СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества"Курская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переломный момент Великой Отечественной войны........

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества"Курская битва"»

Урок мужества "Огненная дуга", посвященный победе в Курской битве

Тип урока: урок Мужества.

Цель урока: развить чувство патриотизма и гордости у подрастающего поколения на основе воссоздания военных событий на Курской дуге.

Задачи урока:

  1. Показать историческое значение Курской битвы на конкретных исторических примерах.

  2. Продолжить воспитание гражданина и патриота на основе воспоминаний живых свидетелей и участников боевых событий на Курской дуге, тружеников тыла.

  3. Развить чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству.

  4. Подвести учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет, с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала.

Оборудование урока:

1. Над доской висит цитата:

“Помните!...Покуда сердца стучатся, Помните! Какой ценой завоевано счастье, Пожалуйста, помните!”
Р. Рождественский.

8. В процессе урока учащиеся исполняют песни и читают стихи собственного сочинения.

Подготовительный этап:

1. Каждому учащемуся даётся индивидуальное задание: подготовить доклады, рефераты, сообщения, рисунки, плакаты, схемы, таблицы, газеты.

2. Под руководством учителя, учащиеся оформляют выставку “Огненная дуга”, посвящённую победе в Курской битве (в выставке используются работы учащихся).

3. Представители Совета ветеранов Великой отечественной войны приглашаются учащимися на урок Мужества.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Выступление учащихся.

  3. Выступления ветеранов.

  4. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Отсутствующие на уроке.

  3. Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех
    учащихся.

  4. Встреча ветеранов и гостей.

Звучат песни военных лет.

Выступление учащихся.

1-й Ученик (ученица).

В апреле 1943 года наступило временное затишье. Красная Армия готовилась к решающим летним сражениям. К этому времени наша страна сделала все необходимое, чтобы увеличить состав Вооруженных Сил, еще выше поднять их боеспособность, обеспечить новейшей техникой и вооружением (используются сравнительные таблицы и диаграммы).

Летом 1943 года нашим войскам предстояло перейти в новое мощное наступление, разгромить немецкие группы армий “Центр” и “Юг”, вернуть Родине богатую хлебом Левобережную Украину, Донбасс, восточные районы Белоруссии, освободить миллионы советских граждан. Главные удары по врагу предполагалось нанести на юго-западном направлении.

2-й Ученик (ученица).

Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, гитлеровцы надеялись взять реванш за поражение под Сталинградом и добиться перелома в ходе войны в свою пользу.

В Германии была проведена всеобщая мобилизация, которая позволила немецкому командованию восполнить понесенные потери.

Летом 1943 года гитлеровцы решили провести крупное наступление на одном участке, в районе Курска, где в результате наступления наших войск зимой 1942–1943 года образовался большой выступ, вошедший в историю под названием Курской дуги.

Немецко-фашистский план заключался в том, чтобы нанести с белгородского и орловского плацдармов два одновременных удара на Курск, окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов, затем ударить в тыл Юго-Западному фронту.

Таким образом, гитлеровское командование намеревалось осуществить разгром всего южного крыла стратегического фронта Красной Армии.

3-й Ученик (ученица).

Для наступления на Курск противник сосредоточил 50 наиболее боеспособных дивизий (из них 16 танковых и моторизованных) общей численностью до 900 тысяч солдат и офицеров. Тысячи новых мощных танков “Тигр” и “Пантера”, штурмовые орудия “Фердинанд” и самолеты были направлены против Красной Армии.

В войсках Центрального и Воронежского фронтов насчитывалось 1,3 млн. человек, большое количество орудий, танков, боевых самолетов. В тылу располагался Степной фронт. В боевых действиях должны были участвовать также войска Брянского, Западного и Юго-Западного фронтов (при ответе учащийся использует наглядный материал: таблицы, сравнительные диаграммы, схемы).

4-й Ученик (ученица).

Советские войска, имевшие значительный перевес в силах над противником, могли первыми начать наступление. Однако, Ставка Верховного Главнокомандования, всесторонне и глубоко изучив обстановку, пришла к выводу, что в условиях, когда враг сосредоточил севернее и южнее Курска крупные силы, переход наших войск в наступление может привести к тяжелым затяжным боям и победа будет завоевана слишком дорогой ценой. Поэтому было принято решение о переходе советских войск к преднамеренной обороне.

Задача состояла в том, чтобы в оборонительном сражении на заранее подготовленных рубежах измотать и обескровить немецко-фашистские войска, а затем перейти в мощное контрнаступление и завершить их разгром.

5-й Ученик (ученица).

Советскому командованию стало известно, что немецко-фашистские армии перейдут в наступление на рассвете 5 июля 1943 года. Поэтому, когда враг приготовился к атаке, советские войска обрушили на него мощный артиллерийский удар. Понеся значительные потери, гитлеровцы начали наступление с опозданием на два часа.

Из района Орла, в полосе Центрального фронта, при поддержке крупных сил авиации наступали 5 пехотных и 3 танковые дивизии.

Здесь враг одновременно ввел в бой до 500 танков.

Советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты встретили захватчиков огнем. Ударная немецкая группировка, наступавшая с севера, была остановлена войсками Центрального фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского. На этом направлении гитлеровцы продвинулись лишь на 10–12 км.

6-й Ученик (ученица).

На поле боя горели подбитые танки. Небо заволокли облака дыма и пыли. Словно при затмении, померкло солнце. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховые газы слепили глаза.

Артиллеристы истребительной противотанковой бригады полковника В.Н. Рукосуева за 4 дня боев отразили 20 атак и уничтожили 146 танков противника. Батарея капитана Г.И. Игишева за 1 день подбила 19 танков. Артиллеристы погибли, но не пропустили врага.

