СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Мцыри- романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 8 классе в конце изучения поэмы "Мцыри"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Мцыри- романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Удобенская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области



Открытый урок литературы в 8 классе.

Учитель: Сидорова Оксана Викторовна





«Мцыри-романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова»




Цель:

- ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.


Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.


Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).


Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.


Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1)
Литература- прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, поэма, рассказ-

Вы учите их- они учат вас!

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).Слайды2-10

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности. Слайды 11-13

3.Включение в деловой ритм.

Чтение притчи о двух снежинках:

Шел снег. Было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружились в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки, и одна снежинка сказала весело:

- Какое невероятное ощущение полета!

-Мы не летим, а просто падаем,- грустно ответила вторая.

-Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!

-нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

-Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно!- сказала первая.

-Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, возражала ей вторая. Наконец им надоело спорить.

Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.


4.Создание проблемной ситуации:

- О чем вы подумали?

- Для чего создан человек?



5.Операционно- деятельностный этап.


На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы и ее основным содержанием.

(Выступление учеников с сообщениями: Печёнкин Артём, Сапельников Иван, Королькова Виктория) Слайды 16-18

Наше внимание сразу привлек главный герой поэмы - Мцыри. Как мы его охарактеризовали?

Ответ ученика: Мы назвали Мцыри романтическим героем, свободным и сильным духом. Его могучий дух не позволяет ему смириться с монастырским пленом. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.

Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь.

Учитель: Верно, но сразу возникает вопрос, почему эти три дня были так важны для Мцыри, важнее целой жизни, проведенной в монастыре?

Ответ на этот вопрос поможет нам глубже понять характер романтического героя и раскрыть идейное содержании поэмы.

Обратимся к анализу ключевых сцен в судьбе Мцыри.


6.Анализ переломных моментов в судьбе героя.

- Как вы думаете, почему поэма написана в форме исповеди, что такое исповедь? Слайды 19-20

- Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть его внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» — обращается он к монаху), (покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов).

Прочитаем отрывок, 3 главка:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?

Дудкина Виктория Слайды 21-22

- Что за страсть владела душой Мцыри?

- Он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями.

- Давайте прочитаем главку 6:

Бойматова Севинч Слайды 23-24

Итак, юноша рассказывает о том, что он увидел на воле. 

-Для чего, как вы думаете?

-Какой прием использует автор?

Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

- Итак, почему же Мцыри не хотел оставаться в монастыре? - отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой».

Что значит свобода для Мцыри? – смысл жизни, сама жизнь.

Где оказывается Мцыри, вырвавшись из монастыря? – его окружает природа. (гл. 8)

- Какой предстает перед нами природа? Всегда ли она союзник Мцыри? (гл. 15)

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

Но, верь мне, помощи людской

Я не желал... Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил - клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

 Слайд 25 Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание любить и быть любимым. (Слайд14)

Евтешина Ева

Вывод:. Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели.

« Я цель одну- пройти в родимую страну в душе имел и превозмог страданья голода как мог…»

Слайд 27  Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы. 

Нестерова Алина, Некрасова Карина (Слайд15)

 Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? 

Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.

Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.

Чем является эпизод боя с барсом в композиционной структуре поэмы? – кульминацией. 

-Почему? Кем был барс для Мцыри? - враг, равный по смелости, быстроте решений, единственный и последний в этом мире странствий, чьи смертельные объятья он сравнивает с дружескими.

Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? - упоение честной борьбой, полное слияние с природой, радость, торжество победы.

Что потрясло Мцыри после окончания битвы? – возвращение к монастырю-тюрьме:


Вопрос: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким? 

Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил». 

Вопрос: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри? 

Ответ: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой». 

Возвращаемся к эпиграфу Что такое счастье? Был ли счастлив Мцыри?(слайд17

Так какова же тема произведения? - судьба романтического героя — сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу.

А идея? - заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Мцыри – романтический герой? Докажите.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?


Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

8.Составление синквейна по теме «Мцыри»


Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.


9. Домашнее задание:
1.Заполнить диаграмму «Фишбоун».

2. Определить средства выразительности в поэме
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава .

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

-Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки ,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!