СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 1 классе по программе Е.Критской. Музыка в цирке.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                 «Соколинская начальная общеобразовательная школа»

                            Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

 

 

 

 

               КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ

                             В 1 КЛАССЕ (Урок 25)

                                        на тему:

                               МУЗЫКА В ЦИРКЕ.

                        Учитель: Муслюмова З. Р.

 

 

 

 

 

                     

                                   Соколиное

 

 

 

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:  Помочь почувствовать атмосферу циркового представления, осознать роль и значение музыки в цирке;  Привести учащихся к пониманию цирковой музыки, ее тематики, жанровых особенностей, а также к выводу, что музыка помогает зрителю лучше узнать цирковых персонажей, следить за развитием циркового представления.

Задачи урока:  Содействовать ознакомлению с удивительным миром цирка, историей его возникновения, многообразием цирковых профессий;

Способствовать формированию представлений о значении музыки в цирке;

Содействовать развитию творческих способностей и вокально-хоровых навыков на примере разучивания новых песен, распевок, упражнений, развивать исполнительское качество;

Научить определять жанровую основу музыки (по звучащей музыке определить артиста цирка или дрессированного животного);

Вызывать у детей эмоциональный отклик на шутливую и задорную музыку Д.Б.Кабалевского «Клоуны», бравурный «Галоп» И. О. Дунаевского, праздничный и торжественный «Выходной марш» И. О. Дунаевского, а также грациозный танец цирковых слонов в песне А.Журбина «Добрые слоны»;

Научить различать смену характера музыки, ладовую окраску, как средство выразительности музыки, форму музыкального произведения;

Развивать художественно-эмоциональное восприятие, умение оценивать произведение разных жанров, а также фантазию, стремление к творчеству, побудить к выразительному исполнительству;

Заинтересовать всех детей в создании афишы для циркового представления;

Воспитывать интерес к цирковому искусству, желание посещать цирковые спектакли и изучать творчество ведущих цирковых коллективов и отдельных артистов цирка.                                                       

Проблема урока: Для чего нужна музыка в цирковом представлении?                                        

 Планируемые результаты:   Предметные:

научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях; узнают смысл понятий артисты цирка, арена, афиша, галоп, художники-модельеры.

Метапредметные УУД:

Регулятивные-выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Познавательные-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Личностные-эмоциональное отношение к искусству, восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

                    Основное содержание темы, понятия и термины:

История возникновения циркового искусства. Значение музыки в цирковом представлении, ее тематика и жанровые особенности. Многообразие цирковых профессий. Понятия-артист цирка, афиша, арена, дрессировка животных, мажор, минор, пауза, пьеса.

                    Образовательные и технические ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, музыкальный центр, плакат-афиша, баян, атрибуты для создания цирковой атмосферы (колпачок клоуна, воздушные шары, мяч, и т.д.), слайды с изображением артистов цирка и цирковых животных, детские музыкальные инструменты, фрагмент мультфильма «Девочка в цирке», видео  «Животные в цирке».

                      Музыкальный материал:

Д.Б.Кабалевский «Клоуны», И.О.Дунаевский «Выходной марш», «Галоп», А.Журбин «Добрые слоны», Ф.Лещинская «Лошадки», Г. Крылов «Про пони»,  С.С.Рахманинов «Полишинель», Г.Гладков «Галоп», Е. Железнова «Лошадки и мыши», «Две лошадки».

                  Структура (этапы) урока.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2.Постановка учебной цели и задачи, сообщение темы урока.

3.Усвоение новых знаний. (Работа по теме).

    - слушание и анализ музыкальных произведений;

    - слушание и исполнение музыкального произведения;

    - работа по учебнику (с. 69), в рабочей тетради;   - физминутка;

    - изготовление цирковой афишы;

 4.Вокально – хоровая работа.

 5.Просмотр фрагмента мультфильма «Девочка в цирке».

 6.Закрепление полученных знаний. Игра «Волшебный колпачок».

7.Домашнее задание.                                                                                                                                      

8.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

                                                         Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Все мы очень любим праздники. И есть места, где каждое представление – это праздник. Где же это бывает? Отгадайте загадку:

              Все глядят на середину. В середине -  волшебство:

              Там чудак зайчишку вынул из кармана своего.

               Там под купол танцовщица улетела, как синица.

               Там собачки танцевали…вы, конечно, там бывали. (Цирк).

