СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Мир на грани ядерной войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: «Мир на грани ядерной войны», 11 класс,история

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Мир на грани ядерной войны»»

Урок на тему: «Мир на грани ядерной войны»

Цели и задачи:

- Изучить события, которые способствовали нарастанию новых противоречий в период

холодной войны.

- Охарактеризовать складывающуюся систему международных отношений.

-

Новые термины и понятия: « холодная война», берлинская стена, берлинский кризис, карибский кризис, страны третьего мира,

Оборудование: компьютер, проектор, доска, мел.



Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодняшний урок проведу у вас я, меня зовут Марина Владимировна!


  1. Закрепление изученного материала.



??? Первое противостояние (1947-1953гг.)

? Корейская война 1950-1953гг.

? Конфликт на Ближнем Востоке (арабо-

израильский конфликт).

- Индо-пакистанский конфликт (Великобритания

предоставила Индии независимость. Она была

разделена по религиозному признаку – Индия и

Пакистан. 1947г.- межобщинные столкновения) - Индокитайский конфликт (1945г. – создание

демократической республики Вьетнам, Франция

попыталась вернуть себе Вьетнам



??? Оттепель (1953 – 1959 гг.)

? 1953г. – начало оттепели (перемирие в Корее;

Франция признала независимость стран

Индокитая)

? 1954г. – Женевское соглашение по Индокитаю.

- 1959г. – Первый визит Н.С. Хрущева в США

- 50-ые-гг. - Советское руководство решило

поддерживать освободительные

движения руководимые

националистами. Оттепель

закончилась.




На доске вы видите таблицу, которая состоит из частей. Обратите внимание на 1 часть, здесь зафиксированы события, которые отражают циклы послевоенной внешней политики. Вы, видите, стоят вопросы, давайте дополним этот ряд событий…….

А как можно назвать этот этап (цикл событий)? А эти события происходили, в какое время (какие года)? Назовите временные рамки…..(Учащиеся должны назвать первый цикл)

Обратите внимание на 2 часть, здесь тоже зафиксированы события, которые отражают циклы послевоенной внешней политики. Вы, видите, стоят вопросы, давайте дополним этот ряд событий…….

А как можно назвать этот этап (цикл событий)? А эти события происходили, в какое время (какие года)? Назовите временные рамки…..(Учащиеся должны назвать второй цикл)

А можно ли их объединить? Какое событие их объединяет?

Ответ: «Холодная война»

  1. Изучение нового материала


План

  1. Отношения СССР со странами Запада в середине 50-х начале 60-х годов.

  2. Берлинский кризис.

  3. Карибский кризис.

  4. Борьба за влияние в «третьем мире».

  5. Вьетнамская война.

Слайд - ядерный взрыв

Вот сегодня, мы, с вами продолжим разговор о событиях «холодной войны» и изучим следующий цикл, который называется от Берлинского кризиса к Вьетнамской войне, и именно эти события чуть не привели мир к ядерной войне.

Тема нашего урока: «Мир на грани ядерной войны».

В течение урока вы должны заполнить 3 часть таблицы и записать новые слова:

От Берлинского кризиса к Вьетнамской войне (1960-1969гг.)

Проблема Зап. Берлина ( срыв Парижской конференции – 1960г, угроза блокады Берлина, возведение Берлинской стены – 19 авг. 1961г.)

Окт. 1962г. Карибский кризис (Кубинская революция 1959г,

возникновение угрозы ядерной войны)

Обострение региональных конфликтов – к.60-хгг.: обе сверх державы «устали» от конфронтации. Возникла потребность ограничения гонки ракето-ядерных вооружений.

1964-1975гг. Вьетнамская война.





Комментарий учителя. В 1945г. США использовали атомное оружие против Японии. В 1949г. Атомная бомба испытана в СССР. В 1952г. США испытали водородную бомбу, в 1953г. добились и СССР. В США строились стратегические бомбардировщики, в СССР – межконтинентальные ракеты.

Последствия использования и испытания ядерного оружия ужасающи

В итоге убитых оказалось втрое больше, чем предполагалось. К концу 1945 от этого взрыва погибло уже 140 000 человек, столько же было раненых. Площадь разрушений составила 11,4 кв. км, где пострадало 90% домов, треть из которых была полностью уничтожена. В Нагасаки оказалось меньше разрушений (пострадало 36% домов) и людских потерь (вдвое меньше, чем в Хиросиме). Причиной тому были вытянутая территория города и то, что его отдаленные районы прикрывали холмы.

