СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе "Сказка будет впереди"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит план-конспект урока музыки с аудиофайлами к нему.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок № 20 (музыка во 2 классе) _________________________


Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Планируемые результаты:

Предметные : Выделять интонационные музыкальные особенности муз. произв.

Метапредметные:

Р. Понимать степень понимания роли искусства в жизни человека. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

К. Взаимодействовать в учебном процессе , уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение

Задачи:

Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;

развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

воспитывающие:, воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,

Ход урока:

«Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди».

  1. Орг. момент.

Дети входят в класс. Звучит песня Г.Гладкова «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Скажите, какая песня звучала сейчас, о чем в ней поется?

Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…

А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка а…!

Прием «Необъявленная тема». Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!

  1. Актуализация опорных знаний.

Прием «Шаг за шагом». (Класс делится на 3 группы, обычно по рядам, в группе выбирается лидер, который дает ответы).

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

 

Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)


Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)


Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)


Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

 

Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)


Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...      (Певец.)

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)


Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!     (Дирижёр.)


В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)

Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)


Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность, 
Дарим мы… (Аплодисменты)


Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидем в нем музыкальную сказку, в которой и вам придется принять участие.!!! Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

3.Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

Учитель: Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?

Дети: Волшебный клубочек.

Учитель: Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. афиша к опере – сказке «Волк и семеро козлят» М.Коваля.

- Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».

Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей)

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята и Волк).

Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы

Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Учитель: Дети отгадывают персонажей и определяют их характер:

Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.

Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.

Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.

Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажорный.

Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.

Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.

Учитель: Вот какие разные козлята. И охарактеризовать их что помогает?

Дети: Музыка.

4. Физминутка. «Фиксики» «Помогатор» . Показ видео, дети танцуют вместе с героями видео.

Учитель: Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет... ?

Дети: Хор.

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. (а сейчас с помощью волшебных масок мы превратимся в козлят. И каждый из вас постарается показать то, что делают в опере КОЗЛЯТА. Договорились? – да.!)

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.

Молодцы!

Прием «Ассоциации». Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.)

Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.

Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

Разучивание попевки – хор из оперы Волк и семеро козлят «Целый день поем играем очень весело живем». Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.

Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

5.Вокальная работа и работа в оркестре.

6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Приём “Послушать – сговориться - обсудить”. (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например,

Опера, солист, хор.

Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.

Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.

Хор – коллектив певцов.

Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.

Подведение итогов урока

Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?

- Где нас ждут чудеса?

Рефлексия деятельности. 
- Что нового вы узнали на уроке? 

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

. В сказках всегда добро побеждает зло. В каждой сказке есть чудеса. В опере-сказке «Волк и семеро козлят» произошло чудо – волк научился петь, а музыка объединила сердца наших героев.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!