Урок мужества, посвященный воинам - интернационалистам и участникам локальных войн.
Задачи:
- формирование целостного представления об истории России;
- воспитание военно – патриотических чувств;
- формирование у подростков любви к Родине, к Вооружённым Силам России;
Цели:
1.Воспитание патриотизма и гражданственности, осознания учащимися необходимости исполнения гражданского, воинского долга перед Отечеством.
2.Воспитание уважения к памяти воинов – интернационалистов, героической истории государства.
3.Формирование исторически объективного подхода к участию русских солдат в локальных войнах.
Учитель.
Добрый день. Наша встреча посвящена воинам – интернационалистам и участникам локальных войн.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Цена этих испытаний миллионы человеческих жизней. Мы, живущие в 21 веке, знаем, что такое война. Пока на земле существует злоба, ненависть, будут существовать и войны. Есть войны, которые не поняты до сих пор. Одна из таких войн – Афганская.
На нашу встречу пришли участники этой войны ________________________
Звучит песня «Голубые береты»
Ученик1.
1979 год – начало Афганской войны. Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической республики Афганистан (ДРА). 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
Ученик 2.
Война в Афганистане многих людей напрямую не коснулась. Она не стала общей бедой народа, опалив лишь тех, кто в ней участвовал, их родных и близких. Для большинства она осталась далекой, чужой, к тому же «неизвестной».
Свыше 15 тысяч наших советских воинов погибли на чужой Афганской земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 331 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны.
Ученик 1.
Подвиги в Афганистане сродни подвигам воинов Великой Отечественной войны. Да разве могло быть иначе – одна армия, преемственность поколений, а главное – войсковая дружба, где жизнь товарищей дороже своей. В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров. В том числе и наши земляки. Один из них Деньга Виктор Анатольевич
(Видеоролик о Деньге В. А.). ( Награжден Орденом «Красная Звезда» (посмертно)).
Ученик 2.
Они сумели с достоинством и с честью пройти огонь боев и дым пожарищ, они знают цену мужской дружбе, закаленной в огне, знают, как оплакивать потери, они честны перед совестью и святой памятью. Никто и ничто не может изменить отношение к воину, по приказу Родины взявшего оружие в свои руки.
Слово предоставляется участнику Афганской войны ___________________
(Дарят дети цветы после выступления)
Ученик 3.
Первый вывод войск состоялся в июне – июле 1980 года. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений.
Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колон на марше.
15 февраля 1989 года генерал Громов последним покинул Афганистан. «За его спиной не осталось ни одного советского солдата», - писала «Комсомольская правда». Так официально закончилась война.
Ученик 4.
За мужество и героизм, проявленные в ходе войны в Афганистане, более 200 тысяч военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тысяч награждены посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза (28 посмертно). Солдат выполнил свой долг, долг воина, воина – интернационалиста.
Ученик 3.
15 февраля – день памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Девять лет и два месяца в жизни нашей страны был Афганистан.
Навсегда вошел в истории нашего многострадального Отечества далекий Кабул и его безжизненная степь. Навсегда остался в ней незаживающей раной, потому что не вернул назад многих русских сыновей.
Ученик 4.
15 февраля памятный, но и печальный день для десятков тысяч людей в России.
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло…
В Отечественной сколько покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь..
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем БОЛЬ
Ученик 3.
Она с годами – нет, не утихает
По всей земле убитые кричат!
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат…
Оставшиеся будут неустанно
Бессмертный подвиг молодости славить.
Между Афганистаном и Россией
Лежит пространство под названьем Память.
Ученик 5
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным –Чечня.
Туда как в бездну гонят эшелоны
Вновь погибать мужчинам на Руси
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!
Ученик 6
10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооружённые силы Российской Федерации. Война в Чечне затянулась на долгие годы…
Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война - 1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы….
Война в Чечне унесла жизни более 120 тыс. человек с обеих сторон. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тыс. российских солдат и несколько тысяч не вернулось.
Ученик 5
С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявляли мужество и отвагу. Во время боев они действовали уверенно и решительно, всегда готовы были прийти на помощь. В трудную минуту оказывались там, где тяжелее всего .И не малая заслуга в том, что на многострадальной Чеченской земле восстановился мир, принадлежит нашим русским ребятам.
Ученик 4. Одним из таких ребят был Ермаков Вадим Константинович
(Видеоролик о Ермакове.) Ермакову В. К присвоено звание «Героя России» (посмертно).
Ученик 6:
Пришла война, которую не ждали,
Пришла война холодною зимой
И отправлялись поезда-составы
На юг, в Чечню, гонимые войной.
Ученик 5.
А в поездах сидели молодые
Бойцы, которым 18 лет,
Они еще не знали, что год новый
Им принесет, наверно, столько бед.
Они еще не ведали, что будут
В палатках жить и воду из луж пить
И хлеба черствого всего одну горбушку
На четверых по-честному делить.
Ученик 6.
- Никто не забыт, ничто не забыто. А чтобы не забывать, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Поэтому люди стараются увековечить память о героях, чтобы знали, помнили, гордились.
И мы гордимся нашим земляком Молчановым Владимиром Евгеньевичем
(Видеоролик о Молчанове) Молчанов В. Е. награжден «Орденом Мужества» (посмертно)
Ученик 5 :
Мужество – это не мода
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины
Прочная, долгая, вечная.
Слово предоставляется матери Молчанова Владимира Людмиле Петровне
Ученик 6. ( Подарок вручает ученик . ) Спасибо большое. Примите от нас подарок в память о нашей встрече.
Ученик 7.
Пройдут года. Многое со временем, конечно забудется. Затянутся раны. Но эта война, как и все другие, останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Давайте мы с вами никогда не забудем этих мужественных ребят, жизнь которых - подвиг.
Ученик 8. Безгранична наша скорбь о погибших в этих войнах. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом молодых парней. Благодарность героям, отдавшим свои жизни во имя нашей Родины.
Ученик 7. Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так пусть же обо всех погибших горят свечи.
Зажигается свеча
Ученик 8.
Пусть это будет грустная минута,
И все-таки сегодня мы должны
Зажечь свечу, по тем, кто не вернулся
В родимый дом с далекой той войны.
Песня «Зажгите свечи»