В результате крупномасштабной ядерной войны произойдет климатическая катастрофа. При ядерных взрывах загорятся города и леса, облака из радиоактивной пыли окутают Землю непроницаемым покрывалом, что неминуемо приведет к резкому падению температуры у земной поверхности. После ядерных взрывов суммарной силой 10 000 Мт в центральных районах континентов Северного полушария температура снизится до минус 31 С. Температура вод мирового океана останется выше 0 С, но из-за большой разности температур возникнут жестокие штормы. Затем, спустя несколько месяцев, к Земле прорвется солнечный свет, но, по-видимому, богатый ультрафиолетом из-за разрушения озонового слоя. К этому времени уже произойдут гибель посевов, лесов, животных и голодный мор людей. Трудно ожидать, что где-либо на Земле уцелеет хоть какое-то человеческое сообщество.



Страшно!!!! А, представьте, что это могло произойти в мире. И вы тоже могли оказаться невинными жертвами.

Чего же люди ожидали, после Второй мировой войны? (мира)

И почему же люди не смогли сохранить мир, который достался такой дорогой ценой? Что привело к новому витку обострения международных отношений! (конфликты м/у странами).

Как складывались отношения СССР со странами Запада ? Откройте учебник на с. 192-193, прочитайте пункт и найдите в нем события которые привели к Берлинскому кризису!

( В это же время 3 учащимся дается опережающее задание по документам:

  1. Текст о Карибском кризисе, прочитать и рассказать о Карибском кризисе.

  2. Текст документа из послания Н.С. Хрущева президенту Дж. Кеннеди

  3. Текст документа из послания Дж. Кеннеди Н. С. Хрущеву, они должны прочитать и рассказать о взаимных претензиях и предложениях ….политических лидеров...)

Учащиеся перечисляют события……

Слайд - Берлинский кризис

Берли́нская стена́ (нем. Berliner Mauer, официально Antifaschistischer Schutzwall) — защитное сооружение, возведенное 13 августа 1961 по инициативе властей Германской Демократической Республики и до 9 ноября 1989 г. отделявшее Западный Берлин от восточной части Берлина и территории ГДР. Один из самых известных символов холодной войны. По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек[1]. По другим данным, число погибших при попытке бежать на Запад составило не менее 1245 человек. [2]

Би-би-си 12 августа 2007 г. сообщила, что в архивах Министерства государственной безопасности ГДР были обнаружены документы, которые подтверждают, что власти ГДР приказали уничтожать всех беглецов, включая детей[2].

Итог: возведена берлинская стена за одну ночь – 13 авг. 1961г.

Но на этом столкновения двух сверх держав не закончились. И «холодная война» лишь только начинала набирать обороты. Одним из самых знаменательных и страшных событий ХХв., был Карибский кризис, произошедший в окт.1962г.

Учащиеся рассказывают о Карибском кризисе…..

Итог: Благодаря здравому смыслу и политической дальновидности, Н.С. Хрущеву и Дж. Кеннеди, удалось разрешить конфликт мирным путем. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставляющим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу.



Борьба за влияние в третьем мире по схеме, слайд –

В 50-60-хгг., продолжалось острое соперничество сверх держав за влияние в «третьем мире». США и СССР оказывали военно-политическую и экономическую помощь, которая прочно привязывала страну – получателя к стране-донору. Стремительный развал колониальной системы создавал Советскому Союзу благоприятные условия для активизации своей деятельности в «третьем мире». В 1957-1964гг. руководство СССР подписало свыше 20 различных соглашений с развивающими странами.

Третий мир (развивающиеся страны) — те страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран без свободного рынка (Второй мир).

Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года[1]. Изначально он относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО), ни ко Второму миру (Варшавский договор).

Страны «третьего мира» зачастую использовали антисоветскую или антиамериканскую риторику в целях, весьма далеких от тех, которые провозглашались на словах. Для них важно было получить собственную пользу и выгоду!

Война во Вьетнаме — один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, оставивший заметный след в культуре и занимающий существенное место в новейшей истории США и Вьетнама.

Все боевые действия в Юго-Восточной Азии, проходившие с конца 1950-х годов и до 1975 года, известны как Вторая индокитайская война.

Войну можно разделить на несколько периодов:

  1. Партизанская война в Южном Вьетнаме (19551964).

  2. Полномасштабное военное вмешательство США (19651973).

  3. Завершающий этап войны (19731975).



Но есть ещё одно событие – это Вьетнамская война про которую вы прочитаете дома с.196-197. Можно использовать дополнительную литературу. Обратите внимание на выставку.


Итог урока: Рефлексия:


Как называется 3 цикл «холодной войны» ?

Что такое холодная война?

Какие основные события мы изучили?


Выставление оценок:

«5» - те кто работал с документами, сумели выделить главное…

«4» за работу на уроке, но недостаточно аргументированные факты.



Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!