1 | Орг. Момент Мотивация (1-2 мин) Цель: настроить учащихся на слаженную, продуктивную работу | Словесный (приветствие, слово учителя) | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Евгеньевна и сегодня, я проведу у вас урок русского языка. -Проверьте готовность к уроку, все ли на месте. -Начнем наш урок с девиза, прочитаем хором:(слайд 1) Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодиться! | Приветствуют учителя, друг друга. Проверяют, все ли лежит на парте | Фронтальная | Текущий |
3 | Самоопределение к деятельности (2-3 мин) Цель: определить тему и сформулировать задачи урока | Словесный | - Ребята, прочитайте слова: (слайд 2) пробраться проникнуть пройти строить разрушать - Почему все эти слова в одной группе? - Докажите. - Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? - Каково их значение? - Как по–другому их можно назвать? - Совершенно верно. - Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать? - Как понять «противоположные»? - Все верно! - Как по-другому их можно назвать? - Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока? Тема: «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы»(слайд3) - Дайте определение глагола. -А какую цель мы поставим перед собой?(слайд4) Давайте теперь с вами прочитаем план урока:(слайд 5) Научитьсяраспознавать глаголы среди других частей речи; Употреблятьглаголы-синонимы и глаголы-антонимы в тексте. | Это глаголы рассказывают правило и пример это глаголы близкие по смыслу проникнуть во внутрь чего – либо синонимы Это глаголы противоположные по значению Наоборот Антонимы Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | |
4 | Реализация выбранного плана (открытие новых знаний) | Словесные | -Ребята, мы сейчас с вами будем тренироваться подбирать к глаголам синонимы и антонимы. - Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, думать, болтать, надоедать,танцевать. -Подберите к словам антонимы и запишите их. Строить, спать, встречать, идти. Работа со словарным словом Завтрак. -Ребята,запишите это слово. Обозначьте орфограмму. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Запомните написание этого слова. Упр. 175 (с. 103). -Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? - Какие слова обозначают действия зайцев? Найдите их и назовите. К какой части речи они относятся? - Найдите глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы. -Сейчас вам нужно выписать глаголы, выделить в них приставки. Подчеркнуть глаголы, которые отвечают на вопросы что сделали? -Разберите слова старые3 и зайцы3 | Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Работают с текстом старые3 -прил, какие? Н. ф-старый ,мн.ч, И.п,второстепенный член зайцы3 -сущ ,кто? Н .ф – заяц, одуш ,м. р И .п мнч,подлежащее солнце (солнечный) непроизнглзолотом, серебристая (сере́бряный) росинки (ро́сы) – безудгл листьях– разделит Ь в переносном значении употреблены: сверкнула мысль, горят звезды, блестят огни | Фронтальная, индивидуальная | Текущий, Устный, Практический, Самоконтроль |
5 | Закрепление изученного материала | Словесный | (Работа с планом) Упр 177(стр104) Прочитайте. А речка эта по лугам и склонам… Летит, журчит, смеется, как ребенок, Звенит, лопочет, скачет по камням. Р. Гамзатов К каким глаголам можно подобрать синонимы? антонимы? Спишите. Подчеркните глаголы. Упр 179(стр 104) Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает». стихотворения приведённому отрывку? А о чём ещё можно мечтать? Какими частями речи являются выделенные слова? Соответствует ли название | -выполняют упражнение Летит, журчит, смеется, звенит, лопочет, скачет. Автор использовал именно эти глаголы, чтобы показать какая она речка. Синонимы:смеется-хохочет; звенит-звучит, бренчит; скачет-прыгает, передвигается Антонимы: летит-ползет; смеется-плачет; лопочет-молчит Читают стихотворение | фронтальная | Текущий, Устный |
6 | Рефлексия. Итог урока. Цель: подвести итог урока, выявить знания учащихся | словесный | - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель мы перед собой ставили? -Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко, покажите зеленую сторону сигнальной карточки, а если у вас возникали затруднения - красную. | Отвечают на вопросы Поднимают сигнальные карточки | индивидуальная | Текущий |