СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок Мужества", посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Урок Мужества", посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда.»



МБОУ СОШ№18 им. «Б.Б.Городовикова»





Методическая разработка:

 «Урок Мужества»

(посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда)

















Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 18

г Элисты

Республики Калмыкия

Людмила Владимировна Сангаджиева.












2019 год

Элиста


ЦЕЛЬ: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину;

-формирование активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- расширение сведений о подвиге Ленинграда и его граждан;

- воспитание  на примерах мужества, патриотизма;

Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук.

Методы проведения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, презентация).

Время проведения: 45 – 50 минут.

План проведения мероприятия:

1. Вступление. Видеоролик о блокаде Ленинграда.

2. Историческая справка. Учащиеся.

3.Выступление детей.

4.Заключительная часть. Видеоролик «Вперёд, Россия!»


Ход мероприятия:


1.Просмотр видеоролика «Снятие блокады Ленинграда»

1 учащийся:

Ленинград - один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.

Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский Собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж.

Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Михаила Ивановича Глинки и Павла Павловича Бородина.

Какие же еще названия носил этот город? Санкт – Петербург со дня основания города и до 1914 года. В неофициальном употреблении город называли Петербург, а в просторечии Питер. Петроград – его второе официальное имя. Ленинград – такое название он получил в 1924 году.

2 учащийся:

И вновь, Санкт – Петербург. В 1991 году городу возвращено его первоначальное имя. Немало памятных дат связано с историей города и сегодня мы поговорим об одной из них.



27 января исполнилось 75 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.



( ученик читает стихотворение)

Нежданная осень пришла в Ленинград,

Пожухла листвой, шелестит непогода.

И наша Нева вспоминает опять-

Дождливый сентябрь сорок первого года!

Не те уже воды уносит река,

Блокадное время давно пролетело,

Но страшная надпись стучится в сердцах,

Как память войны, как гроза артобстрела.

Их мало осталось – седых стариков,

Героев войны, рядовых обороны.

Прорвавших блокады стальное кольцо,

По «Жизни дороги» ведя эшелоны.

Редеют шеренги, мы помним о них,

Печален мотив уходящих мгновений.

И корочка хлеба и детский отчаянный крик.

Пусть всё сохранится навечно в сердцах поколений.

И стук метронома , и скрежет, и грохот вдали, и город наш мирный ,

И летнего сада ограда.

На всех языках, в лексиконах земли – Война, Ленинград, сорок первый, блокада.

1 ученик:

Героическим защитникам, участникам прорыва при снятии блокады, всем пережившим страшную девятисотдневную блокаду…

Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых посвящается…

Мне тебя – забыть бы надо,

Мне тебя – забыть бы надо.

Только всё напоминает мне сегодня об одном-

Ленинградская блокада, Ленинградская блокада-

И стучащий неустанно – Ленинградский метроном.

(Песня « Про Санкт – Петербург)

Фонари... Фонари... Фонари... Фонари...

Словно бледные лица, в тумане кружат...

От зари до зари, я прощаюсь с тобой...

Петербург... Петроград... Ленинград...


На Неве тишина, в чёрном зеркале вод...

По течению времени город плывёт...

Уплывает в закат, а быть может, в восход...

Не смотря ни на что, он плывёт и плывёт...


Этот город, как старый разбитый корабль...

На шпангоутах - ржавчина, в днище - дыра...

И на сломанных пальцах стальных якорей...

Я читаю историю жизни твоей...


Там на палубах гордых твоих площадей...

Пил я воздух хмельной вечных белых ночей...

Там я мачты Ростральных колонн целовал...

Так куда ж закрутил ты, безумный, штурвал...

2 ученик:



8 сентября 1941 года – первый день блокады. Их будет много – 900.

Но город тот со смертью споря,

Всё одолеет, все снесёт.

Город оторван от внешнего мира. Ленинград в кольце блокады.

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом стало Ладожское озеро.

«Дорога жизни» так называлась ледовая дорога через Ладогу зимой 41 и 42 годов.

После того как лёд достигал достаточной толщины по нему начинали перевозить грузы в блокадный Ленинград и эвакуировали людей. Летом по Ладожскому озеру на паромах подвозили продовольствия и вывозили в тыл детей и раненых.

«Дорога жизни была единственным путём сообщения города с Большой Землей.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы.

Но из многих-многих ещё не знают на земле,

Важней и радостней дороги.

1 ученик:

В грустные минуты расставания с родным городом композитор Соловьев – Седой написал песню « Встреча на рейде», которую очень полюбили ленинградцы.

