СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Фольклор в музыке Н.А. Римского-Корсакова"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Фольклор в музыке Н.А. Римского-Корсакова"»


«Восточный фольклор в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова»


Ход урока:

Звучит фонограмма

1. Приветствие.

- Здравствуйте, меня зовут ____

- У нас сегодня урок музыки, значит будет у нас приветствие … какое?

Дети - музыкальное. Молодцы! (выключить фонограмму).

У- Если я говорю, здравствуйте, вы мне отвечаете, здравствуйте

- Скажи мне как тебя зовут? (дети поочередно говорят свои имена. Учитель подходит спрашивает вопрос и дети говорят свои имена.) А теперь, все вместе, Скажи мне как тебя зовут? (хором свои имена)

-Споем и все нам подпоют!

- А дальше, те слова, которые я вам буду напевать, вы будете петь и выполнять движения, и показывать.

(Слайд)

В небесах вспыхнули

звездами слова

я плюс ты - друзья,

мы одна семья.


- Молодцы, итак наше музыкальное приветствие! (Ставится фонограмма, начинает учитель.)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________


- Замечательно! Вот мы познакомились. Теперь мы - дружная семья.


2. Введение в тему:

- Ребята, хотите узнать о жизни людей, которые живут очень далеко от нас? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами отправимся в далекое музыкальное путешествие. А как нам быстрее добраться? -(на самолете)

- Мы с вами полетим на самолете. (слайд - самолет)

- Ребята, а что надо сделать, чтобы самолет взлетел? Завести мотор, чтобы заработали турбины, а дальше - полет. (все встают)

(1 ряд - вы будете изображать звук мотора - РРРРРРРРР

2 ряд - а вы - звук турбин - УУУУУУУУУ

- теперь все - Вместе! Самолет полетел!!!!

(Должно получиться звук взлетающего самолета, сразу вставим муз фон звука турбин). Останавливается музыка.

- Вот мы провели музыкальную разминку.


_____________________________________________________________

3. Формулирование темы: ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ ВОСТОКА.

- Ребята, посмотрите, в какой мир мы попали (Слайд)

- На восток

- О какой музыке сегодня мы с вами будем говорить?

- Восточной

- Тема нашего урока:

«Восточный фольклор в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова»


- Мне самой нравится восточная музыка, а вам нравится? ( Да...)

__________________________________________________________________

4. Постановка проблемной ситуации.

- В названии урока я вижу некое противоречие (пауза). Противоречие - это несоответствие. Как вы думаете, в чём заключается это противоречие?

Обратите внимание, ВОСТОЧНЫЕ и РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ. Чувствуете несоответствие?

(Культуры разные, русские композиторы обращаются к восточной музыке...). - Восточная музыка нехарактерна для русского народа.

_____________________________________________________________

5. Работа с новой информацией

- Загадочный мир востока привлекал внимание многих русских композиторов. (слайд с русскими композиторами Глинка, Бородин, Р-Корсаков, ученики читают титры, ФИО комп.).


- Тема Востока более ярко проявилась в творчестве Римского - Корсакова. А вы знаете, что Римский- Корсаков написал музыку к известным сказкам. (слайд с иллюстрациями сказок: "Садко", "Сказка о царе Салтане"). Он много путешествовал, побывал в разных странах, и особенно интересовался востоком. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту на восточную тему - "Шехерезада". Шехерезада - героиня восточной сказки "Тысяча и одна ночь", которая знакома и любима вами с детства.

- А каким вы представляете древний восток? Какие ассоциации возникают?

(верблюды, песок, ковры, дворец...)

6. Усвоение темы урока.

- а теперь предлагаю послушать "Шехерезаду" Р-К.

ВСТАВИТЬ МУЗЫКУ "ШАХЕРЕЗАДА"

- Что означает слово "сюита"? (слайд с определением слова, дать прочитать ученику). Давайте, проведем сравнение. (Пишем на доске слово сюита).

Какое другое слово можно получить, если заменить букву ю на другую?

С__ИТА - СВИТА

- А что означает слово свита? Главой восточного государства является ... ШЕЙХ. КРУЖОК - это шейх, его сопровождает свита, значит, свита - сопровождение шейха)

Значение слова свита поможет представить слово сюита.

СЮИТА- музыкальное произведение. Подобно слову Свита, она имеет в своем составе несколько сопровождающих частей. (рисование)

_______________________________________________________________

(Слайд Фото Ш.)

- Давайте ещё раз послушаем Шехерезаду и постараемся определить, какая она восточная дива - Шехерезада? (Слушание музыки).

- Какой вы себе представляете Шехерезаду? (красивая, гибкая, мягкая...)

- А что вы можете сказать про саму музыку? Какая она? (загадочная, таинственная, мягкая, с плавными движениями, в легкой одежде из шелка, с нежным взглядом).

- Какой музыкальный инструмент вы слышите более других? (скрипка)

- А темп музыки какой? (медленный)

-Звук можно изобразить. (Слайд с ОСЦИЛЛОГРАММА). Перед вами ОСЦИЛЛОГРАММА. ОСЦИЛЛОГРАММА - это звуковое изображение.


7. Закрепление свойств восточной музыки.

- Послушаем еще раз музыку "Ш.," и вы попытайтесь нарисовать эту мелодию руками. Будете дирижёрами. (дети рисуют руками осциллограмму в воздухе).

- У всех на столах бумаги и краски. Попробуйте передать характер, особенность этой музыки красками? КАКИМИ КРАСКАМИ АССОЦИРУЕТСЯ ДЛЯ ВАС ВОСТОК? (ИЗУМРУД, ЗОЛОТОЙ..). А теперь нарисуйте музыку.

СТАВИМ музыку "Шехерезада"

- Какая по своей мелодии музыка Римского-Корсакова? (плавная, извилистая, узорчатая, волнистая, убаюкивающая, загадочная, завораживающая). Каков ритм музыки? ( медленный). Вот такой вывод мы с вами делаем из нашей визуальной работы.

ВЫВОД: на слайде

Мелодия

плавная, извилистая, узорчатая, волнистая, убаюкивающая, загадочная, завораживающая

Ритм

Медленный, размеренный




________________________________________________________________


8. В соответствии с нашим выводом попробуем сами воссоздать восточную музыку.


- Послушаем танцевальный фрагмент из восточной музыки И сами создадим восточно- музыкальный ансамбль. (СТАВИМ музыка "ВОСТОЧНАЯ", раздаю инструменты)

- Что придает ей танцевальность? (особый ритм)

-Какие инструменты добавлены? (шумовые)


9. Рефлесия.


-ребята, когда вы приедете домой, что вы расскажете своим друзьям, родственникам о своем путешествии?

- что дало тебе это путешествие?

-попробуйте оценить себя сами.


- Ну, что, ребята, пора собираться домой.

Командир, командуй.(пристегнуть ремни, ревут моторы, турбины).

(музыка, слайд земли и России, Байкал, Улан-Удэ, Кижинга, Школа.)

-как только прилетели, ставим песню "Хэжэнгэмни"


СЛАЙД

Эпиграф: Через восточную, русскую и бурятскую музыку передается душа народа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!