Ход «Урока мужества»
1. Приветствие.
-По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на классный час «Урок России» и приглашает всех ребят в огромный загадочный мир – мир знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее. Теперь нас можно назвать учениками 4 класса. А как ещё? Кто догадается? (четвероклассники)
-Конечно, наш класс – это СЕМЬЯ.
-Дорогие ребята! Я от всей души поздравляю Вас с началом учебного года. Этот праздник для Вас одинаково грустный и веселый.
Грустный, потому что закончилось лето и наступила осень, а веселый, потому что мы опять с вами вместе. Я думаю, что в нашем классе есть ребята, которые хоть чуть-чуть соскучились друг по другу. И, конечно же, это я!
II. Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина?» (музыка М. Блантера).
Учитель:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н. Полякова. Родина моя)
Учитель:
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)
- А что для вас означает Родина? (Республика Башкортостан, Уфа, речка, дом, семья).
Разминка Кричалка с флажками «Я живу в России»
- А сейчас проверим вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый флажок. Вы дружно скажите «Я», синий – «ЖИВУ», красный – «В РОССИИ»
- Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).
Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Учитель:
- Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины, спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Учитель:
- Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Учитель:
- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Слайд №1).
Учитель: А каких людей можно назвать героями?
Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.
- Как вы понимаете слово «подвиг»?
(Учащиеся рассуждают)
Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.
Учитель: - Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?
(Обсуждение). Потому, что они обладали мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.
(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).
«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)
Учитель:
- Что общего в этих высказываниях?
- Чем они отличаются?
- Какая главная мысль в этих высказываниях?
Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.
(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)
Учитель:
- Как бы поступили в этой ситуации вы?
- Какие качества для этого нужны?
- Есть ли эти качества у вас?
- Где вы их применяете?
- А в учебе нужны эти качества?
- А чтобы помочь маме?
Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»