Из письма В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне: “...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армии, как подобает погибать”.

7-й Ученик (ученица).

Ожесточенные бои проходили и в южной части Курского выступа, севернее Белгорода. Здесь враг бросил в наступление 14 дивизий. Впереди пехоты стальным клином двигались 700 танков.

В битву с врагом вступили войска Воронежского фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина. С исключительной стойкостью наши стрелки, артиллеристы, танкисты отбивали одну атаку за другой. Советские летчики наносили по врагу бомбовые и штурмовые удары. Летчик А.К. Горовец в одном бою сбил 9 немецких бомбардировщиков. Это был единственный в мире летчик, добившийся такой блестящей победы. Отвагу, волю к победе и высокое боевое мастерство показали в воздушных боях летчики-истребители И.Н. Кожедуб, А.П. Маресьев и многие другие. На Курской дуге храбро сражались против фашистов и летчики– добровольцы французской эскадрильи “Нормандия”.

Из района Белгорода гитлеровским войскам удалось продвинуться на север по направлению к Курску до 35 км. Чтобы остановить врага, советское командование решило ввести в бой крупные резервы.

8-й Ученик (ученица).

12 июля на равнине под деревней Прохоровкой близ Обояни разгорелось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. До позднего вечера ревели моторы, гремели выстрелы, рвались снаряды и бомбы. За день боя немецкие дивизии потеряли свыше 350 танков, тысячи солдат и офицеров убитыми.

В ожесточенном оборонительном сражении советские войска обескровили ударные группировки противника и сорвали его план добиться победы под Курском. Последнее крупное наступление гитлеровцев на советско-германском франте полностью провалилось.

9-й Ученик (ученица).

Еще до начала Курской битвы советское командование разработало план перехода Красной Армии в контрнаступление на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях.

Утром 12 июля, в районе Орла, после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление войска Брянского фронта (командующий генерал М.М. Попов) и Западного фронта (командующий генерал В.Д. Соколовский). Через 3 дня противник был атакован войсками Центрального фронта.

5 августа после кровопролитных боев советские войска освободили старинный русский город Орел. В тот же день на юге войска Степного фронта под командованием генерала И.С. Конева изгнали немецких захватчиков из Белгорода. Вечером Москва впервые салютовала освободителям Орла и Белгорода. В дальнейшем салюты в ознаменование побед Красной Армии стали славной традицией.

Звучит песня на слова Б. Окуджавы “Нам нужна одна победа” (из кинофильма “Белорусский вокзал”).

10-й Ученик (ученица).

Новый удар по врагу был нанесен под Харьковом. В ночь на 23 августа крупнейший центр Украины был освобожден. Открылся путь на Левобережную Украину и Донбасс.

В августе 1943 года, в разгар Курской битвы, партизанские соединения и отряды начали в тылу врага грандиозную операцию по массовому подрыву рельсов (“рельсовая война”). В ней участвовало около 100 тыс. партизан. Они срывали перевозки противника и позже помогали советским войскам освобождать восточные районы Белоруссии и Левобережную Украину.

Курская битва – одна из самых величайших битв второй мировой войны – продолжалась с 5 июля до 23 августа 1943 года.

Потерпев поражение под Курском, гитлеровская армия вынуждена была перейти к обороне на всех фронтах второй мировой войны.

11-й Ученик (ученица).

Историческая победа, одержанная Красной Армией под Курском, имела огромное международное значение.

Был завершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.

Во всем мире еще более возросли симпатии миллионов людей к нашей стране, расширился фронт национально-освободительной борьбы народов в оккупированных странах.

Гитлеровский блок переживал глубокий кризис. В сентябре 1943г. капитулировала Италия. На ее территории высадились англо-американские войска. В ходе ожесточенных боев на Курской дуге Красная Армия сломала хребет гитлеровской Германии, испепелила ее ударные бронетанковые войска.

12-й Ученик (ученица).

Исход сражения явился триумфом советского военного искусства и мастерства:
– преднамеренный переход к обороне;
– точное определение начала наступления гитлеровцев;
– умело выбран момент для перехода в контрнаступление наших войск;
– правильно определены направления главного удара;
– своевременно подготовлены и использованы стратегические резервы;
– организовано четкое взаимодействие различных родов войск и авиации.

В ходе Курской битвы проявились высокие полководческие и организаторские способности командного состава Красной Армии.

За боевые подвиги свыше 100 тыс. солдат, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, более 180 самых мужественных воинов удостоены звания Героя Советского Союза.

Учитель:

Уважаемые ветераны и гости! Ребята подготовили для Вас небольшую концертную программу. Кровавый бой казался целой жизнью 
И все солдаты были частью в ней.
Боролись все за честь и за Отчизну,
За каждый уголок земли своей. 
Кровавый бой был очень тяжкий. 
Принес он тысячи смертей: 
От рядовых до генералов
И от отцов и до детей.
Но каждый думал о победе.
И вот она – счастливый миг.
И нашей нынешнею жизнью 
Мы вам обязаны навек.

Учитель.

А теперь вместе с ребятами приглашаем вас, дорогие ветераны и гости , присоединиться к исполнению песен военных лет.

Учащиеся вместе с ветеранами поют песни: “Катюша”, “Три танкиста”, “Темная ночь”, “Давай закурим”, “Синий платочек”.

Выступления ветеранов.

После сообщений школьников и концертной программы выступают ветераны войны.

Заключительное слово учителя.

Хочется поблагодарить всех участников урока Мужества: ветеранов, учащихся, гостей за совместную работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!