Актуализация знаний.- А кто из вас был в цирке? Наверное, нет на свете человека, который не бывал в цирке и не любит цирк. Что такое цирк? Кто нужен, чтобы цирк состоялся? Цирк – это веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери.

2.Постановка учебной цели и задачи, сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем о цирке, о людях, которые создают этот праздник, постараемся ответить на вопрос: нужна ли музыка в цирке? Откройте учебники (с.68-68). Тема урока: «Музыка в цирке».

3.Усвоение новых знаний. (Работа по теме).                                                                                                                  -Информация. Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали еще в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме и Китае. В средние века на Руси и в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглеров, канатоходцев, гимнастов, народных артистов – скоморохов. Цирк всегда не угомон и нестареющий трудяга. Современное искусство цирка – яркое, праздничное шоу, незнающее национальных и возрастных границ. Цирк – это всегда занимательное путешествие в неизведанное, одинаково интересное и для артистов, и для зрителей. Под высоким куполом выступают акробаты, их еще называют эквилибристами, фокусники, укротители зверей-дрессировщики кошек, собак, медведей и даже крокодилов, львов, змей. Цирк любят все: и взрослые, и дети.

(На доске вывешивается афиша с текстом, без иллюстрации.)

                       Приходите, приходите, уважаемые зрители!

                       Ждет вас представление всем на удивление!

- Всякое цирковое представление начинается и заканчивается с выхода и представления артистов. Вот и мы с этого начнем. (Учащиеся выбирают роли артистов цирка и предметы, выстраиваются друг за другом в конце класса, для того чтобы выйти «на арену цирка») - Итак, встречайте артистов цирка! («Артисты» стоят на месте так как не звучит музыка и они не знают, когда им выходить. Идут толпой). –Ребята, почему у артистов не получился выход? (Никто не знает, когда выходить и в каком ритме идти, потому что не было музыки.) –Можно ли представить цирковое представление без музыки? (нет) Почему? Зачем она нужна в цирке? Каким был бы цирк без музыки? Во всех цирках мира выступления артистов сопровождает оркестр. Музыка – душа циркового номера. Музыка является неотъемлемой частью представления. Она украшает его, подсказывает зрителям появление тех или иных артистов цирка, помогает создать более яркий и цельный образ, сильнее

воздействует на зрителя. Не случайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы, пантомима в постановке которых наряду с писателям, художниками, режиссерами принимают участие и композиторы. Одним из таких композиторов является И. О. Дунаевский, который сочинил музыку,  известную на весь мир, и ставшую символом цирка.                                             (на доске вывешивается портрет композитора.) - Артисты цирка, попрошу всех вернуться за кулисы.  Ребята, представьте себе, что в зале гаснет свет, прожектора освещают арену цирка, звучит музыка…и выходят артисты. (Дети проходят по классу.)

 Слушание и анализ-интерпретация музыкальных произведений.                                                                   (Звучит «Выходной марш» И. О. Дунаевского.)

- А сейчас получилось у артистов выйти на арену?( Да) Почему? (Звучала музыка.)                                      – Какая музыка помогла «артистам» выйти на арену? (Марш). – Верно. Все артисты цирка выходят на арену под звучание «Выходного марша». Слово «выходной» и означает выход артистов на арену. – Какое настроение у зрителей создает эта музыка? (праздничное, радостное) – А кто исполнял этот марш? (Оркестр.) Голоса каких инструментов наиболее различимы? (ударные, духовые.) – Где в цирке располагается оркестр? Почему композитор поручил исполнение этой музыки оркестру? Кто руководит оркестром? Давайте продирижируем и передадим в своем исполнении характер звучания «Выходного марша».

- Интересно, кто сейчас появится на арене?  (Звучит «Галоп» И. О. Дунаевского.) - Узнали кто появился на арене цирка? (Лошадки). - Каким было выступление? (Лошадки бегали по кругу, акробаты выполняли сложные номера.) Посмотрите картинку на с.69 и расскажите, какие сложные номера исполняют артисты на лошадях. А выступление артистов с цирковыми лошадками сопровождал «Галоп» И. О. Дунаевского.

 Работа по учебнику.

