СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе "М.Мусоргский "Картинки с выставки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит план урока с планируемыми результатами, аудиофайлы к уроку.

Просмотр содержимого документа
«мой план»

Урок № 27 (музыка 2 класс) ______________________________

Тема: «“Картинки с выставки” Музыкальные впечатления» (Раздел: «В концертном зале»)

Цель урока: углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского ; развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, , вокально-хоровые навыки;воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.

Планируемые результаты

Предметные: Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Метапредметные:

Р.Обобщать характеристику музыкальных произведений.

П.Воспринимать художественные образы классической музыки.

К.Внимательно слушать музыкальные фрагменты.

Личностные; Обогащение индивидуального музыкального опыта

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал:

М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие;

Дыхательные упражнения.

2. Моделирование проблемной ситуации.

- Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место? (Музей, галерея, выставка, вернисаж.)

Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?

1) К какому жанру живописи относится эта картина? (Пейзаж)

2) Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью танца? (БАЛЕТ)

3) Назовите жанр этих картин? (Портрет)

4)Окраска звука в музыке? (Тембр)

5) Жанр этой картины? (Натюрморт)

Ответили и открыли все замки – дверь открылась и на доске три картины

В. Гартмана, его портрет.

Основная часть урока.

Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

Другом этого художника был композитор Модест Петрович Мусоргский.

Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

«Гном»;

«Старый замок»;

«Ссора детей после игры»;

«Быдло» - «Скот»; «Прогулка»

«Балет невылупившихся птенцов»;

«Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»

«Лиможский рынок»;

«Катакомбы. Римская гробница»;

«Избушка на курьих ножках»;

«Богатырские ворота».

Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.

Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.

Слушаем фрагмент.

Задание – определить жанр. (Песня)

5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.

9 часть: «Избушка на курьих ножках»

Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный  домик.

-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»

Речевая игра на развитие динамики голоса: «Бабка – Ежка Костяная ножка

Тихо - идут к Бабе-Яге

Нос крючком, голова горшком

Громко - показывают нос, голову

С печки упала, ножку сломала,

Тихо – руки вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге

Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит»

Громко – хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы – Яги - садятся на свои места.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

4. Вокально-хоровая работа:

5.Обобщение урока. Заключение.

 - Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? 

Прием «Хочу спросить?» - по времени. Если времени нет, то спрашивает учитель по рядам.

 (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  выбранному им однокласснику)

К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

6. Рефлексия. 

 Прием «Два смайлика»

Довольны ли вы своими ответами?

Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?

Какое у вас сейчас настроение?

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!