«Песня русская в березах, песня русская в хлебах»
Открытый Урок в 5 «А» классе
Подготовила учитель Музыки, ИЗО: Угарова Ю.А.
________________
Цель урока: Обобщить представления учащихся о разнообразии русской народной песни, выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского народа
Задачи урока:
составить целостную картину о взаимосвязи русской народной песни с жизнью человека;
научиться определять жизненно-образное содержание музыки;
воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
формировать уважительное отношение к народной культуре, традициям, обрядам
применять творческий подход к выполнению задания
Основные понятия, изучаемые на уроке: фольклор, обряд, традиция, жанры русских народных песен.
ИКТ, ЭОР, используемые на уроке: компьютерная презентация учителя
Методическое оснащение урока: Учебник «Музыка» 5 класс, автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, текст-размышление собирательницы фольклора М. Медведевой,шумовые музыкальные инструменты
Музыкальный материал: Народные песни «Гуркота ли, гуркота», «Ходил козел по меже», «Во горнице», «Дома ли, кума, воробей», «За горой пашеница», «Вдоль по реченьке утенышка плывет», «Друженька», «Не одна-то ли во поле дороженька», «Как и шли-прошли солдаты молодые».
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного изучения материала. Организационный момент
Вход под р.н.п. «Кто с нами пашенку пахати» Психологический настрой. Приветствие
Актуализация знаний Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня на урок?
Какое различие между народной и композиторской песней?
Слово учителя о народной поэзии и музыке-фольклоре.
Слайд №2
«Выбери»
Фольклор-это народная щедрость?
Фольклор-это народная мудрость?
Фольклор-это народная отвага?
Игра «Кто больше» (вспомнить жанры фольклора)
Соревнуются парами или рядами «Деревня Ложкино», «Деревня Гармошкино»
«3П»- прочитай, перефразируй, поразмышляй.
Предлагает прочитать размышления собирательницы фольклора М. Медведевой. в р. т . стр.14 , раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Работа в группах
1-я группа - читают, выделяют в тексте главную мысль
2-я группа перефразирует своими словами главную мысль
3-я группа - одним предложением
(«телеграмма»)- озвучивают главную мысль текста-размышления
Слайд №3
Предлагает рассмотреть картину «Полдень» Петрова-Водкина
ответить на вопросы: О чем рассказывает картина, ее фрагменты? Какую музыку можно услышать, глядя на нее? В картине звучит одна мелодия или несколько?
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала
Слайд №4
Постановка учебной задачи Все знания о р. н. песне, полученные на предыдущих уроках и все новые мы сложим в нашу музыкальную коробушку. Русскую песню называют душой народа. У народной песни завидная судьба: исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты», а народная песня бессмертна.
Почему? Что важного для нас, современных людей заложили народные авторы в русские песни ?
Сегодня в нашем путешествии в родную старину мы и попробуем ответить на эти вопросы и многие другие.
«Музыкальная коробушка»
Вспоминают все, что знают о русской народной песне: жанры, музыкальные особенности, авторство, поговорки, пословицы о песне.
Этап 3. Практическая деятельность
Все в народной жизни было продумано и взаимосвязано: песня и танец, труд и праздник, костюм и жилище
Итак…Закройте глаза... Представьте крестьянское жилище-избу. Что там происходит?
Слайд №5
Слушают песню «Гуркота ли, гуркота» с закрытыми глазами.
Какую картину вы представили?
Кто мог исполнять эту песню, кому и как?
Игра-импровизация «Сочини колыбельную».
Слайд №6
Умел дитя родить-умей и научить говорили наши предки. Они приучали детей к труду с «малых ногтей». А какое занятие было основным занятием наших предков?
Почему Землю называли Матушкой?
Картина «Страдная пора. Косцы» Г. Мясоедов
А зачем русские люди исполняли песни во время тяжелой работы?
Задание «Выбери музыкальную краску»
Рассказ о «Дожинках» - обряде наших предков. Исполнение обрядовой песни «Ходил козел по меже» Солист – учитель Дети поют «вжих - вжих» и ритмичными движениями рук изображают шум срезаемых колосьев.
Слайд №7
Дети в крестьянской семье стремились быть похожими на родителей, постоянно занятых трудом. Считалось позором, если девочка «непряха» - неумеха, а мальчик только и умеет, что «бабки» гонять-играть.
Инсценируют игровую песню «Дома ли, кума, воробей»
Определяют характерные особенности шуточных, игровых песен: включение декламации, скороговорки, различные персонажи - разные мелодии, темп, ритм для создания разных образов
Слайд №8
Хоровод на Руси - это выбор жениха и невесты.
Исполнение хоровода «Вдоль по реченьке утенышка плывет»
А верите ли вы , что хороводные песни все одинаковые, мелодичные, распевные?