 - Как звучала музыка? Выберите слова, которые передают характер звучания музыки. Что она передает? (Цокот копыт, непрерывное движение, упругий ритм бега.) Попробуйте под музыку «Галопа» ударами кулачков изобразить цокот копыт (или ритмичными ударами кистей рук, со сплетенными пальцами). Галоп – самый быстрый способ бега лошадей, при котором они могут достигать скорость 60 км/ч и выше. Почему лошади и акробаты смогли так четко выполнить цирковые трюки? Что им помогло? (четкий ритм музыки Сейчас я расскажу об особенности циркового оркестра. Во всех цирках мира оркестр звучит очень громко и играет бравурную музыку. Это связано с тем, что под эти ритмы работают животные и для них должны громко отбиваться музыкальные такты, особенно выделять сильную долю, и доверена эта важная роль ударным инструментам.

 Физминутка. Руки в стороны и вниз, все присели, поднялись.

                            И девчонки, и мальчишки – на лошадку забрались. Поехали!

 Музыкальная разминка «Лошадки» муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской.

                      1. Скачут, скачут две лошадки: но, но, но!

                          Мчатся, мчатся без оглядки: но, но, но!

                          Скачут, скачут в новый город: цок, цок, цок!

                          Звонко цокают подковы: цок, цок, цок!

                       2.Вы, лошадки, нас возьмите: да, да, да.

                           Быстро в город нас домчите: да, да, да.

                           Эй, лошадки на пригорок: гоп, гоп, гоп.             

                           Вот он город, новый город: стоп, стоп, стоп!                                                                              Дети, смотрите, здесь есть объявление-афиша. (Учитель читает текст афишы и показывает детям.) Хотите пойти на это представление? Но, тут чего-то не хватает? Я не знаю где и когда состоится оно, кто будет выступать? Давайте, все вместе украсим афишу рисунками, сделаем ее яркой и привлекательной, понятной, чтобы было много зрителей. Афиша-программа представления.

 (Изготовление афишы на фоне цирковой музыки Г. Гладков «Галоп».Слушание.- А кто сейчас выйдет на арену? Чье выступление может сопровождать эта музыка. (Звучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Клоун»). Угадайте загадку.

Рот до ушей, смешит малышей. Нос нарисован – кто это? (Клоун).

Раздается громкий смех, хлопают ладошки.

Это клоуны для всех пляшут под гармошку. (Учитель раздает погремушки, дети исполняют танец Петрушек)

- Что вы представили? (Клоуны веселыми проделками забавляют зрителей). В основе этой музыки лежит интонация из 3-х звуков, последний из которых постоянно меняется, и в быстром темпе непросто попасть пальцем на нужную клавишу. Музыка же этого приема становится шутливой и веселой, как проделки клоуна. Нотная запись на доске этой интонации поможет вам убедиться в оригинальности такого «звукового» озорства.

- В каком характере звучит музыка? Что она напоминает: песню, танец, марш

Выберите подходящие слова (учебник с.69).

- Это инструментальная или оркестровая музыка? (Инструментальная).   Звучание какого музыкального инструмента сопровождало выступление клоунов? (Фортепиано). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»? Сколько частей в этом музыкальном произведении? (Два клоуна: веселый и грустный;  об этом нам подсказывает музыка - мажорный лад 1 части и минорный лад 2 части пьесы. Есть немало музыкальных произведений, в которых дружат два лада (мажор и минор) и являются средством выразительности. Послушайте пьесу и придумайте название, а помогут вам два лада.

Слуховой диктант. «Скачут две лошадки». (Варианты: Лошадь-мама и жеребенок; Лошадь во время выступления и после представления).

Это интересно! У клоуна есть много родственников в других странах, только называются они по-разному: на Руси-Петрушка, в Италии-Пульчинелла, в Англии-Панч, во Франции-Полишинель, про которого русский композитор  С.Рахманинов сочинил пьесу. Она начинается так: прозвучит музыкальный аккорд, а потом будет маленькая пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает зрителям и снова прячется. А потом он выпрыгивает – и, куролесит перед зрителями как может и изо всех сил старается насмешить.                                                                                                                         Слушание фрагмента начала пьесы С. С. Рахманинова «Полишинель».

 (На фоне музыки дети выполняют аппликацию «Клоун». Перед вами изображение клоуна –давайте, создадим костюмы, которые сделают их веселыми и   забавными – мы будем в роли модельеров).                                                                                                                                                              4. 4.Вокально-хоровая работа.

4.1  Дыхательная гимнастика. Упражнение «Надуваем шар»;

4.2  Упражнение для развития певческого аппарата «Цокаем».                                                                Распевки- «Я люблю свою лошадку», «Лошадки и мыши» муз. Е.Железнова                                                 «Песня про пони» муз. Г.Крылова, слова М. Садовского.                                                                                             Эти песни носят изобразительный характер, звучат в подвижном темпе. Требуют при разучивании четкой артикуляции, точных вступлений на каждую фразу, а также выразительного исполнения возгласов: Но! Цок! Требуют пропевания мелодичной линии в быстром темпе.

10.3  Разучивание песни «Добрые слоны» муз. А. Журбина, слова В. Шленского.                                            У.- Очень интересно и забавно наблюдать за выступлением цирковых животных.( Слайды с изображением цирковых слонов) - Как грациозно двигаются большие, неуклюжие слоны! А как они красочно украшены: узорчатые попоны, яркие уздечки, перья, а некоторые несут на спине ажурные беседки! -Может ли музыка изобразить крик слона, его движение? Давайте послушаем песню «Добрые слоны». - Каких слонов изобразила музыка? (Цирковых  слонов исполняющих танец). Какое настроение возникает у слушателей и зрителей, наблюдающих этот цирковой номер? (радостное, вызывает восхищение).  - Как звучит запев? (Как неторопливый рассказ, поэтому нужно исполнять спокойным естественным звучанием голосов, тщательно исполнять длинные звуки в конце фраз, дыхание должно быть широкое и спокойное. - Что изменилось в припеве? (Ритмический рисунок, подчеркивает танцевальность).     Начало разучивания 1 куплета.

5. Просмотр фрагмента мультфильма «Девочка в цирке».

- Каких артистов цирка вы увидели? (ответы детей)

- Какая музыка звучала во время их выступления? (Радостная, праздничная).

(Цирк помог девочке избавиться от лени и найти новых друзей).

6.Закрепление полученных знаний. Игра «Волшебный колпачок».

 Дети передают колпачок и называют артистов цирка (жонглер, клоун, силач, эквилибрист, дрессировщик и т. д.).                                                                                                                                                                    7. Домашнее задание. Нарисовать артистов цирка, цирковых животных

8.Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую роль играет музыка в цирке? (Музыка создает веселое настроение, задает ритм, украшает выступление артистов, помогает животным двигаться в такт) Для чего нужны в цирке художники и модельеры? (Для того, чтобы красочно украсить афишу, выполнить эскизы украшений для животных и костюмы артистов. Все участники цирка создают праздничное настроение. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение то покажите карточку с изображением веселого клоуна, если нет – то грустного клоуна.

8. Домашнее задание. Нарисовать артистов цирка, цирковых животных.

    Урок окончен. До свидания.                                      

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 1 классе по программе Е.Критской. Музыка в цирке.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соколинская начальная общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым













КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ

В 1 КЛАССЕ (Урок 25)

на тему:

МУЗЫКА В ЦИРКЕ.

Учитель: Муслюмова З. Р.











Соколиное









Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: Помочь почувствовать атмосферу циркового представления, осознать роль и значение музыки в цирке; Привести учащихся к пониманию цирковой музыки, ее тематики, жанровых особенностей, а также к выводу, что музыка помогает зрителю лучше узнать цирковых персонажей, следить за развитием циркового представления.

Задачи урока: Содействовать ознакомлению с удивительным миром цирка, историей его возникновения, многообразием цирковых профессий;

Способствовать формированию представлений о значении музыки в цирке;

Содействовать развитию творческих способностей и вокально-хоровых навыков на примере разучивания новых песен, распевок, упражнений, развивать исполнительское качество;

Научить определять жанровую основу музыки (по звучащей музыке определить артиста цирка или дрессированного животного);

Вызывать у детей эмоциональный отклик на шутливую и задорную музыку Д.Б.Кабалевского «Клоуны», бравурный «Галоп» И. О. Дунаевского, праздничный и торжественный «Выходной марш» И. О. Дунаевского, а также грациозный танец цирковых слонов в песне А.Журбина «Добрые слоны»;

Научить различать смену характера музыки, ладовую окраску, как средство выразительности музыки, форму музыкального произведения;

Развивать художественно-эмоциональное восприятие, умение оценивать произведение разных жанров, а также фантазию, стремление к творчеству, побудить к выразительному исполнительству;

Заинтересовать всех детей в создании афишы для циркового представления;

Воспитывать интерес к цирковому искусству, желание посещать цирковые спектакли и изучать творчество ведущих цирковых коллективов и отдельных артистов цирка.

Проблема урока: Для чего нужна музыка в цирковом представлении?

