СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-мужества "Подвигу всегда есть место на земле"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В словаре С.И. Ожегова "подвиг" определяется как "героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины".

Просмотр содержимого документа
«Урок-мужества "Подвигу всегда есть место на земле"»

Тема. Урок-мужества. Подвигу всегда есть место на земле.

I. Определение темы урока

(на доске написано стихотворение)

Ученик:

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье,

И любви, и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, –

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья,

Выше мраков земных, –

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков,

Гордой черни людской.

А. Хомяков

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Учитель: Тема урока-мужества «Подвигу всегда есть место на земле»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, нравственности, ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков сверстников, а так же неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества;

3) создать благоприятные условия для совершения благих поступков по отношению к людям. нуждающимся в помощи, участия в деятельности объединений, направленных на заботу окружающих людей.


Учитель:

“Что такое подвиг?”

(ответы учащихся)

Учитель: А теперь ребята давайте обратимся к словарю. Какое

определение слову “подвиг” дается в словаре. В словаре С.И. Ожегова "подвиг" определяется как "героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины".

В толковых словарях приводятся несколько вариантов ответа этому термину, но нас интересует самый главный – герой это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Который как обычно не готовиться к проявлению героизма заранее, но подготовил себя уже к этому решающему моменту гораздо раньше, сам того и не подозревая. Его подготовленность выражается в воспитании в нем общечеловеческих качеств, проявляющегося в морально-этических нормах, его характере.

Очень много человеческих качеств заложено в этом маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие, патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.

История нашей страны богата событиями, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Вспомните и назовите эти исторические события, когда людям нашей страны приходилось совершать подвиги?

Ответы учащихся: Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Освобождение страны от поляков и шведов 1611-1612 гг., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг....

Учитель: Совершенно верно.


Учитель: В истории нашей страны всегда было место подвигу. И первое о чем мы с вами вспоминаем – это годы Великой Отечественной войны. Давным-давно отгремели залпы победного салюта, пожелтели фотографии и треугольные письма с фронта, но в сердце каждого ветерана хранится память минувшей войны. Она учит и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему все люди мира до сих пор помнят тех, кто пожертвовал самым дорогим – своей жизнью в годы Второй мировой войны, ради свободы, ради мирного неба над головой.

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учащийся читает стих

Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин…
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин.
Трудная радость победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.
Память в мундире парадном
Редко приходит с войны,
Старым осколкам и шрамам
Мирные сны не даны.
Снова – гранаты по танку!
Снова – ни шагу назад!..
Память не выйдет в отставку,
Ей не позволит солдат.
Так же, как все ветераны,
Страха не зная в бою,
Память слезу вытирала,
Молодость встретив свою.
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин…
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин.
(П. Синявский)

Учитель: Сегодня ребята приготовили рассказы о героях, совершивших подвиги во время войны 1941-1945 гг.

(Ученики рассказывают о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, 28 героях-панфиловцах, героях – молодогвардейцах).

Учитель: Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся участников тех героических событий. Тем ценнее донести до последующих поколений, до потомков правду и светлую память о подвиге, доблести и славе народа. Ибо не должна распадаться связь времён. Не должна иссякнуть память человеческая. Не может Настоящее забыть о Прошлом.

Ребята, мы живем с вами в мирное время. “Можно ли совершить подвиг в наши дни?”, Большинство из вас написали, что подвиг можно совершить и в мирное время: можно спасти человека из горящего дома, тонущего в реке. Но можно ради спасения жизни своего подчиненного отдать свою жизнь в бою..

Ученик рассказывает о подвиге Майора Солнечникова

Учитель: Сегодняшний наш разговор еще раз доказывает, что “Подвигу всегда есть место на Земле”. Я не призываю вас, дорогие ребята, бессмысленно рисковать своей жизнью. Но, если наступит время, когда вам нужно будет сделать выбор: или совершить мужественный поступок, или остаться в стороне – вы, надеюсь, примите правильное решение, и, если нужно будет, встанете на защиту своего Отечества так, как делали это ваши





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!