Урок на тему: «Мир на грани ядерной войны»
Цели и задачи:
- Изучить события, которые способствовали нарастанию новых противоречий в период
холодной войны.
- Охарактеризовать складывающуюся систему международных отношений.
-
Новые термины и понятия: « холодная война», берлинская стена, берлинский кризис, карибский кризис, страны третьего мира,
Оборудование: компьютер, проектор, доска, мел.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодняшний урок проведу у вас я, меня зовут Марина Владимировна!
Закрепление изученного материала.
??? Первое противостояние (1947-1953гг.) ? Корейская война 1950-1953гг. ? Конфликт на Ближнем Востоке (арабо- израильский конфликт). - Индо-пакистанский конфликт (Великобритания предоставила Индии независимость. Она была разделена по религиозному признаку – Индия и Пакистан. 1947г.- межобщинные столкновения) - Индокитайский конфликт (1945г. – создание демократической республики Вьетнам, Франция попыталась вернуть себе Вьетнам |
??? Оттепель (1953 – 1959 гг.) ? 1953г. – начало оттепели (перемирие в Корее; Франция признала независимость стран Индокитая) ? 1954г. – Женевское соглашение по Индокитаю. - 1959г. – Первый визит Н.С. Хрущева в США - 50-ые-гг. - Советское руководство решило поддерживать освободительные движения руководимые националистами. Оттепель закончилась. |
На доске вы видите таблицу, которая состоит из частей. Обратите внимание на 1 часть, здесь зафиксированы события, которые отражают циклы послевоенной внешней политики. Вы, видите, стоят вопросы, давайте дополним этот ряд событий…….
А как можно назвать этот этап (цикл событий)? А эти события происходили, в какое время (какие года)? Назовите временные рамки…..(Учащиеся должны назвать первый цикл)
Обратите внимание на 2 часть, здесь тоже зафиксированы события, которые отражают циклы послевоенной внешней политики. Вы, видите, стоят вопросы, давайте дополним этот ряд событий…….
А как можно назвать этот этап (цикл событий)? А эти события происходили, в какое время (какие года)? Назовите временные рамки…..(Учащиеся должны назвать второй цикл)
А можно ли их объединить? Какое событие их объединяет?
Ответ: «Холодная война»
Изучение нового материала
План
Отношения СССР со странами Запада в середине 50-х начале 60-х годов.
Берлинский кризис.
Карибский кризис.
Борьба за влияние в «третьем мире».
Вьетнамская война.
Слайд - ядерный взрыв
Вот сегодня, мы, с вами продолжим разговор о событиях «холодной войны» и изучим следующий цикл, который называется от Берлинского кризиса к Вьетнамской войне, и именно эти события чуть не привели мир к ядерной войне.
Тема нашего урока: «Мир на грани ядерной войны».
В течение урока вы должны заполнить 3 часть таблицы и записать новые слова:
От Берлинского кризиса к Вьетнамской войне (1960-1969гг.) Проблема Зап. Берлина ( срыв Парижской конференции – 1960г, угроза блокады Берлина, возведение Берлинской стены – 19 авг. 1961г.) Окт. 1962г. Карибский кризис (Кубинская революция 1959г, возникновение угрозы ядерной войны) Обострение региональных конфликтов – к.60-хгг.: обе сверх державы «устали» от конфронтации. Возникла потребность ограничения гонки ракето-ядерных вооружений. 1964-1975гг. Вьетнамская война. |
Комментарий учителя. В 1945г. США использовали атомное оружие против Японии. В 1949г. Атомная бомба испытана в СССР. В 1952г. США испытали водородную бомбу, в 1953г. добились и СССР. В США строились стратегические бомбардировщики, в СССР – межконтинентальные ракеты.
Последствия использования и испытания ядерного оружия ужасающи
В итоге убитых оказалось втрое больше, чем предполагалось. К концу 1945 от этого взрыва погибло уже 140 000 человек, столько же было раненых. Площадь разрушений составила 11,4 кв. км, где пострадало 90% домов, треть из которых была полностью уничтожена. В Нагасаки оказалось меньше разрушений (пострадало 36% домов) и людских потерь (вдвое меньше, чем в Хиросиме). Причиной тому были вытянутая территория города и то, что его отдаленные районы прикрывали холмы.
