Урок музыкального искусства 7 класс
Тема урока: «Обгоняя время…» (о творчестве В. А. Моцарта)
Цели урока:
- подвести учеников к восприятию и пониманию драматургии симфонии,
- углублять навык восприятия и интерпретации музыкальных произведений,
- познакомить с жизнью и творчеством В. А. Моцарта,
- закреплять интерес к классической музыке, вызвать желание слушать её,
- развивать музыкальную память, образное мышление,
- вызвать эстетические переживания во время слушания музыки,
- формировать чувство прекрасного на примерах живописи,
- активизировать познавательную деятельность учеников на уроке.
- закреплять умение аргументировать свою точку зрения,
- использовать интерактивные технологии для активизации и актуализации знаний,
- воспитывать уважение к сверстникам,
- закреплять умение работать в группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс под музыку (Симфония № 40 В. Моцарта)
Музыкальное приветствие
Тема, цели урока.
Слово учителя «На одной из лекций в консерватории профессор обратил внимание студентов на пейзаж за окном: «Что вы видите?» - …. «Солнце». Так вот, солнце – это Моцарт!»
Тема урока (…)
Цели урока:
- определите для себя цель урока («Я узнаю..», «Я смогу…»),
- ваши надежды, ожидания… (…….),
- что возьмём с собой? (дружбу, знания, решительность, сообразительность).
4. Поясните тему урока? (…..)(в конце урока ещё раз вернуться к вопросу –
обгоняет ли время музыка Моцарта)
5. Группы – художники(…), историки (…), поэты (…), музыканты (…),готовность к уроку? Выбор лидера (кому доверяете).
Активизация учеников, опора на знания и жизненный опыт.
«Интеллектуальная разминка».
- Индивидуальное дифференцированное задание у доски (по желанию):
объясни термины – вокализ, песня, тембр, опера, увертюра, либретто, симфония;
найди лишнее слово – Некрасов, Пушкин, Бальмонт, Моцарт, Есенин, Асадов, Маяковский.
- Задание группам «Собери коллекцию» (15 сек.)
1 – назвать музыкальные передачи, какие нравятся, почему, чем полезны?
2 - назвать муз. инструменты (раздать на парты рисунки, исключить лишний)
3 – перечислить известных вам композиторов
4 – песни о детстве, дружбе.
Проверка работы у доски, анализ (сигнальные карточки).
4 группа – хоровое исполнение «Веночек дружбы» (по 1 куплету).
Самооценка, выставить оценку в лист самооценки.
Физминутка – зрительная гимнастика (проводит ученик)
Новый материал.
1. Продолжи предложение «Если бы я был композитором…»
2. Учитель: «О чём писал Моцарт?...(музыка фон) На огромном дереве музыки Моцарт занимает отдельную ветвь. Он писал во всех музыкальных формах и жанрах, и в каждом из них оставил образцы непревзойдённой красоты…
3. Группа «поэты»:
- Моцарт – символ музыки (Борис Асафьев)
- Гениальность Моцарта подняла его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий (Рихард Вагнер)
4. Учитель: «Никогда в мире музыки не было столь гениального ребёнка-композитора. За короткую жизнь он написал 50 симфоний, и первую – в 10 лет. Знаете ли вы, что он был посвящён в рыцари Папой Римским? Что в детстве сидел на коленях у императрицы Австрии? Выступал для короля и королевы Англии? Давайте знакомиться… Вольфганг Амадей Моцарт…»
5. Группа «историки»:
Полное имя - ….
Годы жизни - ….
Профессия - ….
Инструмент - ….
Образование - ….
Фото - портреты Моцарта (телевизор, ДВД), Д.З группы «художники»
6.Закрепление материала (работа в паре, группе) «Я знаю, что…»
Слушание музыки.
Задание к слушанию – определите общий характер музыки композитора с помощью «Словарика».
«Попурри» произведений В. Моцарта (Д.З «музыкантов»).
Анализ прослушанной музыки. Определение характера музыки.
Слушание Симфонии № 40 (1, 4 часть).
Задание «Продолжи предложение»:
«Я вижу…», «Я чувствую…», «Я слышу…», «Мне кажется…»
Вывод: музыка самая красивая или наиболее драматичная? (….)
«Интересная страничка».
Группа «поэты» (Д.З):
- Музыка Моцарта влияет на интеллект, развитие, способности человека, особенно в детстве.
- Недоношенные дети быстрее набирают вес.
- Снимает стресс, восстанавливает силы, лечит головную боль, уменьшает аллергию.
- Уже после 5 минут слушания музыки Моцарта усиливается концентрация внимания, память (независимо – нравится музыка или нет)
2. Почему это происходит – объясните! (….)
3.Группа «музыканты» (Д.З) – случаи из жизни композитора.
- в 14 лет после серьёзного испытания Моцарта приняли в Болонскую академию. Когда отец поздравлял сына, мальчик спросил: «Ну сейчас, папа, можно я пойду на полчаса просто погулять?»
- В 4 года Моцарт написал свой первый концерт, очень сложное произведение. Отец воскликнул: «Этот концерт такой сложный!» На что мальчик возразил: «Что ты! Его может сыграть даже ребёнок! Я например».
4.Задание к видео: возрастной порог данного фрагмента?
Видео-минутка (телевизор, ДВД) нарезка видео для малышей до года
5.Закрепление материала.
Игра «Верите ли вы, что…»(сигнальные карточки.
Итог урока.
1.О чём писал композитор? (…..)
(музыка дарит жизнь и ощущение радости жизни)
2.Давайте вернёмся к цели нашего урока (….)
3. Вспомните этапы нашей работы, что понравилось больше всего, что возьмём с собой…
4. «Открытый микрофон» (выступление групп)
5. Самооценка активности на уроке, выставление среднего балла за урок.
6.Благодарность за активную работу, сотрудничество, работу души.
Пожелание, чтобы солнечная музыка Моцарта, музыка жизни звучала в ваших сердцах…
Лучше музыки на свете нет, конечно, ничего!
До свидания, дети, и спасибо за урок!