СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок « Москва и Подмосковье». География 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии 9 класс

Тема урока : « Москва и Подмосковье»

Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Развивающая: продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа,  .

 

Ход урока:

 

Этапы урока

время

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

1.Организационный момент.

2.Актуализация и определение темы урока.

 

3.Формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Планирование деятельности.

 

 

5.Актуализация

Знаний

 

 

 

6.Открытие нового знания 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное применение знаний.

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало урока сопровождается песней М.Магомаева «Лучший город Земли»

- О каком городе поётся в песне?

-Почему он называется лучшим городом земли?

- Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся?

- Что мы должны изучить на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)

 

  Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей.

  Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.

 

 - С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.

 

 

 

-В каком году основана Москва?

- На какой реке расположена Москва?

- Главная достопримечательность Москвы?

- Почему Москву называют портом 5 морей?

 

Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания

1 группа «Географическое положение Москвы»

2 группа «История Москвы»

3 группа «Промышленность Москвы»

 

-В какой части страны расположена Московская область?

- Покажите на карте.

- Граничит ли она с какими либо зарубежными странами?

- Омывается ли морями?

 

По площади она невелика. Её площадь -  46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории

 

Бельгия

31 тыс.кв.км

Нидерланды

34 тыс.кв.км

Дания

43 тыс.кв.км

 

2) Работа с картой

     - Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)

 

     - Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища.

     - Определите пограничные области?

 

 

3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.

 

4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) - В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?

 

 

 

 

 

 

 

- Что является сердцем Москвы, её символом?

 

6) –Ребята, российский географ Б.Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны – Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны?

Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.

-Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.

 

7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?

 

 

 

Заполнение таблицы.

 

 

Рост Москвы –это хорошо или плохо?

+

-

 

 

 

Так за что Москву называют  лучшим городом Земли?

- Какова планировка Москвы?

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?

- Назовите проблемы Москвы.

 

Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?

 

 

О Москве, столице России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.

 

1147 год

Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка.

Кремль, Красная площадь, Большой театр…

Учащиеся работают с картами атласа.

 

Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.

Выступление учащихся.

 

 

Работа с атласами и картами учебника.

 

- Нет.

- Нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.

 

Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.

 

Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.

 

 

 

1.Выгодное транспортно-географическое положение.

2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.

3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.

4. Москва – центр русской православной церкви.

 

Работа с текстами учебника и заполнение таблицы

 

Функции Москвы

 

управление

 

промышленная

 

информационная

 

транспортная

 

культурная

 

 

 

 

Кремль, Красная площадь.

 

 

 

Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.

 

 

 

 

 

 

Работа с опорной информацией, текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд2. План урока.

1.Географическое положение;

2.Почему Москва стала столицей государства?

3.Достопримечательности Москвы – Кремль;

4. Промышленность Москвы;

5.Чтотакое Подмосковье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта Центрального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайды о Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика о Кремле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок « Москва и Подмосковье». География 9 класс»

Урок географии 9 класс

Тема урока : « Москва и Подмосковье»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Развивающая: продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа, .


Ход урока:


Этапы урока

время

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

1.Организационный момент.

2.Актуализация и определение темы урока.


3.Формулирование проблемы.



















4.Планирование деятельности.



5.Актуализация

Знаний




6.Открытие нового знания 10 мин.














































































Самостоятельное применение знаний.





Итог урока.
















Начало урока сопровождается песней М.Магомаева «Лучший город Земли»

- О каком городе поётся в песне?

-Почему он называется лучшим городом земли?

- Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся?

- Что мы должны изучить на уроке?








Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)


Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей.

Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.


- С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.




-В каком году основана Москва?

- На какой реке расположена Москва?

- Главная достопримечательность Москвы?

- Почему Москву называют портом 5 морей?


Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания

1 группа «Географическое положение Москвы»

2 группа «История Москвы»

3 группа «Промышленность Москвы»


-В какой части страны расположена Московская область?

- Покажите на карте.

- Граничит ли она с какими либо зарубежными странами?

- Омывается ли морями?


По площади она невелика. Её площадь - 46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории


Бельгия

31 тыс.кв.км

Нидерланды

34 тыс.кв.км

Дания

43 тыс.кв.км


2) Работа с картой

- Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)


- Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища.

- Определите пограничные области?



3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.

4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?










5) - В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?








- Что является сердцем Москвы, её символом?


6) –Ребята, российский географ Б.Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны – Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны?

Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.

-Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.


7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?




Заполнение таблицы.



Рост Москвы –это хорошо или плохо?

+

-




Так за что Москву называют лучшим городом Земли?

- Какова планировка Москвы?

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?

- Назовите проблемы Москвы.


Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?



О Москве, столице России.
























История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.


1147 год

Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка.

Кремль, Красная площадь, Большой театр…

Учащиеся работают с картами атласа.


Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.

Выступление учащихся.



Работа с атласами и картами учебника.


- Нет.

- Нет.

















Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.


Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.


Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.




1.Выгодное транспортно-географическое положение.

2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.

3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.

4. Москва – центр русской православной церкви.


Работа с текстами учебника и заполнение таблицы


Функции Москвы


управление


промышленная


информационная


транспортная


культурная





Кремль, Красная площадь.




Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.







Работа с опорной информацией, текстом учебника.










Заполнение таблицы.






Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.








Слайд2. План урока.

1.Географическое положение;

2.Почему Москва стала столицей государства?

3.Достопримечательности Москвы – Кремль;

4. Промышленность Москвы;

5.Чтотакое Подмосковье?


















Карта Центрального района










































Слайды о Москве










Просмотр видеоролика о Кремле.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей