СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки -источник музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика общения с учащимися на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки -источник музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»







РЕФЕРАТ

на тему:

Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

по дисциплине:

Музыкальная психология.





Работу выполнил:

Слушатель курса 1,33

Музыкальная психология

Никитина Наталья Станиславовна

по дисциплине: Музыкальная психология



Научный руководитель

____________________

к. психол. наук, доц.

Шелепанова Н.В.





Новосибирск-2017




Оглавление





Введение 3



Глава 1. Урок музыки - источник музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся 5



1.1. Общение учителя и ученика как комплексная, полипредметная деятельность 5



1.2. Совместная индивидуальная деятельность учителя и ученика, как психолого-педагогический процесс в обучении и воспитании учащегося 7



Глава 2. Специфика общения с учащимися на уроках музыки 11



2.1. Приемы и формы воспитания в зависимости от темперамента и характерологических черт учащегося 11



2.2. Особенности межличностных взаимоотношений на уровне «учитель-ученик» 15



Заключение 18



Список использованной литературы 20




Введение





Одна из серьезных проблем, стоящих сегодня перед музыкальным учительством, - это формирование готовности учащегося, как профессиональной, так и психологической, к предстоящей «производственной» деятельности. Одним из надежных направлений оптимизации и совершенствования качества учебно-воспитательного процесса было и остается развитие, углубление взаимоотношений, общения преподавателя и ученика на основе взаимопонимания, партнерства, сотрудничества, поскольку любое обучение (а тем более, воспитание) психологически немыслимо без взаимодействия. Обучение – деятельность совместная и другой быть не может. Если свести образовательный процесс только к передаче знаний, умений и навыков, его результат становится ненадежным, а главное – просто негуманным, т.е. по существу неуважительным по отношению к обоим субъектам учебно-воспитательного процесса.

Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может и не взять, а только, например, запомнить, донести до преподавателя и «сдать» их ему вместе с очередным уроком, зачётом, экзаменом. Поэтому уровень обученности, эффективность усвоения материала учащимся в равной мере зависит от качества преподавания и качества учения как «встречной» работы обучаемого. Это и есть, по существу, эффективность процесса взаимодействия учителя и ученика, и такое взаимодействие необходимо специально выстраивать.

Отношение «учитель и ученик» в музыкальной педагогике тема особая. Это процесс погружения в музыкальное искусство как совместная деятельность учителя и ученика по приближению к истине и выражению её музыкально – художественными средствами.

По мнению В. Г. Ражникова, «Личность ученика развивает только личность педагога. Другие позиции педагога - наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, режиссер-постановщик репертуара и т. д. – оказывают оперативную, и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта – ученика с музыкантом - учителем» [10, c. 69]. Известный театральный режиссер и педагог Мария Осиповна Кнебель в книге «Поэзия педагогики» так сказала об этом процессе: «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупится из скорлупы».

Целью данной работы является исследование совместной деятельности учителя и ученика на уроках музыки.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.

Задачи исследования:

1. Исследовать общение как комплексную, полипредметную деятельность учителя и ученика;

2. Рассмотреть совместную индивидуальную деятельность учителя и ученика, как психолого-педагогический процесс в обучении и воспитании учащегося;

3. Охарактеризовать приемы и формы воспитания в зависимости от темперамента и характерологических черт учащегося .



Глава 1. Урок музыки - источник музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся





1.1. Общение учителя и ученика как комплексная, полипредметная деятельность



Учебный предмет «Музыка» является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Профессия любого учителя, а тем более учителя музыки, является по определению творческой, ибо любой человек уникален, каждый эффективный шаг в работе с учащимися связан с открытием нового в музыке, в методике, в школьнике, в самом себе. Это вовсе не обязательно глобальное открытие для всего человечества, т.е. нечто действительно новое. Психологически главное - это наличие открытия для себя, для собственного бытия. Без таких открытий нет развития - личностного и профессионального. Но в психологии достоверно установлено, что творчество невозможно без напряженной, длительной, порой рутинной работы, без предшествующего исчерпывающего знания и его субъективного осознания. Хорошо, что любому музыканту, к примеру, не нужно это доказывать, но применительно к преподаванию, к педагогике в целом это уже не представляется столь же общепризнанным. Значит, для понимания, акцентирования этого необходимы особые интеллектуальные усилия, упражнения, работа души[11, c. 112].

Одним из надежных направлений оптимизации и совершенствования качества учебно-воспитательного процесса было и остается развитие, углубление взаимодействий, взаимоотношений, общения преподавателя и ученика[1, c. 75]. Дело в том, что любое обучение (а тем более, воспитание) психологически немыслимо без взаимодействия, так как обучение включает в себя (по определению) две деятельности: преподавательскую (учителя, педагога) и учебную (в исполнении учащегося, школьника).

Обучение - деятельность совместная, распределенная и другой быть не может. Если свести образовательный процесс к передаче знаний, его результат становится ненадежным, неуправляемым, а главное - просто негуманным, т.е. по существу неуважительным по отношению к обоим субъектам учебно-воспитательного процесса.

Известно, что знания нельзя переложить из одной головы в другую, их бессмысленно транслировать в никуда. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может и не взять, не присвоить, а только, например, запомнить, донести до преподавателя и «сдать» их ему вместе с очередным экзаменом или зачетом. Поэтому уровень обученности субъекта, эффективность усвоения материала учащимся в равной мере зависит от качества преподавания и качества учения как «встречной» работы обучаемого. Это, по существу, эффективность процесса взаимодействия двух субъектов образовательного процесса, и такое взаимодействие нужно специально организовывать, выстраивать.

Универсальным средством организации и реализации взаимодействия в учебно-воспитательном процессе является общение как комплексная, полипредметная деятельность, включающая в себя, помимо взаимодействия (интеракции), также перцепцию (взаимное восприятие субъектов) и коммуникацию (обмен информацией).



1.2. Совместная индивидуальная деятельность учителя и ученика, как психолого-педагогический процесс в обучении и воспитании учащегося



Любовь к ученику - одна из важнейших черт нравственной личности педагога. «Любить ученика - значит переживать проблемы ребенка, как свои собственные. Не выпячивать себя в качестве главного, строгого распорядителя, в качестве судьи того, что делает ребенок. Отношения должны быть основаны на добровольном признание личности ученика педагогом и личности педагога-ребенком» - таково суждение педагога Ражникова. Следовательно, педагог- музыкант в своей педагогической деятельности должен осуществлять две взаимосвязанные функции - обучающую и воспитывающую. Обе они требуют высокого профессионального мастерства и глубоких знаний.

Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны. Но это недостаточно. Нужно еще и значительно большие, что делает учителя Личностью в глазах ученика, способной увлечь музыкой ребенка, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать [6, c. 32].

Объектом педагогической деятельности является учащиеся. Овладевая знаниями, навыками, находящимися в состоянии целостности, взаимосвязях и противоречиях, он приобретает основы дальнейшего развития. Однако если в общеобразовательной школе или на групповых занятиях в музыкальной школе, училище работа по тому или иному предмету, дисциплине планируется в рамках содержания, т.е. в аспекте приобретаемых знаний и навыков, то на индивидуальных занятиях планируется художественный и инструктивный репертуар. Над репертуаром учащейся работает на основе формируемых сформированных знаний, навыков, умений. А вот какие знания, навыки, умения будет формировать у учащегося его педагог- остается «засекреченным».

Очень многое в практической деятельности педагога- музыканта зависит от верного решения одной из труднейших проблем музыкальной педагогики- выявление и развития в процессе обучения индивидуальности ученика. Понятию индивидуальность придают различные значения. В узком смысле индивидуальностью обычно называют самобытную творческую личность, создающую новые художественные ценности. Индивидуальность в этом смысле атрибут таланта. Но правомерно и другое, более широкое понимание индивидуальности. Каждый музыкант, если профессия им выбрана осознана, должен обладать своим отношением к музыке, своими вкусами и наклонностями, желанием постоянно учиться и совершенствоваться. Такого музыканта мы вправе считать обладающим индивидуальностью, даже если он не практикует новых путей в искусстве.

