«Восточный фольклор в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова»
Ход урока:
Звучит фонограмма
1. Приветствие.
- Здравствуйте, меня зовут ____
- У нас сегодня урок музыки, значит будет у нас приветствие … какое?
Дети - музыкальное. Молодцы! (выключить фонограмму).
У- Если я говорю, здравствуйте, вы мне отвечаете, здравствуйте
- Скажи мне как тебя зовут? (дети поочередно говорят свои имена. Учитель подходит спрашивает вопрос и дети говорят свои имена.) А теперь, все вместе, Скажи мне как тебя зовут? (хором свои имена)
-Споем и все нам подпоют!
- А дальше, те слова, которые я вам буду напевать, вы будете петь и выполнять движения, и показывать.
(Слайд)
В небесах вспыхнули
звездами слова
я плюс ты - друзья,
мы одна семья.
- Молодцы, итак наше музыкальное приветствие! (Ставится фонограмма, начинает учитель.)
__________________________________________________________________
- Замечательно! Вот мы познакомились. Теперь мы - дружная семья.
2. Введение в тему:
- Ребята, хотите узнать о жизни людей, которые живут очень далеко от нас? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в далекое музыкальное путешествие. А как нам быстрее добраться? -(на самолете)
- Мы с вами полетим на самолете. (слайд - самолет)
- Ребята, а что надо сделать, чтобы самолет взлетел? Завести мотор, чтобы заработали турбины, а дальше - полет. (все встают)
(1 ряд - вы будете изображать звук мотора - РРРРРРРРР
2 ряд - а вы - звук турбин - УУУУУУУУУ
- теперь все - Вместе! Самолет полетел!!!!
(Должно получиться звук взлетающего самолета, сразу вставим муз фон звука турбин). Останавливается музыка.
- Вот мы провели музыкальную разминку.
_____________________________________________________________
3. Формулирование темы: ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ ВОСТОКА.
- Ребята, посмотрите, в какой мир мы попали (Слайд)
- На восток
- О какой музыке сегодня мы с вами будем говорить?
- Восточной
- Тема нашего урока:
«Восточный фольклор в музыке русского композитора Н.А. Римского-Корсакова»
- Мне самой нравится восточная музыка, а вам нравится? ( Да...)
__________________________________________________________________
4. Постановка проблемной ситуации.
- В названии урока я вижу некое противоречие (пауза). Противоречие - это несоответствие. Как вы думаете, в чём заключается это противоречие?
Обратите внимание, ВОСТОЧНЫЕ и РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ. Чувствуете несоответствие?
(Культуры разные, русские композиторы обращаются к восточной музыке...). - Восточная музыка нехарактерна для русского народа.
_____________________________________________________________
5. Работа с новой информацией
- Загадочный мир востока привлекал внимание многих русских композиторов. (слайд с русскими композиторами Глинка, Бородин, Р-Корсаков, ученики читают титры, ФИО комп.).
- Тема Востока более ярко проявилась в творчестве Римского - Корсакова. А вы знаете, что Римский- Корсаков написал музыку к известным сказкам. (слайд с иллюстрациями сказок: "Садко", "Сказка о царе Салтане"). Он много путешествовал, побывал в разных странах, и особенно интересовался востоком. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту на восточную тему - "Шехерезада". Шехерезада - героиня восточной сказки "Тысяча и одна ночь", которая знакома и любима вами с детства.
- А каким вы представляете древний восток? Какие ассоциации возникают?
(верблюды, песок, ковры, дворец...)
6. Усвоение темы урока.
- а теперь предлагаю послушать "Шехерезаду" Р-К.
ВСТАВИТЬ МУЗЫКУ "ШАХЕРЕЗАДА"
- Что означает слово "сюита"? (слайд с определением слова, дать прочитать ученику). Давайте, проведем сравнение. (Пишем на доске слово сюита).
Какое другое слово можно получить, если заменить букву ю на другую?
С__ИТА - СВИТА
- А что означает слово свита? Главой восточного государства является ... ШЕЙХ. КРУЖОК - это шейх, его сопровождает свита, значит, свита - сопровождение шейха)
Значение слова свита поможет представить слово сюита.
СЮИТА- музыкальное произведение. Подобно слову Свита, она имеет в своем составе несколько сопровождающих частей. (рисование)
_______________________________________________________________
(Слайд Фото Ш.)
- Давайте ещё раз послушаем Шехерезаду и постараемся определить, какая она восточная дива - Шехерезада? (Слушание музыки).
- Какой вы себе представляете Шехерезаду? (красивая, гибкая, мягкая...)
- А что вы можете сказать про саму музыку? Какая она? (загадочная, таинственная, мягкая, с плавными движениями, в легкой одежде из шелка, с нежным взглядом).
- Какой музыкальный инструмент вы слышите более других? (скрипка)
- А темп музыки какой? (медленный)
-Звук можно изобразить. (Слайд с ОСЦИЛЛОГРАММА). Перед вами ОСЦИЛЛОГРАММА. ОСЦИЛЛОГРАММА - это звуковое изображение.
7. Закрепление свойств восточной музыки.
- Послушаем еще раз музыку "Ш.," и вы попытайтесь нарисовать эту мелодию руками. Будете дирижёрами. (дети рисуют руками осциллограмму в воздухе).
- У всех на столах бумаги и краски. Попробуйте передать характер, особенность этой музыки красками? КАКИМИ КРАСКАМИ АССОЦИРУЕТСЯ ДЛЯ ВАС ВОСТОК? (ИЗУМРУД, ЗОЛОТОЙ..). А теперь нарисуйте музыку.
СТАВИМ музыку "Шехерезада"
- Какая по своей мелодии музыка Римского-Корсакова? (плавная, извилистая, узорчатая, волнистая, убаюкивающая, загадочная, завораживающая). Каков ритм музыки? ( медленный). Вот такой вывод мы с вами делаем из нашей визуальной работы.
ВЫВОД: на слайде
Мелодия | плавная, извилистая, узорчатая, волнистая, убаюкивающая, загадочная, завораживающая |
Ритм | Медленный, размеренный |
| |
________________________________________________________________
8. В соответствии с нашим выводом попробуем сами воссоздать восточную музыку.
- Послушаем танцевальный фрагмент из восточной музыки И сами создадим восточно- музыкальный ансамбль. (СТАВИМ музыка "ВОСТОЧНАЯ", раздаю инструменты)
- Что придает ей танцевальность? (особый ритм)
-Какие инструменты добавлены? (шумовые)
9. Рефлесия.
-ребята, когда вы приедете домой, что вы расскажете своим друзьям, родственникам о своем путешествии?
- что дало тебе это путешествие?
-попробуйте оценить себя сами.
- Ну, что, ребята, пора собираться домой.
Командир, командуй.(пристегнуть ремни, ревут моторы, турбины).
(музыка, слайд земли и России, Байкал, Улан-Удэ, Кижинга, Школа.)
-как только прилетели, ставим песню "Хэжэнгэмни"
СЛАЙД
Эпиграф: Через восточную, русскую и бурятскую музыку передается душа народа.