Планируемые результаты: Предметные:

научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях; узнают смысл понятий артисты цирка, арена, афиша, галоп, художники-модельеры.

Метапредметные УУД:

Регулятивные-выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Познавательные-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Личностные-эмоциональное отношение к искусству, восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

Основное содержание темы, понятия и термины:

История возникновения циркового искусства. Значение музыки в цирковом представлении, ее тематика и жанровые особенности. Многообразие цирковых профессий. Понятия-артист цирка, афиша, арена, дрессировка животных, мажор, минор, пауза, пьеса.

Образовательные и технические ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, музыкальный центр, плакат-афиша, баян, атрибуты для создания цирковой атмосферы (колпачок клоуна, воздушные шары, мяч, и т.д.), слайды с изображением артистов цирка и цирковых животных, детские музыкальные инструменты, фрагмент мультфильма «Девочка в цирке», видео «Животные в цирке».

Музыкальный материал:

Д.Б.Кабалевский «Клоуны», И.О.Дунаевский «Выходной марш», «Галоп», А.Журбин «Добрые слоны», Ф.Лещинская «Лошадки», Г. Крылов «Про пони», С.С.Рахманинов «Полишинель», Г.Гладков «Галоп», Е. Железнова «Лошадки и мыши», «Две лошадки».

Структура (этапы) урока.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2.Постановка учебной цели и задачи, сообщение темы урока.

3.Усвоение новых знаний. (Работа по теме).

- слушание и анализ музыкальных произведений;

- слушание и исполнение музыкального произведения;

- работа по учебнику (с. 69), в рабочей тетради; - физминутка;

- изготовление цирковой афишы;

4.Вокально – хоровая работа.

5.Просмотр фрагмента мультфильма «Девочка в цирке».

6.Закрепление полученных знаний. Игра «Волшебный колпачок».

7.Домашнее задание.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Все мы очень любим праздники. И есть места, где каждое представление – это праздник. Где же это бывает? Отгадайте загадку:

Все глядят на середину. В середине - волшебство:

Там чудак зайчишку вынул из кармана своего.

Там под купол танцовщица улетела, как синица.

Там собачки танцевали…вы, конечно, там бывали. (Цирк).

Актуализация знаний.- А кто из вас был в цирке? Наверное, нет на свете человека, который не бывал в цирке и не любит цирк. Что такое цирк? Кто нужен, чтобы цирк состоялся? Цирк – это веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери.

2.Постановка учебной цели и задачи, сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем о цирке, о людях, которые создают этот праздник, постараемся ответить на вопрос: нужна ли музыка в цирке? Откройте учебники (с.68-68). Тема урока: «Музыка в цирке».

3.Усвоение новых знаний. (Работа по теме). -Информация. Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали еще в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме и Китае. В средние века на Руси и в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглеров, канатоходцев, гимнастов, народных артистов – скоморохов. Цирк всегда не угомон и нестареющий трудяга. Современное искусство цирка – яркое, праздничное шоу, незнающее национальных и возрастных границ. Цирк – это всегда занимательное путешествие в неизведанное, одинаково интересное и для артистов, и для зрителей. Под высоким куполом выступают акробаты, их еще называют эквилибристами, фокусники, укротители зверей-дрессировщики кошек, собак, медведей и даже крокодилов, львов, змей. Цирк любят все: и взрослые, и дети.

(На доске вывешивается афиша с текстом, без иллюстрации.)

Приходите, приходите, уважаемые зрители!

Ждет вас представление всем на удивление!

- Всякое цирковое представление начинается и заканчивается с выхода и представления артистов. Вот и мы с этого начнем. (Учащиеся выбирают роли артистов цирка и предметы, выстраиваются друг за другом в конце класса, для того чтобы выйти «на арену цирка») - Итак, встречайте артистов цирка! («Артисты» стоят на месте так как не звучит музыка и они не знают, когда им выходить. Идут толпой). –Ребята, почему у артистов не получился выход? (Никто не знает, когда выходить и в каком ритме идти, потому что не было музыки.) –Можно ли представить цирковое представление без музыки? (нет) Почему? Зачем она нужна в цирке? Каким был бы цирк без музыки? Во всех цирках мира выступления артистов сопровождает оркестр. Музыка – душа циркового номера. Музыка является неотъемлемой частью представления. Она украшает его, подсказывает зрителям появление тех или иных артистов цирка, помогает создать более яркий и цельный образ, сильнее

воздействует на зрителя. Не случайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы, пантомима в постановке которых наряду с писателям, художниками, режиссерами принимают участие и композиторы. Одним из таких композиторов является И. О. Дунаевский, который сочинил музыку, известную на весь мир, и ставшую символом цирка. (на доске вывешивается портрет композитора.) - Артисты цирка, попрошу всех вернуться за кулисы. Ребята, представьте себе, что в зале гаснет свет, прожектора освещают арену цирка, звучит музыка…и выходят артисты. (Дети проходят по классу.)

