Урок №14 (музыка 2 класс ) ___________________________
Тема С Рождеством Христовым
Цели рассказать о народных музыкальных традициях родного края
(праздники и обряды),участвовать в театрализованном исполнении колядок, выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, разучить колядки; развивать память, мышление, речь, слух и вокальные навыки; воспитывать уважение к народным и религиозным традициям.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства,
Познавательные УУД: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки.
Регулятивные УУД: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной деятельности.
Коммуникативные УУД: решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе художественно-творческой.
Информационные УУД: умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию.
Музыкальный материал : «Добрий вечiр тобi, пане господарю».«Рождественское чудо».
«Рождественская песенка».Слова и музыка П. Синявского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Послушайте песню и скажите, о чём она, как звучит.
“Добрый тебе вечер” – слушание.
Назовите тему нашего урока.
2. Сообщение темы урока (открываем учебник)
Да. Это один из самых великих, самых любимых праздников во всём мире. Празднуют его с душой, с любовью и радостью.
А что вы знаете об этом празднике?
3. Основная часть.
Давайте вспомним события великой Рождественской ночи и то, что ей предшествовало.
Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда были родом. В городе Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот.
Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. (Показ картины “Рождение Христа” Лоренцо Лотто)
Посмотреть на Иисуса пришли пастухи и домашние животные.
(Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо, стихотворение)
В яслях спал на свежем сене А бычок, прижавшись к нише,
Тихий крошечный Христос. Одеяльце мял губой.
Месяц, вынырнув из тени, Пес, прокравшись к теплой ножке,
Гладил лен Его волос... Полизал ее тайком.
Бык дохнул в лицо Младенца Всех уютней было кошке
И, соломою шурша, В яслях греть Дитя бочком...
На упругое коленце К яслям хлынули гурьбой
Засмотрелся, чуть дыша. Присмиревший белый козлик
Воробьи сквозь жерди крыши, На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик В предрассветной тишине...
Всех беспомощно толкал: А Христос, раскрывши глазки,
“Посмотреть бы на Ребенка Вдруг раздвинул круг зверей
Хоть минуточку и мне!” И с улыбкой, полной ласки,
И заплакал звонко-звонко Прошептал: “Смотри скорей!”.
События двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства далёкого прошлого и современности. Об этом рассказывают рисунки, стихи и песни.
Покажите рукой движение мелодии. Как она звучит?
Вспомните народные гуляния, связанные с празднованием Рождества, как они проходят? Петь колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Эта ранее языческая Традиция с принятием христианства постепенно превратилась в прославление Иисуса Христа. У рождественских колядок нет авторов, однако они великолепны по радостной доброте и искренности. Рождественская колядка - это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц ночи, которая принесла Самую Главную, Самую Радостную Весть - о рождении Спасителя мира!
4. Физминутка
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Учитель: А как вы готовитесь к празднованию Рождества?
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Найдите на школьном дворе или в парке небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
5. Закрепление пройденного материала.
Итак, сегодня на уроке мы вспомнили о великом празднике, который скоро будем праздновать.Что общего между прозвучавшими на уроке народными песнопениями? Как они звучат? Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне. Что значит песнопение? Чем отличается от песни? А как украшают дома, храмы на Рождество?Наряжают ёлки.
А кто знает, почему именно ёлку наряжают игрушками, гирляндами в праздник Рождества Христова?
Есть предание о том, почему именно ёлка стала Рождественским деревом. Попробуйте найти ответ на этот вопрос .Это будет вашим домашним заданием.
Рождество – это снег, тихо падающий за окном это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.
В заключении урока споём песню о Рождестве.
Рождество Христово (Во владеньях инея и снега...)
Слова и музыка П. Синявского.
6. Итог урока. Выставление оценок
.