Цель: - ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Задачи: 1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме. 2. Развивать навыки аналитической работы с текстом. 3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы. Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна. Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа). Планируемые результаты Ученики научатся: - характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников; -комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками; - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); - координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе. Тип урока: урок формирования знаний. Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»). Ход урока 1.Организационный момент Слайд 1) Литература- прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, поэма, рассказ- Вы учите их- они учат вас! 2. Актуализация знаний - На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).Слайды2-10 Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности. Слайды 11-13 3.Включение в деловой ритм. Чтение притчи о двух снежинках: Шел снег. Было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружились в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки, и одна снежинка сказала весело: - Какое невероятное ощущение полета! -Мы не летим, а просто падаем,- грустно ответила вторая. -Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало! -нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут. -Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно!- сказала первая. -Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, возражала ей вторая. Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама. 4.Создание проблемной ситуации: - О чем вы подумали? - Для чего создан человек? 5.Операционно- деятельностный этап. На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы и ее основным содержанием. (Выступление учеников с сообщениями: Печёнкин Артём, Сапельников Иван, Королькова Виктория) Слайды 16-18 Наше внимание сразу привлек главный герой поэмы - Мцыри. Как мы его охарактеризовали? Ответ ученика: Мы назвали Мцыри романтическим героем, свободным и сильным духом. Его могучий дух не позволяет ему смириться с монастырским пленом. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык. Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. Учитель: Верно, но сразу возникает вопрос, почему эти три дня были так важны для Мцыри, важнее целой жизни, проведенной в монастыре? Ответ на этот вопрос поможет нам глубже понять характер романтического героя и раскрыть идейное содержании поэмы. Обратимся к анализу ключевых сцен в судьбе Мцыри. 6.Анализ переломных моментов в судьбе героя. - Как вы думаете, почему поэма написана в форме исповеди, что такое исповедь? Слайды 19-20 - Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть его внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» — обращается он к монаху), (покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов). Прочитаем отрывок, 3 главка: «Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь; Но людям я не делал зла, И потому мои дела Немного пользы вам узнать, А душу можно ль рассказать? Дудкина Виктория Слайды 21-22 - Что за страсть владела душой Мцыри? - Он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. - Давайте прочитаем главку 6: Бойматова Севинч Слайды 23-24 - Итак, юноша рассказывает о том, что он увидел на воле. -Для чего, как вы думаете? -Какой прием использует автор? Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. - Итак, почему же Мцыри не хотел оставаться в монастыре? - отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой». - Что значит свобода для Мцыри? – смысл жизни, сама жизнь. - Где оказывается Мцыри, вырвавшись из монастыря? – его окружает природа. (гл. 8) - Какой предстает перед нами природа? Всегда ли она союзник Мцыри? (гл. 15) Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста. Моя кружилась голова; Я стал влезать на дерева; Но даже на краю небес Все тот же был зубчатый лес. Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею росой... Но, верь мне, помощи людской Я не желал... Я был чужой Для них навек, как зверь степной; И если б хоть минутный крик Мне изменил - клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык. Слайд 25 Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание любить и быть любимым. (Слайд14) Евтешина Ева Вывод:. Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. « Я цель одну- пройти в родимую страну в душе имел и превозмог страданья голода как мог…» Слайд 27 Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы. Нестерова Алина, Некрасова Карина (Слайд15) Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы. Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. - Чем является эпизод боя с барсом в композиционной структуре поэмы? – кульминацией. -Почему? Кем был барс для Мцыри? - враг, равный по смелости, быстроте решений, единственный и последний в этом мире странствий, чьи смертельные объятья он сравнивает с дружескими. - Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? - упоение честной борьбой, полное слияние с природой, радость, торжество победы. - Что потрясло Мцыри после окончания битвы? – возвращение к монастырю-тюрьме: Вопрос: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким? Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил». Вопрос: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри? Ответ: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой». Возвращаемся к эпиграфу Что такое счастье? Был ли счастлив Мцыри?(слайд17 - Так какова же тема произведения? - судьба романтического героя — сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу. - А идея? - заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. - Мцыри – романтический герой? Докажите. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Какими романтическими чертами обладает Мцыри? Предполагаемые ответы. 1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы. 2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие. 3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один. 4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. 5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя. 8.Составление синквейна по теме «Мцыри» Пример. Мцыри Свободолюбивый, страстный, Страдает, мечтает, борется, Стремится увидеть родину, слиться с природой- Романтический герой. 9. Домашнее задание: 1.Заполнить диаграмму «Фишбоун». 2. Определить средства выразительности в поэме Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава . Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. -Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки ,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. (См. приложение 2). |