СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки"Звать через прошлое к настоящему"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан в рамках программы "Музыка 5 класс" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока: способствовать эмоциональному проживанию учащимися исторических событий и судеб защитников Отечества посредством музыки и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки"Звать через прошлое к настоящему"»

7


«Звать через прошлое к настоящему» (1 урок)


Цель урока: способствовать эмоциональному проживанию учащимися исторических событий и судеб защитников Отечества посредством музыки и изобразительного искусства.


Задачи

Образовательная:

- познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и изобразительном искусстве.


Развивающие:

- формировать музыкальный вкус, творческую активность и мышление обучающихся,

- расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром,

- развивать вокально-хоровые навыки;


Воспитательные:

- воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах,

- способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.


Тип урока: комбинированный.


Методы:

- повторение пройденного методом устного опроса;

- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагмента);

- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

- системно деятельностный подход к хоровму исполнению песни.


Ход урока


1. Организационный момент


Видео Звучит колокольный звон в Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Приветствие.

2. Работа по теме урока

Очень часто город Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история этого города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами перенесёмся в музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания города.


  • Вы догадались, куда нас с вами переносит колокольный звон? Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.


И вот здесь возникает следующий вопрос:

  • Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская? С князем Александром Невским



  • Чем прославился Александр Невский? Защитник ПРАВОСЛАВНОЙ ЗЕМЛИ



Слайд 1 Да, он прославился победами над шведами в 1240 году на Неве и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.



  • Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Об Александре Невском.

  • Почему наши современники, спустя 7 с половиной веков, выбрали этого человека символом России? Хотя рядом с его именем были и другие великие имена: Петр I, Пушкин, Жуков.


Сегодня мы постараемся глубже ответить на этот вопрос.

Слайд 2 Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему»

Цель урока: раскрыть образ Александра Невского - защитника Отечества через произведения искусства через музыку и изобразительное искусство


Сегодня у меня есть помощники – историки, которые на протяжении урока помогут нам с вами раскрыть историю земли русской. В исторических справках есть проруски слов, которые нам нужно заполнить всем вместе. Доходя до такого попуска слова, историк делает большую паузу, мы всем классом продолжаем.

Я прошу прочитать 1 и 2 исторические справки.


Историческая справка: 1. С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро-Суздальского князя. В 1240 году в устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов - несколько тысяч. Применив смекалку, князь разбил неприятеля. После победы на реке __________, князя Александра стали величать Александром ____________.

2. Вскоре после этой победы Александру пришлось защищать Новгород уже от немецких рыцарей-крестоносцев. Главное сражение с ливонскими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Летописцы назвали эту битву ледовым ___________.

Победы в Невской битве и Ледовом побоище надолго избавили Север Руси от вражеских набегов.

3. Знакомство с триптихом П. Корина «Александр Невский».

Обратите внимание на картину художника Павла Корина «Александр Невский» Слайд 3

  • Что необычного в этой картине? Из скольких частей она состоит? (3 части)

Триптих - произведение искусства из трех картин, объединенных общей темой.

Рассмотрим каждую картину триптиха. Запись в карте урока.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются ……….. на войну.

  • Кто их провожает? Жена, держащая на руках маленького ребёнка и старуха-мать, опирающаяся на клюку.

  • Ради чего идут воевать солдаты? Ради того, чтобы жизнь продолжалась, и ребёнок вырос счастливым, а старушка-мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в страхе за сына.

Да и сама православная земля, её река тоже нуждаются в защите.

  • Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский? Мужественным, отважным, гордым

  • Широкоплечий воин в латах, что собой олицетворяет? Всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свободу и независимость.

  • Его облик угрожающий? Обратите внимание на меч.

Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет!

  • А о чём напоминает стяг с ликом Христа? О святости русской земли, которую и защитит Александр Невский.

  • А что ещё за спиной у Александра Невского? Высокое нахмуренное небо, белоснежный город на реке, в котором живут матери, дети. И за них нужно биться, за детей, за матерей, оставшихся в городе. И нужно победить!



Историческая справка 3: Триптих «Александр Невский» писался во время великой отечественной войны, под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец.

Александр Невский - человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников на войну с фашистами.



4.Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский».

  • Вспомните, в каком музыкальном произведении, которое мы с вами ранее слушали, раскрывается образ Александра Невского? Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева Слайд 4

  • Что такое кантата? Кантата – крупное музыкальное произведение, для солистов, хора и оркестра. (записать в карту урока)

Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое название.

Слайд 5 Послушайте вторую часть - «Песнь об Александре Невском». Песнь - это название эпического или лиро-эпического произведения на историческую или героическую тему.

  • Определите характер музыки. Меняется ли он?


Запись в карту урока - «Песнь об Александре Невском» Слайд 6


  • От лица кого исполняется хор?

  • Каков характер музыки? Изменяется ли он, когда? В начале напевный, песенный, протяжный, широкий, величавый, строгий. Меняется

  • На какой жанр устного народного творчества похожа эта часть? Былину

  • Какая основная мысль части? Кто на Русь с мечём придёт…..


  • Ребята, как вы думаете, а может ли музыка являться характеристикой русского народа?



Запись в карту урока - «Вставайте, люди русские!» Слайд 7, Слайд 8



  • Охарактеризовала ли музыка облик русского народа?

  • Каким предстает перед нами русский народ? Сильным, смелым, мужественным, отважным.

  • Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи этих качеств? Призывные интонации, маршевый характер, чеканный ритм.

  • Что вы услышали в оркестровом вступлении? звучание колокольного звона

  • С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон? На Руси был обычай оповещать о разных событиях колокольным звоном

  • Весь ли фрагмент звучал призывно и активно? Нет, в средней части меняется характер, он становится песенным, напевным, певучим.

  • Почему?


Композитор как бы создал образ Родины-матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.

  • Отголоски каких русских народных песен напоминает средняя часть? Лирические- протяжные, былины

  • Соответствует ли 4 часть «Вставайте, люди русские!» характеру, который изображён в триптихе Павла Корина?


Слайд 9 4-я часть: «Вставайте, люди русские!» - это призыв к борьбе за русскую землю. Во время ВОВ хор с этой песней часто звучал по радио. Её пели наши солдаты, шедшие на бой с гитлеровцами.

Рассмотрев 2 части кантаты, мы видим,

  • Какой перед нами предстала Русь? Богатырская и героическая, величавая и привольная.

А сейчас вообразите себя дирижёрами. Мальчики продирижируют первую часть хора, а девочки - вторую часть, покажите в своём жесте характер хора.

  1. Вывод урока: Слайд 10

  • На примере Александра Невского, скажите, каким же должен быть настоящий сын земли русской?

  • Какими качествами должен обладать? Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину.

  • А это актуально в наши дни?

Вот мы с вами вспомнили прошлое, и пришли к настоящему!

Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Слайд11

  1. Рефлексия. Слайд 12

Закончите предложение.

1. Сегодня я узнал…

2. Я научился…

3. Какие качества вы хотите воспитать в себе?

4. Я хочу быть похожим…


Слайд 13 Сегодняшний урок я предлагаю закончить песней «Княже Александре», я попрошу её спеть от лица воинов Александра Невского. И пусть эта песня станет итогом нашего урока!

Исполнение песни «Княже Александре»

  1. Домашнее задание и оценивание.

Сегодня мы с вами говорили о защитниках Отечества, поэтому домашнее задание сегодня будет связано с этой темой, домашее задание на выбор:

  1. Подобрать пословицы и поговорки о защитниках Отечества

  2. Послушать 1 музыкальное произведение о защитниках нашей Родины. В карту урока записать название и автора или авторов

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!