В дни блокады, в полдень, радио объявляло о норме выдачи хлеба, но бывали жестокие дни, когда сказать было нечего. В городе не было никакого продовольствия. Об этом не объявляли. По радио звучал метроном и песня « Вечер на рейде».

( Песня « Песня на рейде»)

Споёмте, друзья,
Ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей,
Пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.

Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

А вечер опять
Хороший такой,
Что песен не петь
Нам нельзя.
О дружбе большой,
О службе морской
Подтянем дружнее, друзья.

Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

На рейде большом
Легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной
Целует волна,
И тихо доносит баян.

Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
Прощай, любимый город,
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

1 ученик:

Первые тяжёлые дни войны главные удары фашистской армии были направлены на Москву и Ленинград. По плану «Барбаросса» Ленинград должен был стёрт с лица земли. Фашистские захватчики днём и ночью сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы. Бомбили фабрики и заводы. Бомбили школы и больницы.

(учащийся читает стихотворение):

Наш город в снег до пояса закопан,

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Метельной ночью Ленинграда,

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами – блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под вой снеговой,

Девчонка с ведёрком пустым,

Чуть движется.

А за Невою, клубится пожарища дым.

Зловещие языки пламени ,рвущиеся ввысь , испепелили всё, что встречалось у них на пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающие к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых, грохот орудий, свист пуль и всюду труппы людей, ещё недавно думающих о будущем, мечтавших о счастье и любви.

До сегодняшнего дня в городе на здании сохранились таблицы « Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Был отступления путь солдатский горек,

Как горек хлеба поданный кусок.

Людские души обжигало горе.
То не в заре, а в зареве простом.

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, запасов продовольствия было не более, чем на 30 суток. Перед городом стала угроза голода.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия, были сокращены нормы.

Рабочие получали по 150 грамм хлеба, а служащие и дети по 125 грамм. С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили 40-градусные морозы. Замерзли водопроводы и канализационные трубы. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Скрипят полозья в городе…

Скрипят… И многих нам уже не досчитаться.

Но мы не плачем…

Правду говорят, что слёзы вымерзли у ленинградцев…

3 ученик:

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в домах печки-времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Целые семьи гибли от холода и голода. Смерть входила во все дома. За ноябрь 1941 года от голода погибло 11 тысяч человек. В декабре 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 года 200 тысяч.

Война шла везде, и везде умирали люди, но от холода и голода они умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работе, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать… И так 900 дней и ночей.

( песня Ведь мы же с тобой ленинградки…)

Ты знаешь, ты помнишь, подруга,
Хоть память о том тяжела.
Жестоко военная вьюга,
По улицам мертвым мела.
Мы горечь потерь без остатка
Испили до самого дна.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Развалины милого дома,
Где мы тебя ждали всегда.
И яростный пульс метронома
Средь крови, железа и льда.
Листочки на школьной тетрадке:
"Все умерли. Таня одна..."
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Мы знали отчаяние и смелость
В блокадных ночах без огня
А главное - страшно хотелось
Дожить до победного дня,
И ради него, без оглядки,
Мы отдали юность сполна
Ведь мы же с тобой ленинградки,
мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
мы знаем, что значит война.

Салютов рассыпятся искры.
Свой шаг ускоряют года - 
По небом просторным и чистым
Все краше встают города...
Пусть внуки уснули в кроватках,
Ведь детям нужна тишина.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

4 ученик:

Войну вместе с взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, порой перенося даже то, что не под силу даже взрослым людям.

Голод и дети…Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

8-летней Жанне блокада вспоминается, как страшный холод. Всё время-холод. Под одеялом ,в шубе и всё равно - холод. Ещё огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб кусочками по 200 граммов клали в чемодан. А чемодан клали в чулан, чтобы не съесть все сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера, ничего. Казалось, что темень сплошная стоит всё время. Я научилась различать циферблат часов и до сих пор к стыду своему вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала , что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят, хлеб спит в человеке, а поскольку хлеба не было -нам не спалось.

5 ученик:

. Дети-старички… Безулыбчивые, молчаливые. Всё понимающие и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставаясь для 6-7-летних детей понятием отвлеченным. Конкретными были темнота и голод , сирены, взрывы. Непонятно почему всё это обрушилось на детей. Куда пропала еда? Куда пропали близкие? Мы говорим о малышах, те кто были постарше быстро взрослели. У малышей же детство же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.

Когда замкнулось блокадное кольцо в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Детей надо было учить. В городе работали школы, библиотеки, не закрывались институты.

