правоту и наоборот. 2.Уметь слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения Личностные: 1. Уметь выразительно читать поэтический текст. |