7
«Звать через прошлое к настоящему» (1 урок)
Цель урока: способствовать эмоциональному проживанию учащимися исторических событий и судеб защитников Отечества посредством музыки и изобразительного искусства.
Задачи
Образовательная:
- познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и изобразительном искусстве.
Развивающие:
- формировать музыкальный вкус, творческую активность и мышление обучающихся,
- расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром,
- развивать вокально-хоровые навыки;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах,
- способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- повторение пройденного методом устного опроса;
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагмента);
- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
- системно деятельностный подход к хоровму исполнению песни.
Ход урока
1. Организационный момент
Видео Звучит колокольный звон в Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Приветствие. 2. Работа по теме урока
Очень часто город Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история этого города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами перенесёмся в музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания города.
Вы догадались, куда нас с вами переносит колокольный звон? Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.
И вот здесь возникает следующий вопрос:
Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская? С князем Александром Невским
Слайд 1 Да, он прославился победами над шведами в 1240 году на Неве и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Об Александре Невском.
Почему наши современники, спустя 7 с половиной веков, выбрали этого человека символом России? Хотя рядом с его именем были и другие великие имена: Петр I, Пушкин, Жуков.
Сегодня мы постараемся глубже ответить на этот вопрос.
Слайд 2 Тема сегодняшнего урока «Звать через прошлое к настоящему»
Цель урока: раскрыть образ Александра Невского - защитника Отечества через произведения искусства через музыку и изобразительное искусство
Сегодня у меня есть помощники – историки, которые на протяжении урока помогут нам с вами раскрыть историю земли русской. В исторических справках есть проруски слов, которые нам нужно заполнить всем вместе. Доходя до такого попуска слова, историк делает большую паузу, мы всем классом продолжаем.
Я прошу прочитать 1 и 2 исторические справки.
Историческая справка: 1. С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро-Суздальского князя. В 1240 году в устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов - несколько тысяч. Применив смекалку, князь разбил неприятеля. После победы на реке __________, князя Александра стали величать Александром ____________.
2. Вскоре после этой победы Александру пришлось защищать Новгород уже от немецких рыцарей-крестоносцев. Главное сражение с ливонскими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Летописцы назвали эту битву ледовым ___________.
Победы в Невской битве и Ледовом побоище надолго избавили Север Руси от вражеских набегов.
3. Знакомство с триптихом П. Корина «Александр Невский».
Обратите внимание на картину художника Павла Корина «Александр Невский» Слайд 3
Триптих - произведение искусства из трех картин, объединенных общей темой.
Рассмотрим каждую картину триптиха. Запись в карте урока.
В левой и правой части триптиха солдаты собираются ……….. на войну.
Кто их провожает? Жена, держащая на руках маленького ребёнка и старуха-мать, опирающаяся на клюку.
Ради чего идут воевать солдаты? Ради того, чтобы жизнь продолжалась, и ребёнок вырос счастливым, а старушка-мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в страхе за сына.
Да и сама православная земля, её река тоже нуждаются в защите.
Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский? Мужественным, отважным, гордым
Широкоплечий воин в латах, что собой олицетворяет? Всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свободу и независимость.
Его облик угрожающий? Обратите внимание на меч.
Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет!
А о чём напоминает стяг с ликом Христа? О святости русской земли, которую и защитит Александр Невский.
А что ещё за спиной у Александра Невского? Высокое нахмуренное небо, белоснежный город на реке, в котором живут матери, дети. И за них нужно биться, за детей, за матерей, оставшихся в городе. И нужно победить!
Историческая справка 3: Триптих «Александр Невский» писался во время великой отечественной войны, под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.
Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец.
Александр Невский - человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников на войну с фашистами.
4.Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Вспомните, в каком музыкальном произведении, которое мы с вами ранее слушали, раскрывается образ Александра Невского? Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева Слайд 4
Что такое кантата? Кантата – крупное музыкальное произведение, для солистов, хора и оркестра. (записать в карту урока)
Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое название.
Слайд 5 Послушайте вторую часть - «Песнь об Александре Невском». Песнь - это название эпического или лиро-эпического произведения на историческую или героическую тему.
Запись в карту урока - «Песнь об Александре Невском» Слайд 6
От лица кого исполняется хор?
Каков характер музыки? Изменяется ли он, когда? В начале напевный, песенный, протяжный, широкий, величавый, строгий. Меняется
На какой жанр устного народного творчества похожа эта часть? Былину
Какая основная мысль части? Кто на Русь с мечём придёт…..
Ребята, как вы думаете, а может ли музыка являться характеристикой русского народа?
Запись в карту урока - «Вставайте, люди русские!» Слайд 7, Слайд 8
Охарактеризовала ли музыка облик русского народа?
Каким предстает перед нами русский народ? Сильным, смелым, мужественным, отважным.
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи этих качеств? Призывные интонации, маршевый характер, чеканный ритм.
Что вы услышали в оркестровом вступлении? звучание колокольного звона
С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон? На Руси был обычай оповещать о разных событиях колокольным звоном
Весь ли фрагмент звучал призывно и активно? Нет, в средней части меняется характер, он становится песенным, напевным, певучим.
Почему?
Композитор как бы создал образ Родины-матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Отголоски каких русских народных песен напоминает средняя часть? Лирические- протяжные, былины
Соответствует ли 4 часть «Вставайте, люди русские!» характеру, который изображён в триптихе Павла Корина?
Слайд 9 4-я часть: «Вставайте, люди русские!» - это призыв к борьбе за русскую землю. Во время ВОВ хор с этой песней часто звучал по радио. Её пели наши солдаты, шедшие на бой с гитлеровцами.
Рассмотрев 2 части кантаты, мы видим,
Какой перед нами предстала Русь? Богатырская и героическая, величавая и привольная.
А сейчас вообразите себя дирижёрами. Мальчики продирижируют первую часть хора, а девочки - вторую часть, покажите в своём жесте характер хора.
Вывод урока: Слайд 10
На примере Александра Невского, скажите, каким же должен быть настоящий сын земли русской?
Какими качествами должен обладать? Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину.
А это актуально в наши дни?
Вот мы с вами вспомнили прошлое, и пришли к настоящему!
Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Слайд11
Рефлексия. Слайд 12
Закончите предложение.
1. Сегодня я узнал…
2. Я научился…
3. Какие качества вы хотите воспитать в себе?
4. Я хочу быть похожим…
Слайд 13 Сегодняшний урок я предлагаю закончить песней «Княже Александре», я попрошу её спеть от лица воинов Александра Невского. И пусть эта песня станет итогом нашего урока!
Исполнение песни «Княже Александре»
Домашнее задание и оценивание.
Сегодня мы с вами говорили о защитниках Отечества, поэтому домашнее задание сегодня будет связано с этой темой, домашее задание на выбор:
Подобрать пословицы и поговорки о защитниках Отечества
Послушать 1 музыкальное произведение о защитниках нашей Родины. В карту урока записать название и автора или авторов