3-е ноября. Сегодня мы пошли учиться. Как я рада! Обещали кормить обедом и дпвать 50 грамм хлеба в день без карточек. Учителя все новые.

8-е ноября. По геометрии получила 4. Учительница по русскому говорит, что скоро война закончится. Она говорит, что закончится к Новому году. А правда ли? Сейчас очень тяжело.

12-е ноября. Обед в школе давать прекратили, всё по карточкам. Положение тяжёлое.

15-е ноября. Пока с учёбой всё благополучно. Имею две четвёрки и одну пятёрку. С едой очень плохо. Сегодня ничего не ела.

Девчонка руки протянула и головой на край стола легла.

Сначала думали уснула, а оказалось - умерла.

Никто не обронил ни слова, лишь хлипла сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова уроки – после похорон.

6 ученик:

На второй линии Васильевского острова в доме 13 жила большая семья Савичевых – пятеро детей, их мать – Мария Игнатьевна, бабушка и два брата, рано умершего отца. Самой младшей была 11 – летняя Таня, самая весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Савичевы были очень дружной семьёй и когда пришла беда, решили никуда не уезжать из родного города и быть вместе. Тогда в августе они не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их семью. Сохранились записи из дневника Тани…Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа прожжённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия, трагические визиты смерти. Этот дневник хранится на Пескарёвском кладбище в Санкт – Петербурге, самом крупном кладбище в мире.

( Дневник Тани Савичевой)-видеоролик.

Но город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы, выпускались снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио. И даже шли концерты и спектакли в театрах. В блокадном городе издавались газеты и журналы. Дух ленинградцев, их волю к победе поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века назло войне и во имя сохранения русской культуры в Ленинграде, под свист снарядов и грохот орудий Шостакович создаёт свою знаменитую 7 симфонию. Эта симфония во время войны звучала за рубежом в Нью - Йорке. После исполнения ленинградской симфонии , один из американских журналистов написал: « Какой дьявол может победить народ, способной создавать музыку подобно этой».

Да Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи.

Но мы умеем жить.

Хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить!

Есть передышка – мы передохнём!

Нет передышки – снова будем драться!

За город, пожираемый огнём,

За милый мир – за всё, что было в нём!

За милый мир!

За всё, что будет в нём!

За город наш, испытанный огнём!

За право называться Ленинградом!

Стой, как стоял ты, город величавый!

Над светлою и свежею Невой!

Как символ мужества!

Как воплощение славы!

Как разума и воли торжество!

( Голос Левитана ) - прорыв блокады Ленинграда.

Друг, товарищ – там за Ленинградом

Ты мой голос слышал за кольцом

Дай мне руку – прорвана блокада

Сердце к сердцу – посмотри в лицо.

Кровь друзей взывавших к мщению

На полотнах полковых знамён

На века фашистам нет прощения!

Прорвана блокада – мы идём!

Мы сегодня снова наступаем

Никогда не повернём назад

Мой малыш – сынишка спит не зная

Как сегодня счастлив – Ленинград

27 января 1944 года блокада города была прорвана.

За залпом залп гремит салют

Ракеты в воздухе горячем цветами пёстрыми цветут…

А ленинградцы тихо плачут.

И успокаивать пока, не утешать людей не надо

Их радость слишком велика…

Гремит салют над Ленинградом…

Их радость велика, но боль заговорила и прорвалась…

На праздничный салют с тобой пол Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут,

Сегодня в городе салют,

Сегодня ленинградцы плачут.

Всему народу во время войны было трудно, но труднее всего было ленинградцам. На них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленный в войне, городу присвоено звание – город-Герой.

Блокада Ленинграда – одна из героических страниц в истории нашего народа. Страница мужества и патриотизма, гордости, преданности и любви к своей Родине. Сохраним это в своей памяти. Полгорода лежит в земле сырой, неугасима память поколений и память тех, чью память мы так чтим. Давайте люди, встанем на мгновение и в скорби постоим и помолчим. Объявляется минута молчания…

( Минута молчания).

Как много времени прошло с тех пор. Целая человеческая жизнь. Всё забывается, но ничто не забыто да и можно ли забыть такое? Не забудет город-герой тот январский салют над Невой.

Тихо волны шумят о гранитные плиты,

Сколько б дней не промчалось - ничего не забыто!

Нам наше прошлое и свято, и дорого!

Гордость победами, горечь утрат-

Вечная память – защитникам города!

Вечная слава тебе – Ленинград!

На этом наше мероприятие закончилось, спасибо всем за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!