СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Музыки. 5 класс. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Музыки. 5 класс. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах» (конспект)

Просмотр содержимого документа
«Урок Музыки. 5 класс. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах».»



«Песня русская в березах, песня русская в хлебах»

Открытый Урок в 5 «А» классе

Подготовила учитель Музыки, ИЗО: Угарова Ю.А.

________________


Цель урока: Обобщить представления учащихся о разнообразии русской народной песни, выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского народа

Задачи урока:

  • составить целостную картину о взаимосвязи русской народной песни с жизнью человека;

  • научиться определять жизненно-образное содержание музыки;

  • воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

  • формировать уважительное отношение к народной культуре, традициям, обрядам

  • применять творческий подход к выполнению задания

Основные понятия, изучаемые на уроке: фольклор, обряд, традиция, жанры русских народных песен.

ИКТ, ЭОР, используемые на уроке: компьютерная презентация учителя

Методическое оснащение урока: Учебник «Музыка» 5 класс, автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, текст-размышление собирательницы фольклора М. Медведевой,шумовые музыкальные инструменты

Музыкальный материал: Народные песни «Гуркота ли, гуркота», «Ходил козел по меже», «Во горнице», «Дома ли, кума, воробей», «За горой пашеница», «Вдоль по реченьке утенышка плывет», «Друженька», «Не одна-то ли во поле дороженька», «Как и шли-прошли солдаты молодые».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного изучения материала. Организационный момент

Вход под р.н.п. «Кто с нами пашенку пахати» Психологический настрой. Приветствие

Актуализация знаний Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня на урок?

Какое различие между народной и композиторской песней?

Слово учителя о народной поэзии и музыке-фольклоре.

Слайд №2

«Выбери»

Фольклор-это народная щедрость?

Фольклор-это народная мудрость?

Фольклор-это народная отвага?

Игра «Кто больше» (вспомнить жанры фольклора)

Соревнуются парами или рядами «Деревня Ложкино», «Деревня Гармошкино»

«3П»- прочитай, перефразируй, поразмышляй.

Предлагает прочитать размышления собирательницы фольклора М. Медведевой. в р. т . стр.14 , раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Работа в группах

1-я группа - читают, выделяют в тексте главную мысль

2-я группа перефразирует своими словами главную мысль

3-я группа - одним предложением

(«телеграмма»)- озвучивают главную мысль текста-размышления

Слайд №3

Предлагает рассмотреть картину «Полдень» Петрова-Водкина

ответить на вопросы: О чем рассказывает картина, ее фрагменты? Какую музыку можно услышать, глядя на нее? В картине звучит одна мелодия или несколько?

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала

Слайд №4

Постановка учебной задачи Все знания о р. н. песне, полученные на предыдущих уроках и все новые мы сложим в нашу музыкальную коробушку. Русскую песню называют душой народа. У народной песни завидная судьба: исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты», а народная песня бессмертна.

Почему? Что важного для нас, современных людей заложили народные авторы в русские песни ?

Сегодня в нашем путешествии в родную старину мы и попробуем ответить на эти вопросы и многие другие.

«Музыкальная коробушка»

Вспоминают все, что знают о русской народной песне: жанры, музыкальные особенности, авторство, поговорки, пословицы о песне.

Этап 3. Практическая деятельность

Все в народной жизни было продумано и взаимосвязано: песня и танец, труд и праздник, костюм и жилище

Итак…Закройте глаза... Представьте крестьянское жилище-избу. Что там происходит?

Слайд №5

Слушают песню «Гуркота ли, гуркота» с закрытыми глазами.

Какую картину вы представили?

Кто мог исполнять эту песню, кому и как?

Игра-импровизация «Сочини колыбельную».

Слайд №6

Умел дитя родить-умей и научить говорили наши предки. Они приучали детей к труду с «малых ногтей». А какое занятие было основным занятием наших предков?

Почему Землю называли Матушкой?

Картина «Страдная пора. Косцы» Г. Мясоедов

А зачем русские люди исполняли песни во время тяжелой работы?

Задание «Выбери музыкальную краску»

Рассказ о «Дожинках» - обряде наших предков. Исполнение обрядовой песни «Ходил козел по меже» Солист – учитель Дети поют «вжих - вжих» и ритмичными движениями рук изображают шум срезаемых колосьев.

Слайд №7

Дети в крестьянской семье стремились быть похожими на родителей, постоянно занятых трудом. Считалось позором, если девочка «непряха» - неумеха, а мальчик только и умеет, что «бабки» гонять-играть.

Инсценируют игровую песню «Дома ли, кума, воробей»

Определяют характерные особенности шуточных, игровых песен: включение декламации, скороговорки, различные персонажи - разные мелодии, темп, ритм для создания разных образов

Слайд №8

Хоровод на Руси - это выбор жениха и невесты.

