СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Восточная партитура Римского-Корсакова"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных

на усвоение знаний о понятии «содержание в музыке».

Задачи:

 формирование понятий «современность в музыке, «Качество музыки»

 умение определять на слух пройденные на уроке произведения

 расширение знаний о творчестве композиторов

 ознакомление с литературным источником сказки «Тысяча и одна ночь»

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Восточная партитура Римского-Корсакова"»















Урок музыки в 7 классе по теме: «Восточная партитура Римского - Корсакова ».
























Баева А.В. учитель музыки

МБОУ СОШ №1

г. Михайловск 2018




Тема:

Восточная партитура Римского-Корсакова.

Методическая тема:

Содержание и форма в музыке

Цель:

Развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных

на усвоение знаний о понятии «содержание в музыке».

Задачи:

Образовательные:

 формирование понятий «современность в музыке, «Качество музыки»

 умение определять на слух пройденные на уроке произведения

 расширение знаний о творчестве композиторов

 ознакомление с литературным источником сказки «Тысяча и одна ночь»

Развивающие:

 развитие образной памяти;

 развитие логического ассоциативного мышления;

 развитие гибкости и быстроты мышления.

Воспитывающие:

 воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия

классической музыки

 воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного

отношения к предмету

 бережное отношение к культурным ценностям других народов

Структура урока:

 организационный момент

 определение темы-проблемы

 расшифровка музыкального кроссворда

 объяснение новой темы

 слушание музыки с последующим анализом

 диагностика

 закрепление изученного материала

 оценивание

Виды деятельности:

 слушание музыки с последующим анализом средств музыкальной

выразительности

 выполнение творческого задания «сочинение сочиненного»

 мозговой штурм

 игра «ассоциации»

 вокально-хоровая работа

Методы обучения:

 обобщение;

 словесный

 наглядно-слуховой

 анализ

 стимулирование музыкально -творческой деятельности через создание

проблемно-поисковых ситуаций

 забегание вперед

Использованный музыкальный материал:

 Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада»

-песня «Дивный Восток»

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Актуализация прежних знаний.

Здравствуйте ребята - Сегодня вы будете работать в группах, в которые распределились по карточкам на столах с вашими фамилиями. Самое главное, на нашем сегодняшнем уроке чтобы каждый из вас смог проявить себя и помочь всей группе.

И прежде чем мы с вами начнём наш урок, я предлагаю вам угадать, о чём пойдёт на нём речь.

Я дам вам несколько подсказок, а тот из вас кто догадается, поднимает руку за каждый правильный ответ группа получает нотку по итогу урока нотки будут подсчитаны и команда победителей будет награждена.

Итак начнём в начале я предлагаю вам отгадать фамилию композитора чьё творчество мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

-Это русский композитор

-Фамилия этого композитора состоит из двух частей

- он автор таких произведений как «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка».

Итак, вы все поняли, что мы будем сегодня говорить о творчестве великого русского композитора Николая Римского – Корсакова. Он был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.

В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.

Юный юнга любил море и путешествия. Однажды он прочёл книгу восточных сказок «1001 ночь», в которой рассказывалась история о султане Шахраире и красавице Шахерезаде.

Шахраир заподозрив в коварстве своих жён, издал указ казнить на утро каждую из своих жён, но Шахерезада сумела занять его сказками. 1001 ночь она рассказывала ему сказки, рассказы, чудеса вплетая их между собой. Тем самым любопытный Шахраир постоянно откладывал её казнь. Что спасло жизнь Шахерезаде.

Н.А.Римский- Корсаков поражённый сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту «Шахерезада. Именно о ней и пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке.

Давайте откроем тетради и запишем тему урока «Восточная партитура Римского-Корсакова».

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым для вас определением

Сюита. запишите его в тетрадь

Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при слове Восток.

Вам даётся 1 минута в течение которой вы должны написать все слова с которыми у вас ассоциируется Восток. (звучит песня «Арабская ночь»)

Итак, каждая группа по очереди произносит слова, которые написала.

И победила команда под номером …

Сюита «Шахерезада» которую мы с вами прослушаем сейчас Состоит из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехеразада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные.

Итак, перед вами лежат описания всех 4 частей сюиты сейчас мы с вами прослушаем фрагменты частей сюиты, а вы должны из предложенных вам описаний подобрать наиболее подходящее. Каждое совпадение оценивается одной ноткой.

Часть 3 Первоначально она носила название "Царевич и царевна". Она наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехеразады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает. Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.


Часть 2Первоначально она носила название "Рассказ царевича Календера". Вновь звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу. Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен, звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема звучит, меняя гармоническое сопровождение, меняя облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.


Часть 4 Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.


Часть 1. Первоначально композитором этой части было дано название "Море. Синдбадов корабль". Сюита открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно, величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Главной теме контрастирует тема Синдбадова корабля, она светлая. Симфоническое развитие 1 части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.

После прослушивания фрагментов каждый из вас почуствовал и увидел что то своё расскажите какие картины представляли вы когда звучали музыкальные фрагменты.

Вы хорошо поработали и немного устали.

А сейчас давайте немного отдохнём и проведём с вами физминутку.

Ну, вот мы немного отдохнули и сейчас мы начинаем вторую часть нашего урока и я предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов

На парте у каждой группы лежит куплет знакомой вам песни вам в течении минуты необходимо самим придумать припев для этой песни изменив уже существующий .

Итак группа номер один получила песню

«Куда уходит детство»

Куда уходит детство
В какие города
И где найти нам средство
Чтоб вновь попасть туда
Оно уйдет неслышно
Пока весь город спит
И писем не напишет
И вряд ли позвонит

И зимой и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то, но не здесь
И в сугробах белых
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать
Но не я

Группа номер два

Детство, детство, ты куда бежишь?
Детство, детство, ты куда спешишь?
Не наигрался я ещё с тобой.
Детство, детство, ты куда? Постой.

Припев:
А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять,
Дразнить Наташку, дёргать за косу,
На самокате мчаться по двору.


Группа номер три

«Крылатые качели»

В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете!
Сердце замерло в груди!
Только небо. Только ветер.
Только радость впереди. (2 раза)

Припев:
Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят! (2 раза)


А сейчас мы с вами послушаем, что же придумали наши группы. Прошу вас спойте хором что у вас получилось а все остальные вас поддержат.

Видите как сложно самим, что то придумать или даже изменить в уже придуманных произведениях. Поэтому прослушивая произведения на уроках музыки промните насколько это сложно.

Итак вы показали нам какие вы композиторы а теперь покажите нам насколько вы эрудированны итак кроссворд


И последнее задание Музыкальные ребусы: расшифруйте фамилии композиторов.

БЕРТШУ ДИВЕР ПЕНШО СМАРБ

ТСИЛ КАГЛИН КОФЬПРОЕВ РАУСШТ ЦАРТМО

(Шуберт, Верди, Шопен, Брамс, Лист, Глинка, Прокофьев, Штраус, Моцарт)

Рефлексия

Итог урока и оценка знаний учащихся.

- Ребята, что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?

( ответы учащихся).

Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к сюите «Шахерезада» Римского-Корсакова.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!