СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по чтению и развитию речи в 8 классе. Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ".»


Предмет: чтение, комбинированный урок


Тема: «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ»

Конспект  урока  чтения в 8 классе

Тема: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.


Цель: формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия”


Коррекционная цель: развитие логического мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.


Задачи:


1.Образовательные.

  • Продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и показать особенности чеховского стиля. 

  • Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

     

2. Коррекционные

  • Развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них.

  • Продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость.

  • Развитие творческих способностей.


3. Воспитательные

  • Создание мотивационной среды для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы.

  • Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

  • Повышение мотивации к изучению чтения.


Оборудование:

·         Листы бумаги, ручка, карандаш

 

ИКТ – оборудование:

  • проектор;

  • презентация «Антон Павлович Чехов», «Презентация к уроку чтения по творчеству Чехова»;

  • аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».


Ход урока

 

  1. Организационный момент.  Приветствие обучающихся (слайд 1).


- Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше. А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).

  • первая буква в названии третьего дня недели. (с)

  • первая буква в названии третьего месяца года (м)

  • вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е)

  • третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х)

  • первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю)

  • первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М)

  • четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о)

  • вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р)


- Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня. (слайд 2)

-И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».


-Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.


  1. Актуализация знаний обучающихся.


- А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (На сладах ученики читают строчки из произведений Чехова и вспоминают названия рассказов).


(Слайд 3) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

(Слайд 4) «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась» («Каштанка»)


(Слайд 5) «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» («Ванька»)


- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) (слайд 6)


3Повторение изученного материала.


- Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя.

-Какое задание на дом вы получили? (пересказать биографию писателя)

Выступление ученика

4.      Изучение нового материала.


- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».

_Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране.

(слайд 7) А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.)

4.1. Словарная работа.


В теме нашего урока есть слово «юмор».

(слайд 8)

Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас прочитайте более точное определение этого слова.

(Ученики зачитывают определение слова «юмор» - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)


4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.


- Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись рассказа «Лошадиная фамилия».

(слайд 9)

- Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным (ребята слушают)

- Ребята, понравился вам рассказ? Почему?

( ответы обучающихся)

5. Физкультминутка


- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста!

(слайд 10)

На экране вы видите шесть упражнений, размещённых в таблице, и фигурку шагающей девочки. Эта девочка будет перемещаться по полю, ваша задача – выполнять то упражнение, на поле которого находится девочка. Эту физкультминутку мы делаем до тех пор, пока фигурка девочки не вернётся на прежнее место.


Прыжки на

двух ногах

Ходьба на месте


Потягивания

Наклоны туловища


Приседания

Выпады на правую, левую ноги


- Немного отдохнув, продолжим наш урок.


6. Анализ произведения.

(слайд 11)


- Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» У нас 2 команды, ученики на 1 и 2 ряда. Суть игры проста – вам нужно вспомнить как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» (смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; смешны способы лечения; смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; смешна своей неожиданностью развязка и т.д.).


Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.

  • Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия»)

  • Говорящие фамилии (Овсов)

  • Смешные названия станций, деревень (Девкино)

  • Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич)

  • Речь персонажей индивидуальна


- Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?

- Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)

- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

- Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)


7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала (слайд 12)


- Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного, синего или жёлтого цвета. Напоминаю вам, что красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера.

Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.

Приступайте к выбору.

(ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов: I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;

II вариант (синий) – выбрать предложения из текста соответствующие иллюстрации на стр. 153;

III вариант (жёлтый) – сочинить мини-рассказ по сюжетной картинке (5-7 предложений), используя «секреты юмора» А.П.Чехова).

(слайд 13)

8. Подведение итогов урока.


-Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах.

(Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)

-Давайте послушаем рассказы, которые написали ваши одноклассники. (Ребята зачитывают свои мини-рассказы).

Какие приёмы юмористического жанра они использовали?


-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.


9. Домашнее задание (слайд 14)


- Домашнее задание научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.

10. Заключительное слово учителя


- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. (слайд 15)


Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали вы славно.






5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!