1.Организационный момент.
2.Актуализация и определение темы урока.
3.Формулирование проблемы.
4.Планирование деятельности.
5.Актуализация
Знаний
6.Открытие нового знания 10 мин.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока.
|
Начало урока сопровождается песней М.Магомаева «Лучший город Земли»
- О каком городе поётся в песне?
-Почему он называется лучшим городом земли?
- Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся?
- Что мы должны изучить на уроке?
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)
Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей.
Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.
- С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.
-В каком году основана Москва?
- На какой реке расположена Москва?
- Главная достопримечательность Москвы?
- Почему Москву называют портом 5 морей?
Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания
1 группа «Географическое положение Москвы»
2 группа «История Москвы»
3 группа «Промышленность Москвы»
-В какой части страны расположена Московская область?
- Покажите на карте.
- Граничит ли она с какими либо зарубежными странами?
- Омывается ли морями?
По площади она невелика. Её площадь - 46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории
Бельгия
|
31 тыс.кв.км
|
Нидерланды
|
34 тыс.кв.км
|
Дания
|
43 тыс.кв.км
|
2) Работа с картой
- Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)
- Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища.
- Определите пограничные области?
3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.
4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?
5) - В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?
- Что является сердцем Москвы, её символом?
6) –Ребята, российский географ Б.Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны – Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны?
Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.
-Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.
7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?
Заполнение таблицы.
Рост Москвы –это хорошо или плохо?
|
+
|
-
|
|
|
Так за что Москву называют лучшим городом Земли?
- Какова планировка Москвы?
- Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?
- Назовите проблемы Москвы.
Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?
|
О Москве, столице России.
История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.
1147 год
Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка.
Кремль, Красная площадь, Большой театр…
Учащиеся работают с картами атласа.
Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.
Выступление учащихся.
Работа с атласами и картами учебника.
- Нет.
- Нет.
Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.
Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.
Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.
1.Выгодное транспортно-географическое положение.
2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.
3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.
4. Москва – центр русской православной церкви.
Работа с текстами учебника и заполнение таблицы
Функции Москвы
управление
|
|
промышленная
|
|
информационная
|
|
транспортная
|
|
культурная
|
|
Кремль, Красная площадь.
Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.
Работа с опорной информацией, текстом учебника.
Заполнение таблицы.
|
Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.
Слайд2. План урока.
1.Географическое положение;
2.Почему Москва стала столицей государства?
3.Достопримечательности Москвы – Кремль;
4. Промышленность Москвы;
5.Чтотакое Подмосковье?
Карта Центрального района
Слайды о Москве
Просмотр видеоролика о Кремле.
|