Первейший долг педагога - помочь каждому своему воспитаннику развить свои лучшие задатки, найти себя, свой путь, любимую профессию, иными словами стать индивидуальностью. Нет ничего более ошибочного, как составив вначале об ученике определенное мнение, руководствуясь им на протяжении всего времени обучения. Известно, что в момент физического, творческого роста человек меняется, на протяжении иного даже небольшого времени его качества могут стать иными [6, c. 36].

Иногда, в процессе работы, педагог концентрирует свое внимание главным образом на недостатках ученика, прилагая все свои усилия подтянуть, сгладить эти недостатки (зажатость, вялость или, наоборот, несобранность, небрежность в игре). При этом нередко мало уделяют внимания наиболее и самостоятельному, что есть в индивидуальности ученика. В результате происходит нивелировка личности (т.е. недостатки сглаживаются, а свое личное, эмоциональное затухает).

Часто педагогу приходится сталкиваться с неорганизованными учениками. Они небрежны в работе, неаккуратны в выполнении своих обязанностей. Такое объясняется чаще всего отсутствием стойкого интереса к делу, слабостью воли, неумением организовать свой рабочий день. В таких случаях педагогу важно «нащупать» то зерно, тот момент, который наиболее интересен ученику и попробовать оттолкнуться от него в работе.

Нередко в классе с активными детьми встречаются очень способные, но застенчивые и скромные. Они часто неуверенны в своих силах, не умеют «развернуться» при исполнении программы. Здесь педагогу надо использовать любую, пусть самую маленькую удачу в преодолении эмоциональной скованности. Важно поощрить его творческие порывы. Таких учеников надо чаще показывать на концертах, даже перед самой небольшой аудиторией. Иные дети совсем лишены собственной инициативы. Они просят чтобы им все показали и объяснили.

Таких учеников надо поставить в такие условия, при которых они развивали бы свою самостоятельность, развивали свой интерес к конкретной пьесе или виду музыкальной деятельности (игра в ансамбле, транспонирование). Таким детям на уроках надо больше давать возможности самим анализировать, сравнивать, т.е. давать развивать фантазию, а она есть у каждого. Любая форма урока может быть уместной. Просто опытный и чуткий педагог найдет именно ту, которая лучше всего воздействует на данного ученика в данный момент работы.

Умение слушать - верный признак дарование педагога. Слушая ученика, он как бы сопереживает музыку вместе с ним, при этом любое достижение здесь рассматривается как ступень роста. Воспринимая игру диалектично, педагог сравнивает его игру прошлую и настоящую, и уже мысленно планирует будущую [13, c. 112].

Еще немаловажный аспект — научиться дослушивать до конца, не прерывая, т.е. дать возможность ученику выразить свое понимание, свои исполнительские намерения. Эмоциональное влияние сказывается в том, что с любимыми учениками мы занимаемся увлеченно, а с остальными по обязанности. Нередко такое отношение скрыть не удается. Поэтому, педагог не имеет право быть равнодушным, т.к. такая градация иногда и способных учеников приводит к увяданию.

Умение выждать - одна из важных форм воспитания. Часто педагог торопит ученика, формирует его развитие, невольно скатываясь к натаскиванию. Поэтому, в данном случае, не требовать от ребенка сегодня того, к чему он сам, естественным путем, без нажима придет завтра.












Глава 2. Специфика общения с учащимися на уроках музыки





2.1. Приемы и формы воспитания в зависимости от темперамента и характерологических черт учащегося



Приемы и формы воспитания ученика как музыканта очень разнообразны. Главное здесь проявляется в том, чтобы умело и чутко, в каждом конкретном случае применить наиболее действенный, рациональный подход или прием. При учете возрастных особенностей педагог опирается на обобщенные данные возрастной психологии и педагогики:

- особенности темперамента, характера;

- насколько вынослив в занятиях, способен ли к продолжительному напряжению;

- какое у него преобладает настроение (ровное, спокойное, колеблется, вспышки раздражительности);

- легко ли переходит от одного эмоционального состояния к другому;

- как ведет себя на сцене (сохраняет ли самообладание или теряет его);

- легко ли освобождается от негативных сторон исполнения.