Ответы. Хороводы, хороводные песни были разные: мелодичные , неторопливые, как хоровод «Вдоль по реченьке утенышка плывет», подвижный ,танцевальный как хоровод «Во горнице» под который мы входили на урок, игровой хоровод «Кто с нами пашенку пахати».
А что же их объединяет?
Ответы детей.
Участники хоровода, парни и девушки не только пели, но и «рисовали» определенные танцевальные фигуры: круг, змейка, ручеек, капустка, стенка, улица, клин, звездочка.
Новые знания.
Хоровод , в котором во время исполнения песни участники «рисуют» разнообразные фигуры называется «орнаментальный».
Посмотрите на прялку, мезенские туески, причелины, полотенце.
Попробуем разгадать зашифрованные нашими предками в них тайные знаки?
«Разгадай тайные послания»
Сопоставляют рисунки на предметах быта, частях избы, прялке с фигурами хоровода.
Делают вывод , что вот так удивительным образом Природа, Жизнь и Песня сливались для наших предков в ОДНО ЦЕЛОЕ
Слайд №9
«Ушки на макушке»-музыкальная загадка
Слушают свадебную песню-плач «За горой пашеница»
Ответить на вопрос: кто исполнял эту песню, когда и как?
Вы ничего не перепутали? Свадьба-это праздник, радость! А песня какая?
Таблица «Свадебные песни»
Заполнение таблицы. Песня –плач невесты 1-я колонка.
Слушают величальную песню «У голубя золотая голова»
Заполнение таблицы . Величальная песня 2-я колонка
Работа по группам
Разучивание корильной свадебной песни «Друженька».
1-я группа – «задабривает» Друженьку
2-я группа – «укоряет» Друженьку
Заполнение таблицы. Корильная песня 3-я колонка
Характеристика музыкальных средств выразительности песен.
Слайд №10
Задание «Содружество искусств», которое поможет определить еще один жанр русских народных песен - лирические.
Картина К. Маковского «Боярышня». Какой образ запечатлен в картине?
Работа с текстом р. н. песни
Работа по группам
Выбрать эпитеты-1-я группа
Выбрать слова с ум.-ласк. суффиксами.- 2- я группа.
Какой образ нарисовала поэзия?
Слушание песни «Не одна во поле дороженька» Какой образ нарисовала музыка?
Учащиеся делают вывод: музыка, литература, живопись создали лирический образ.
«Шапка вопросов»
С чем связано появление лирической народной песни?
Что передает лирическая песня?
От какого лица ведется повествование в песне?
Кто герой песни?
Так что за жанр-«лирическая песня»?
Лирические р. н. песни - жанр, в котором выражена палитра чувств человека, родилась из потребности человека высказать свои чувства, переживания, сокровенные мечты
Слайд №11
Не успел парень на свадьбе погулять, как забрали его в рекруты служить-воевать. Кто такой рекрут? О чем и как пел в песне рекрутской?
Анализируют картину И. Репина «Проводы новобранца»
Исполнение песни «Как и шли-прошли солдаты молодые»
Запев – мальчики
Припев - девочки
Обращает внимание детей на последних строчках песни.
«А нам путь-дороженька указанная,
Вся-то бел - березками усажанная»
Березка – символ Руси, ее сажали у каждого дома. Росла березка, росли и дети, и березка, как Древо Жизни-символ Рода человеческого соединяла все поколения семьи. А когда истончалась нить жизни, ее сажали у могилки. О чем она шелестела листвой в этом тихом месте?
«Березка»
У каждого ученика березовый листочек, с которым он выходит , высказывает свои предположения и прикрепляет его к березке.
(о том , что надо любить и почитать своих предков, свою Родину, семью, родных. Как дерево погибнет, если отрубить ствол от корня, так и мы погибнем без памяти предков и т.д.)
Слайд №12
Сегодня на уроке мы с вами протянули ниточку из прошлого через настоящее в будущее. И коробушка наша наполнилась! Сколько разнообразных русских народных песен мы положили в нее сегодня. А сколько еще осталось…
Народная песня бессмертна и вы сегодня это прекрасно доказали, исполняя песни, которые много веков назад пели наши прапрабабушки и прапрадедушки.
Этап 4. Проверка полученных результатов
Включение в систему знаний и повторения
Что важного для нас, современных людей заложили народные авторы в русские песни?
Составляют кластер «Русская народная песня»
Трудолюбие, любовь, сострадание, юмор, терпение, стойкость, доброта, красота, русская душа.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия Итоги урока
Продолжите предложение
В этом путешествии
Я узнал…
Я удивился…
Я вспомнил…
Я задумался…
Знал до урока...
Узнал на уроке…
Хочу узнать…