Урок № 27 (музыка 2 класс) ______________________________
Тема: «“Картинки с выставки” Музыкальные впечатления» (Раздел: «В концертном зале»)
Цель урока: углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского ; развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, , вокально-хоровые навыки;воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.
Планируемые результаты
Предметные: Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Метапредметные:
Р.Обобщать характеристику музыкальных произведений.
П.Воспринимать художественные образы классической музыки.
К.Внимательно слушать музыкальные фрагменты.
Личностные; Обогащение индивидуального музыкального опыта
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал:
М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие;
Дыхательные упражнения.
2. Моделирование проблемной ситуации.
- Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место? (Музей, галерея, выставка, вернисаж.)
Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?
1) К какому жанру живописи относится эта картина? (Пейзаж)
2) Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью танца? (БАЛЕТ)
3) Назовите жанр этих картин? (Портрет)
4)Окраска звука в музыке? (Тембр)
5) Жанр этой картины? (Натюрморт)
Ответили и открыли все замки – дверь открылась и на доске три картины
В. Гартмана, его портрет.
Основная часть урока.
Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.
Другом этого художника был композитор Модест Петрович Мусоргский.
Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.
После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.
Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».
Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.
Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Их всего 10 самостоятельных пьес:
«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
«Гном»;
«Старый замок»;
«Ссора детей после игры»;
«Быдло» - «Скот»; «Прогулка»
«Балет невылупившихся птенцов»;
«Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»
«Лиможский рынок»;
«Катакомбы. Римская гробница»;
«Избушка на курьих ножках»;
«Богатырские ворота».
Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.
Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.
Слушаем фрагмент.
Задание – определить жанр. (Песня)
5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»
-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.
Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.
Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…
Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.
9 часть: «Избушка на курьих ножках»
Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик.
-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.
Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.
Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.
Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»
Речевая игра на развитие динамики голоса: «Бабка – Ежка Костяная ножка
Тихо - идут к Бабе-Яге
Нос крючком, голова горшком
Громко - показывают нос, голову
С печки упала, ножку сломала,
Тихо – руки вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге
Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит»
Громко – хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы – Яги - садятся на свои места.
«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.
- Какая пьеса вам понравилась больше?
- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?
- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?
-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?
4. Вокально-хоровая работа:
5.Обобщение урока. Заключение.
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока?
Прием «Хочу спросить?» - по времени. Если времени нет, то спрашивает учитель по рядам.
(Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику)
К примеру:
1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?
2. Кто автор прослушанного цикла?
3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?
4. Сколько всего пьес в цикле?
5. Вспомните названия прослушанных пьес.
6. Для какого инструмента был написан цикл?
6. Рефлексия.
Прием «Два смайлика»
Довольны ли вы своими ответами?
Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?
Какое у вас сейчас настроение?
4