Что касается темперамента и характерологических черт учащегося, то они весьма разнообразны, имеют свою структурность и индивидуальность. Педагог в своем классе может разделить обучающихся на следующие категории типов характеров:

1. Флегматик. Это малоподвижный тип нервной системы. Характеризуется слабым проявлением чувств; вывести флегматика из обычного для него состояние нелегко: он медлителен в движениях и речи, мимика у него малоподвижна, жесты скупы. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Флегматики, с одной стороны трудолюбивы и усидчивы, с другой - большие «тугодумы», усердно следующие разведанному порядку в жизни. Их медлительность может мешать в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, понять, сообразить и сделать, но на ряду с этим он запоминает обычно надолго, основательно и прочно. Много работы доставляет создание у ученика- флегматика необходимого настроения при исполнении музыкального произведения [15, c. 224].

Таким ученикам трудно дается переключение на «новую волну» художественного переживания, они склонны по инерции повторять себя в любой новой пьесе, причем зачастую без учета ее характера, стиля и других важных особенностях. Обучение и воспитание в данном случае должно ставить целью- развитие навыков «живого реагирование» на музыку, повышение нервной системы за счет включение в репертуар произведений энергичного, волевого характера, побуждающих исполнителя к активным, инициативным действиям.

2. Сангвеник. Ребенок с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; живой, любознательный. Быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. Чаще всего уверенный в себе, не испытывающий какого- либо напряжения в обучении; с легкостью усваивает значительный по объему материал, полностью поглощен очередным занятием. Почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Для него возможны долгие нагрузки. Способен выполнять за тот же период времени больше, чем другие учащееся, благодаря своей выносливости [15, c. 229].

У сангвеника эмоции легко возникают, легко сменяются. Они обладают глубоким умом, быстро схватывают новое, прочно удерживают его в памяти, легко переключают внимание. Сангвеники непринужденно входят в ритм урока, моментально зажигаются интересом к делу, по первому требованию педагога перестраиваются на выполнение нового задания. Наладить контакт с ним нетрудно, т.к. он общителен, непосредственен, отличается ровным оптимистичным настроением. У учащихся - сангвеников нужно воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу; не торопиться помогать бороться с легкомыслием, если оно начнет проявляться.

3. Меланхолик. Они полная противоположность сангвеникам, халерикам. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью. Несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, новой обстановкой, новыми видами деятельности. Нерешительны в своих действиях. Эти свойства учителю следует помнить при работе с учащимися 1 класса. [15, c. 233]

Меланхолики быстро утомляются, поэтому нужно постепенно увеличивать нагрузку. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственны болезнь неудачи, страх глупо выглядеть. Слабым детям в школе приходиться «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. По отношению к учащимся — меланхоликам от педагога требуется повышенная бережность, доброжелательность и чуткость. Обращаться с ними нужно ласково, спокойно, не повышая голоса. Они могут замкнуться от любого, неосторожно высказанного замечания. По отношению к ним неуместны ирония, шутка.

Именно меланхолики испытывают особенно сильный страх в ответственных ситуациях (на эстраде) и нуждаются в постоянной психотерапии. Меланхоликов нужно постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать и возможность больше действовать и проявлять активность. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями, типа «хорошо», «умница», «молодец»), формировать уверенность в своих силах, обязательно поощрять их за старания, даже если результат далек от желаемого. И.П. Павлов считал, что путем умелой и длительной тренировки можно укрепить слабую нервную систему, были бы только созданы благоприятные условия жизни, обучения и воспитания.