Слушание и анализ-интерпретация музыкальных произведений. (Звучит «Выходной марш» И. О. Дунаевского.)

- А сейчас получилось у артистов выйти на арену?( Да) Почему? (Звучала музыка.) – Какая музыка помогла «артистам» выйти на арену? (Марш). – Верно. Все артисты цирка выходят на арену под звучание «Выходного марша». Слово «выходной» и означает выход артистов на арену. – Какое настроение у зрителей создает эта музыка? (праздничное, радостное) – А кто исполнял этот марш? (Оркестр.) Голоса каких инструментов наиболее различимы? (ударные, духовые.) – Где в цирке располагается оркестр? Почему композитор поручил исполнение этой музыки оркестру? Кто руководит оркестром? Давайте продирижируем и передадим в своем исполнении характер звучания «Выходного марша».

- Интересно, кто сейчас появится на арене? (Звучит «Галоп» И. О. Дунаевского.) - Узнали кто появился на арене цирка? (Лошадки). - Каким было выступление? (Лошадки бегали по кругу, акробаты выполняли сложные номера.) Посмотрите картинку на с.69 и расскажите, какие сложные номера исполняют артисты на лошадях. А выступление артистов с цирковыми лошадками сопровождал «Галоп» И. О. Дунаевского.

Работа по учебнику.

- Как звучала музыка? Выберите слова, которые передают характер звучания музыки. Что она передает? (Цокот копыт, непрерывное движение, упругий ритм бега.) Попробуйте под музыку «Галопа» ударами кулачков изобразить цокот копыт (или ритмичными ударами кистей рук, со сплетенными пальцами). Галоп – самый быстрый способ бега лошадей, при котором они могут достигать скорость 60 км/ч и выше. Почему лошади и акробаты смогли так четко выполнить цирковые трюки? Что им помогло? (четкий ритм музыки Сейчас я расскажу об особенности циркового оркестра. Во всех цирках мира оркестр звучит очень громко и играет бравурную музыку. Это связано с тем, что под эти ритмы работают животные и для них должны громко отбиваться музыкальные такты, особенно выделять сильную долю, и доверена эта важная роль ударным инструментам.

Физминутка. Руки в стороны и вниз, все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки – на лошадку забрались. Поехали!

Музыкальная разминка «Лошадки» муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской.

1. Скачут, скачут две лошадки: но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки: но, но, но!

Скачут, скачут в новый город: цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы: цок, цок, цок!

2.Вы, лошадки, нас возьмите: да, да, да.

Быстро в город нас домчите: да, да, да.

Эй, лошадки на пригорок: гоп, гоп, гоп.

Вот он город, новый город: стоп, стоп, стоп! Дети, смотрите, здесь есть объявление-афиша. (Учитель читает текст афишы и показывает детям.) Хотите пойти на это представление? Но, тут чего-то не хватает? Я не знаю где и когда состоится оно, кто будет выступать? Давайте, все вместе украсим афишу рисунками, сделаем ее яркой и привлекательной, понятной, чтобы было много зрителей. Афиша-программа представления.

(Изготовление афишы на фоне цирковой музыки Г. Гладков «Галоп».Слушание.- А кто сейчас выйдет на арену? Чье выступление может сопровождать эта музыка. (Звучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Клоун»). Угадайте загадку.

Рот до ушей, смешит малышей. Нос нарисован – кто это? (Клоун).

Раздается громкий смех, хлопают ладошки.

Это клоуны для всех пляшут под гармошку. (Учитель раздает погремушки, дети исполняют танец Петрушек)

- Что вы представили? (Клоуны веселыми проделками забавляют зрителей). В основе этой музыки лежит интонация из 3-х звуков, последний из которых постоянно меняется, и в быстром темпе непросто попасть пальцем на нужную клавишу. Музыка же этого приема становится шутливой и веселой, как проделки клоуна. Нотная запись на доске этой интонации поможет вам убедиться в оригинальности такого «звукового» озорства.