Исполнение хоровода «Вдоль по реченьке утенышка плывет»

А верите ли вы , что хороводные песни все одинаковые, мелодичные, распевные?

Ответы. Хороводы, хороводные песни были разные: мелодичные , неторопливые, как хоровод «Вдоль по реченьке утенышка плывет», подвижный ,танцевальный как хоровод «Во горнице» под который мы входили на урок, игровой хоровод «Кто с нами пашенку пахати».

А что же их объединяет?

Ответы детей.

Участники хоровода, парни и девушки не только пели, но и «рисовали» определенные танцевальные фигуры: круг, змейка, ручеек, капустка, стенка, улица, клин, звездочка.

Новые знания.

Хоровод , в котором во время исполнения песни участники «рисуют» разнообразные фигуры называется «орнаментальный».

Посмотрите на прялку, мезенские туески, причелины, полотенце.

Попробуем разгадать зашифрованные нашими предками в них тайные знаки?

«Разгадай тайные послания»

Сопоставляют рисунки на предметах быта, частях избы, прялке с фигурами хоровода.

Делают вывод , что вот так удивительным образом Природа, Жизнь и Песня сливались для наших предков в ОДНО ЦЕЛОЕ

Слайд №9

«Ушки на макушке»-музыкальная загадка

Слушают свадебную песню-плач «За горой пашеница»

Ответить на вопрос: кто исполнял эту песню, когда и как?

Вы ничего не перепутали? Свадьба-это праздник, радость! А песня какая?

Таблица «Свадебные песни»

Заполнение таблицы. Песня –плач невесты 1-я колонка.

Слушают величальную песню «У голубя золотая голова»

Заполнение таблицы . Величальная песня 2-я колонка

Работа по группам

Разучивание корильной свадебной песни «Друженька».

1-я группа – «задабривает» Друженьку

2-я группа – «укоряет» Друженьку

Заполнение таблицы. Корильная песня 3-я колонка

Характеристика музыкальных средств выразительности песен.

Слайд №10

Задание «Содружество искусств», которое поможет определить еще один жанр русских народных песен - лирические.

Картина К. Маковского «Боярышня». Какой образ запечатлен в картине?

Работа с текстом р. н. песни

Работа по группам

Выбрать эпитеты-1-я группа

Выбрать слова с ум.-ласк. суффиксами.- 2- я группа.

Какой образ нарисовала поэзия?

Слушание песни «Не одна во поле дороженька» Какой образ нарисовала музыка?

Учащиеся делают вывод: музыка, литература, живопись создали лирический образ.

«Шапка вопросов»

  • С чем связано появление лирической народной песни?

  • Что передает лирическая песня?

  • От какого лица ведется повествование в песне?

  • Кто герой песни?

  • Так что за жанр-«лирическая песня»?

Лирические р. н. песни - жанр, в котором выражена палитра чувств человека, родилась из потребности человека высказать свои чувства, переживания, сокровенные мечты

Слайд №11

Не успел парень на свадьбе погулять, как забрали его в рекруты служить-воевать. Кто такой рекрут? О чем и как пел в песне рекрутской?

Анализируют картину И. Репина «Проводы новобранца»

Исполнение песни «Как и шли-прошли солдаты молодые»

Запев – мальчики

Припев - девочки

Обращает внимание детей на последних строчках песни.

«А нам путь-дороженька указанная,

Вся-то бел - березками усажанная»

Березка – символ Руси, ее сажали у каждого дома. Росла березка, росли и дети, и березка, как Древо Жизни-символ Рода человеческого соединяла все поколения семьи. А когда истончалась нить жизни, ее сажали у могилки. О чем она шелестела листвой в этом тихом месте?

«Березка»

У каждого ученика березовый листочек, с которым он выходит , высказывает свои предположения и прикрепляет его к березке.

(о том , что надо любить и почитать своих предков, свою Родину, семью, родных. Как дерево погибнет, если отрубить ствол от корня, так и мы погибнем без памяти предков и т.д.)

Слайд №12

Сегодня на уроке мы с вами протянули ниточку из прошлого через настоящее в будущее. И коробушка наша наполнилась! Сколько разнообразных русских народных песен мы положили в нее сегодня. А сколько еще осталось…

Народная песня бессмертна и вы сегодня это прекрасно доказали, исполняя песни, которые много веков назад пели наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Этап 4. Проверка полученных результатов

Включение в систему знаний и повторения

Что важного для нас, современных людей заложили народные авторы в русские песни?

Составляют кластер «Русская народная песня»

Трудолюбие, любовь, сострадание, юмор, терпение, стойкость, доброта, красота, русская душа.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия Итоги урока

Продолжите предложение

В этом путешествии

Я узнал…

Я удивился…

Я вспомнил…

Я задумался…

Знал до урока...

Узнал на уроке…

Хочу узнать…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!