4. Холерик. Это сильный, неуравновешенный (или как говорит Павлов «безудержный») тип. То, что он принадлежит к сильному типу, говорит о его работоспособности, способности выдерживать большие нагрузки. Это представитель наиболее яркого и динамичного темперамента. Он очень подвижен, моментально реагирует на изменения обстановки, эмоции проявляются ярко и несдержанно. Как холерик проявляет себя в учебной деятельности? Он работает нетерпеливо, порывисто. Его поспешность может привести к необдуманным ответам. Со страстью берется за дело, работает с подъемом, инициативой. Но если работа однообразна, требует усидчивости и терпения, то запас энергии может быстро истощиться в процессе работы. Холерик не отличается тщательностью, углубленному выполнению домашних заданий, зачастую усваивает учебный материал бессистемно и поверхностно, «наскоком», не замечая важных деталей, не вникая в суть дела [15, c. 235].

Одним из признаков полноценной работы психологи считают контроль за своими действиями. Умение ученика контролировать себя очень важно. Ученики игнорируют эту сторону учебной деятельности. Поэтому учитель должен контролю за работой учащегося-холерика уделить особое внимание, причем не только сам контроль, по и заставлять их делать это самостоятельно. В занятиях нужно стремиться к ровному и спокойному общению. Холерику нельзя делать резкое замечание, особенно если оно задевает его самолюбие. От этих учащихся нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, воспитывать сдержанность в поведение. В учебной работе воспитывать последовательность, аккуратность и порядок; требовать хорошего выполнения всех заданий. В целом они хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности, так как они активны, инициативны, любознательны.


    1. Особенности межличностных взаимоотношений на уровне «учитель-ученик»



Задача педагога в том, чтобы находить наилучшие пути воспитания положительных черт личности применительно к особенностям темперамента, преодолевать недостатки, развивать его положительные стороны.

Успех в учебно - воспитательной работе, а также межличностные взаимоотношения на уровне «учитель-ученик», во многом зависит от знаний и учета их возрастных особенностей.

В процессе воспитания - обучения младшего школьника - пианиста уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально - творческого и психологического контакта педагога с учеником. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Вместе с тем уже в 3-4 классах появляется особенность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются образно - эмоциональное и логически -смысловое ее восприятие. Таким образом, у ученика постепенно появляется оценочное отношение к исполняемому им произведению. Чувственное восприятие становится чувственно – логическим [3, c. 175].

Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых им произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приемов воздействия на ребенка, важный его успешного продвижения в музыке. Вопросы общения с учеником, специфики художественного и пианистического воздействия на него могут быть рассмотрены на примере разных музыкально - исполнительских индивидуальностей.

Сближение педагога с учеником в значительной степени зависит от мастерства педагога и меры самостоятельности ученика. Именно воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой учителя, начиная с младших классов. 1 .Г.Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога- скорее быть ненужным ученику, ... т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели...» [7, c. 54].

Воспитание и обучение ученика-пианиста в старших классах во многом иначе, нежели в младших. Сами требования возраста выдвигают необходимость применения измененных, значительно дополненных, ярче индивидуализированных средств воздействия педагога. Ученик все больше включается в атмосферу музыки, и стремление ее познавать и изучать непрерывно возрастает. Особенно полезны вслушивания и размышления ученика, направленные на работу педагога над произведением, которое впоследствии ученику придется самостоятельно разучивать.

В условиях работы со старшеклассниками при ясно выступающих различиях в их музыкальном и пианистическом развитии в числе важнейших вопросов преподавания выдвигается требование тщательного изучения педагогом индивидуальных данных и их проявлений в исполнительском обучение каждого учащегося.

В распознавании всего комплекса индивидуальности ученика следует иметь в виду не только его пианистические наклонности, но и его черты, проявляющиеся в общеобразовательной школе. Таким образом, музыкальное развитие ученика не может быть отделено от многообразнейших сторон его интеллектуальных проявлений. В своих наблюдениях педагог все полнее обнаруживает специфику музыкально-исполнительского развития разных типов учащихся - отсюда и возникновение часто контрастных ситуаций в методах их обучения.