- В каком характере звучит музыка? Что она напоминает: песню, танец, марш

Выберите подходящие слова (учебник с.69).

- Это инструментальная или оркестровая музыка? (Инструментальная). Звучание какого музыкального инструмента сопровождало выступление клоунов? (Фортепиано). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»? Сколько частей в этом музыкальном произведении? (Два клоуна: веселый и грустный; об этом нам подсказывает музыка - мажорный лад 1 части и минорный лад 2 части пьесы. Есть немало музыкальных произведений, в которых дружат два лада (мажор и минор) и являются средством выразительности. Послушайте пьесу и придумайте название, а помогут вам два лада.

Слуховой диктант. «Скачут две лошадки». (Варианты: Лошадь-мама и жеребенок; Лошадь во время выступления и после представления).

Это интересно! У клоуна есть много родственников в других странах, только называются они по-разному: на Руси-Петрушка, в Италии-Пульчинелла, в Англии-Панч, во Франции-Полишинель, про которого русский композитор С.Рахманинов сочинил пьесу. Она начинается так: прозвучит музыкальный аккорд, а потом будет маленькая пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает зрителям и снова прячется. А потом он выпрыгивает – и, куролесит перед зрителями как может и изо всех сил старается насмешить. Слушание фрагмента начала пьесы С. С. Рахманинова «Полишинель».

(На фоне музыки дети выполняют аппликацию «Клоун». Перед вами изображение клоуна –давайте, создадим костюмы, которые сделают их веселыми и забавными – мы будем в роли модельеров). 4. 4.Вокально-хоровая работа.

4.1 Дыхательная гимнастика. Упражнение «Надуваем шар»;

4.2 Упражнение для развития певческого аппарата «Цокаем». Распевки- «Я люблю свою лошадку», «Лошадки и мыши» муз. Е.Железнова «Песня про пони» муз. Г.Крылова, слова М. Садовского. Эти песни носят изобразительный характер, звучат в подвижном темпе. Требуют при разучивании четкой артикуляции, точных вступлений на каждую фразу, а также выразительного исполнения возгласов: Но! Цок! Требуют пропевания мелодичной линии в быстром темпе.

10.3 Разучивание песни «Добрые слоны» муз. А. Журбина, слова В. Шленского. У.- Очень интересно и забавно наблюдать за выступлением цирковых животных.( Слайды с изображением цирковых слонов) - Как грациозно двигаются большие, неуклюжие слоны! А как они красочно украшены: узорчатые попоны, яркие уздечки, перья, а некоторые несут на спине ажурные беседки! -Может ли музыка изобразить крик слона, его движение? Давайте послушаем песню «Добрые слоны». - Каких слонов изобразила музыка? (Цирковых слонов исполняющих танец). Какое настроение возникает у слушателей и зрителей, наблюдающих этот цирковой номер? (радостное, вызывает восхищение). - Как звучит запев? (Как неторопливый рассказ, поэтому нужно исполнять спокойным естественным звучанием голосов, тщательно исполнять длинные звуки в конце фраз, дыхание должно быть широкое и спокойное. - Что изменилось в припеве? (Ритмический рисунок, подчеркивает танцевальность). Начало разучивания 1 куплета.

5. Просмотр фрагмента мультфильма «Девочка в цирке».

- Каких артистов цирка вы увидели? (ответы детей)

- Какая музыка звучала во время их выступления? (Радостная, праздничная).

(Цирк помог девочке избавиться от лени и найти новых друзей).

6.Закрепление полученных знаний. Игра «Волшебный колпачок».

Дети передают колпачок и называют артистов цирка (жонглер, клоун, силач, эквилибрист, дрессировщик и т. д.). 7. Домашнее задание. Нарисовать артистов цирка, цирковых животных

8.Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую роль играет музыка в цирке? (Музыка создает веселое настроение, задает ритм, украшает выступление артистов, помогает животным двигаться в такт) Для чего нужны в цирке художники и модельеры? (Для того, чтобы красочно украсить афишу, выполнить эскизы украшений для животных и костюмы артистов. Все участники цирка создают праздничное настроение. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение то покажите карточку с изображением веселого клоуна, если нет – то грустного клоуна.

8. Домашнее задание. Нарисовать артистов цирка, цирковых животных.

Урок окончен. До свидания.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!