СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Алкены: гомологический ряд, общая формула, номенклатура, электронное и пространственное строение молекул. Структурная и цис-транс-изомерия алкенов" (10 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать знания об алкенах, их гомологическом ряде, номенклатуре, электронном и пространственном строении молекул.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Алкены: гомологический ряд, общая формула, номенклатура, электронное и пространственное строение молекул. Структурная и цис-транс-изомерия алкенов" (10 класс)»

Учитель: Рейнова В.М.

Предмет: химия

Класс: 10

Дата проведения: 29.09.2023 г.

Урок №14

Тема: Алкены: гомологический ряд, общая формула, номенклатура, электронное и пространственное строение молекул. Структурная и цис-транс-изомерия алкенов

Цель урока: сформировать знания об алкенах, их гомологическом ряде, номенклатуре, электронном и пространственном строении молекул.

Планируемые результаты:

Личностные

- понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью;

- экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

Базовые исследовательские действия:

- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:

- умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий.

Предметные УУД:

– углубить и обобщить знания о непредельных углеводородах.


Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, модели молекул.


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап


II Актуализация опорных знаний


Проверка знаний по теме «Алканы»

А) Напишите формулы веществ по названию: 2-метил-бутан, 2, 3 –диметилпентан,

3-этилгептан, 2, 2, 4-триметилоктан.

Б) напишите реакцию дегидрирования этана и реакцию термического крекинга бутана

III. Мотивирование на учебную деятельность


При реакции дегидрирования и крекинга алканов получилось новое вещество, относящееся к классу АЛКЕНОВ.В чем их особенность, как отличить этот класс веществ от алканов?(дети отвечают, что есть двойная связь).


IV. Изучение нового материала

Алкены, или олефины, этиленовые — непредельные углеводороды, в молекулах которых между углеродными атомами имеется одна двойная связь.

Алкены содержат в своей молекуле меньшее число водородных атомов, чем соответствующие им алканы (с тем же числом углеродных атомов), поэтому такие углеводороды называют непредельными или ненасыщенными.

Алкены образуют гомологический ряд с общей формулой CnH2n.

ЭОР: Гомологический ряд алкенов - https://chemege.ru/stroenie-izomeriya-alkenov/

Простейшим представителем этиленовых углеводородов, его родоначальником является этилен (этен) С2Н4.

По названию первого представителя этого ряда такие углеводороды называют этиленовыми.

В алкенах атомы углерода находятся во втором валентном состоянии (sр2-гибридизация). Вспомните все характеристики второго валентного состояния? (дети отвечают: В этом случае между углеродными атомами возникает двойная связь, состоящая из одной s- и одной p-связи. Длина и энергия двойной связи равны соответственно 0,134 нм и 610 кДж/моль. Все валентные углы 120º).

ЭОР: Алкены — структура и связь - https://www.quimicaorganica.org/ru


Для алкенов характерны два вида изомерии: структурная и пространственная.

Виды структурной изомерии:

  • изомерия углеродного скелета

,

  • изомерия положения двойной связи

,

  • межклассовая изомерия

.

Геометрическая изомерия — один из видов пространственной изомерии. Изомеры, у которых одинаковые заместители (при разных углеродных атомах) расположены по одну сторону от двойной связи, называют цис-изомерами, а по разную — транс-изомерами:

.

По систематической номенклатуре названия алкенов производят заменой суффикса -ан в соответствующих алканах на суффикс -ен (алкан — алкен, этан — этен, пропан — пропен и т.д.). Выбор главной цепи и порядок названия тот же, что и для алканов. Однако в состав цепи должна обязательно входить двойная связь. Нумерацию цепи начинают с того конца, к которому ближе расположена эта связь. Например:

СH3

|

H3C—CH2—C—CH==CH2 H3C—C==CH—CH—CH2—CH3

| | |

CH3 CH3 CH3

3,3-диметилпентен-1 2,4-диметилгексен-2


V. Первичное закрепление нового знания. Применение изученного материала


1. Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре:

а) СН3 — СН — СН2 — СН2 — СН = СН2

СН3

б) СН3—СН2—СН2—С = СН—СН3

СН2

СН3

в) СН3—СН2—СН=СН—СН2—СН3


г) СН3 — С — СН = С — СН3

║ │

СН2 СН2— СН3

д) СН3 — С = С = С — СН — СН3

│ │

СН2 СН3

СН3

е) СН3 — СН2 — СН2 — СН = СН — СН = СН2


2. Напишите структурные формулы соединений:

а) 2,5-диметилгексен-1

б) 2,4,4-триметилпентен-2

в) 2-метил-3,6-диэтилоктен-4

г) гексадиен-1,5

д) 2-метилбутадиен-1,3

е) 2,3-диметилбутадиен-1,3


Развитие функциональной грамотности



VI. Систематизация знаний и умений
На примере пентена составьте формулы изомера углеродной цепи и изомера положения двойной связи. Дайте названия всем веществам.

VII. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков


Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются гомологами, а какие изомерами? Укажите названия всех гомологов и изомеров.

a) CН3 — СН2 — СН2 — СН = СН2

б) СН3 — СН = СН — СН2 — СН3

в) СН2 = СН — СН3

г) СН3 — СН = СН — СН3

д) СН2 = СН — СН — СН3

СН3


VIII. Домашнее задание:



параграф 28 – конспект, упр. 8 стр. 166 – выполнить. Подготовить презентацию к уроку SP2-гибридизация.



IX. Подведение итогов урока, рефлексия:



1. Что нового я узнал сегодня на уроке

2. Что вызвало у меня удивление

3. я понял, что…

4. было интересно…

5. было трудно…

6. я научился…

7. теперь я могу…



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!