Как результат совместной деятельности учителя и ученика в рамках учеоного процесса - это конечно же публичное выступление (экзамен, концерт). Это серьезное дело, за которое ученик несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и своим педагогом, и вместе с тем- это праздник в творческой работе, лучшие минуты его жизни. Эстрада, как правило, вызывает волнение. Достижение эстрадной уверенности является очень важным моментом в учебном процессе, поэтому педагогу нужно внимательно и вдумчиво, подходя индивидуально к каждому ученику, проанализировать причины каждой неудачи на сцене.

Если учитель музыки по-настоящему музыкален, он способен помочь ребенку почувствовать себя музыкантом. Без этого музыкальное воспитание невозможно.

Опираясь на принципы передовой музыкальной науки, пианист - педагог должен постоянно искать, учиться, наблюдать; он должен помнить, что в педагогике, так же как в любом виде искусства, нетерпимы рутина и штампы. Об этом точно писал Л.Толстой: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, тем легче будет учиться ученик».



Заключение



Действенность художественно – интеллектуальной сферы личности в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно совместной разработкой исполнительского плана и интерпретации осваиваемого сочинения, совместным выбором выразительных средств и исполнительских приемов. Во всех этих действиях неизменно присутствует одновременное эмоциональное восприятие музыкального произведения с такими категориями музыкального мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Особенностью протекания каждой из них является диалектическое единство «логического» и «художественного».

 Единство «логического» и «художественного» является основополагающим принципом педагогической модели, цель которой - обеспечить условия для музыкально – эстетического воспитания и интеллектуального развития учащихся, творческой самореализации посредством инструментально – исполнительской деятельности.

Предоставляя ученику ту или иную информацию, необходимо дифференцировать её по степени важности, отделяя более существенное от менее существенного. Стремление пропустить сквозь призму аналитического рассмотрения всё, что несет в себе изучаемое произведение, чревато тем, что основное, главное, подчас оказывается на заднем плане. Чем менее продвинут в своем развитии учащийся, тем больший объем музыкально – теоретических и музыкально – исторических сведений должен быть им усвоен в процессе обучения, тем более чётко, логично, систематически и корректно в эмоционально – психологическом отношении необходимо спланировать сам процесс передачи знаний.

Словесные воздействия на ученика в ходе таких занятий должны по возможности ориентироваться в сторону широких обобщений – таков другой вывод, вытекающий из анализа деятельности выдающихся мастеров музыкальной педагогики.

Список использованной литературы



  1. Абдуллин, Эдуард Борисович. Методология педагогики музыкального образования: учеб. для студ. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 2010. - 413 с.

  2. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2—8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО / И.Г. Галянт. - М.: Просвещение, 2015. - 120 c.

  3. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 656 c.

  4. Домогацкая, И. Е. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет / И.Е. Домогацкая. - М.: Классика-XXI, Арт-транзит, 2014. - 854 c.

  5. Кнебель,  М. Поэзия педагогики. /М.Кнебель. — М.: ВТО, 1984. - 526 с.

  6. Лебедева О.В. Развивающее музыкальное образование. Научно-методическое пособие. - Кострома: КРЦНИТ «Эврика» - М., 2004 - 69 с.

  7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Классика-ХХ1,1999. - 118 с.

  8. Психология музыкальной деятельности. Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 165 с.

  9. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Ред.-сост. А. Е. Тарас. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 720 с.

  10. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / Г.В. Ражников. - М.: Музыка, 1989. – 132 с.

  11. Сластенин, В.А. Общая педагогика: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч.2/под ред.В.А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды / Б.М. Теплов. - М., 1985. Т.1. - 330 с.

  13. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз. училищ / П.В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. - 173 с.

  14. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика / Г. М. Цыпин. - Белгород : Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.

  15. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний пед. вузов и консерваторий / Г.Н.Цыпин. - М.: Гинтерпракс, 1994. – 384 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!