СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. Увертюра. Финал , сцены из оперы."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект с планируемыми результатами, аудиофайлы, картинки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«мой урок»

Урок №24 музыка во 2 классе ____________________________________

Тема : Опера "Руслан и Людмила" М.Глинка. Увертюра. Финал, сцены из оперы.

Цель урока Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

обучающая: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра,финал;

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова – изобразительного искусства в опере;

воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная , индивидуальная работа, прием противопоставления.

Методы обучения: наглядный, словесный метод.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные; Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкальных форм, формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

Метапредметные(УУД):

Р.Участвовать в коллективном обсуждении.

П.Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки.

К.Слушать собеседника, отстаивать свою позицию.

Личностные: Побуждение эмоционального отклика на музыкальные произведения.

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас необычный гость. Он поможет нам сначала определить тему урока, а потом, когда мы поставим цели и спланируем работу, поможет нам в приобретении новых знаний.

Знакомьтесь. Это – Чевостик. Как вы думаете: почему его так зовут? Чем он похож на вас?

(просмотр видеофрагмента )

-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? (аудиофрагмент по которому дети узнают театр)

А что вы знаете о музыкальном театре? Какие спктакли там дают? (Опера, балет)

Что вы о них знаете?

Просмотр видео фрагмента о театре и опере.

Ответы на вопросы по сюжету.

Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

Иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила»

  1. Открытие темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

  2. Работа над темой. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. )

Работа с учебником

Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». на стр. 84-85

- Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."

Слушание. Анализ и интерпретация.

звучит "Увертюра"

Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

Каким вы представляете Руслана? (Можно использовать словарь эмоций)

Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»

- Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? (жанр марш) звучит "Марш Черномора" - Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать? - По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). - Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

- Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?Почему?

- Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера? Слушают "Финал"

-Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение ? (хор). А какой хор? (смешанный)

- Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. Людмила – “милая людям”. Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. Ратмир –противоречивый, непостоянный.

В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Вокально-хоровая работа

Песня "Дорога добра" Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова

Работа в оркестре

«Овощные ритмы»

  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.
- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
Вы встретились с добрыми и злыми героями. Нарисуйте, пожалуйста дома, как вы представляете образ Черномора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!