В результате крупномасштабной ядерной войны произойдет климатическая катастрофа. При ядерных взрывах загорятся города и леса, облака из радиоактивной пыли окутают Землю непроницаемым покрывалом, что неминуемо приведет к резкому падению температуры у земной поверхности. После ядерных взрывов суммарной силой 10 000 Мт в центральных районах континентов Северного полушария температура снизится до минус 31 С. Температура вод мирового океана останется выше 0 С, но из-за большой разности температур возникнут жестокие штормы. Затем, спустя несколько месяцев, к Земле прорвется солнечный свет, но, по-видимому, богатый ультрафиолетом из-за разрушения озонового слоя. К этому времени уже произойдут гибель посевов, лесов, животных и голодный мор людей. Трудно ожидать, что где-либо на Земле уцелеет хоть какое-то человеческое сообщество.
Страшно!!!! А, представьте, что это могло произойти в мире. И вы тоже могли оказаться невинными жертвами.
Чего же люди ожидали, после Второй мировой войны? (мира)
И почему же люди не смогли сохранить мир, который достался такой дорогой ценой? Что привело к новому витку обострения международных отношений! (конфликты м/у странами).
Как складывались отношения СССР со странами Запада ? Откройте учебник на с. 192-193, прочитайте пункт и найдите в нем события которые привели к Берлинскому кризису!
( В это же время 3 учащимся дается опережающее задание по документам:
Текст о Карибском кризисе, прочитать и рассказать о Карибском кризисе.
Текст документа из послания Н.С. Хрущева президенту Дж. Кеннеди
Текст документа из послания Дж. Кеннеди Н. С. Хрущеву, они должны прочитать и рассказать о взаимных претензиях и предложениях ….политических лидеров...)
Учащиеся перечисляют события……
Слайд - Берлинский кризис
Берли́нская стена́ (нем. Berliner Mauer, официально Antifaschistischer Schutzwall) — защитное сооружение, возведенное 13 августа 1961 по инициативе властей Германской Демократической Республики и до 9 ноября 1989 г. отделявшее Западный Берлин от восточной части Берлина и территории ГДР. Один из самых известных символов холодной войны. По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек[1]. По другим данным, число погибших при попытке бежать на Запад составило не менее 1245 человек. [2]
Би-би-си 12 августа 2007 г. сообщила, что в архивах Министерства государственной безопасности ГДР были обнаружены документы, которые подтверждают, что власти ГДР приказали уничтожать всех беглецов, включая детей[2].
Итог: возведена берлинская стена за одну ночь – 13 авг. 1961г.
Но на этом столкновения двух сверх держав не закончились. И «холодная война» лишь только начинала набирать обороты. Одним из самых знаменательных и страшных событий ХХв., был Карибский кризис, произошедший в окт.1962г.
Учащиеся рассказывают о Карибском кризисе…..
Итог: Благодаря здравому смыслу и политической дальновидности, Н.С. Хрущеву и Дж. Кеннеди, удалось разрешить конфликт мирным путем. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставляющим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу.
Борьба за влияние в третьем мире по схеме, слайд –
В 50-60-хгг., продолжалось острое соперничество сверх держав за влияние в «третьем мире». США и СССР оказывали военно-политическую и экономическую помощь, которая прочно привязывала страну – получателя к стране-донору. Стремительный развал колониальной системы создавал Советскому Союзу благоприятные условия для активизации своей деятельности в «третьем мире». В 1957-1964гг. руководство СССР подписало свыше 20 различных соглашений с развивающими странами.
Третий мир (развивающиеся страны) — те страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран без свободного рынка (Второй мир).
Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года[1]. Изначально он относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО), ни ко Второму миру (Варшавский договор).
Страны «третьего мира» зачастую использовали антисоветскую или антиамериканскую риторику в целях, весьма далеких от тех, которые провозглашались на словах. Для них важно было получить собственную пользу и выгоду!
Война во Вьетнаме — один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, оставивший заметный след в культуре и занимающий существенное место в новейшей истории США и Вьетнама.
Все боевые действия в Юго-Восточной Азии, проходившие с конца 1950-х годов и до 1975 года, известны как Вторая индокитайская война.
Войну можно разделить на несколько периодов:
Партизанская война в Южном Вьетнаме (1955—1964).
Полномасштабное военное вмешательство США (1965—1973).
Завершающий этап войны (1973—1975).
Но есть ещё одно событие – это Вьетнамская война про которую вы прочитаете дома с.196-197. Можно использовать дополнительную литературу. Обратите внимание на выставку.
Итог урока: Рефлексия:
Как называется 3 цикл «холодной войны» ?
Что такое холодная война?
Какие основные события мы изучили?
Выставление оценок:
«5» - те кто работал с документами, сумели выделить главное…
«4» за работу на уроке, но недостаточно аргументированные факты.
Спасибо за урок!