Муниципальное общеобразовательное учреждение «Степанщинская СОШ»
Урок
на тему: «О чём шепчет ручеёк?»
(в рамках всероссийской акции: «Вода и здоровье»)
\
Воскресенск 2019г.
Тема: «О чём шепчет ручеёк?».
Цель:
Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;
Задачи урока:
Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор , презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.
Ход урока
Орг момент
Вы пришли сюда ….. (учиться)
Не лениться , а …..( трудиться)
Работать как? ( старательно)
А слушать как? ( внимательно)
Если хочешь отвечать …( руку не забудь поднять)
Если спросят …. ( надо встать, громко, четко отвечать)
II. Мотивация деятельности.
– Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав загадку:
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать.
О себе она сказала бы так: Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?
Д: Это вода.
Э: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? ( На доске карточки со словами Вода – это)
Д: - Вода – это жидкость.
- Вода бывает горячая и холодная.
- В воде можно купаться.
Э: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду называют природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.
III. Работа по теме урока.
Э: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.
Знакомство с понятием «исследователь»
Э: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает , кого называют исследователями?
Д: Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.
Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.
Э: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.
Э: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.
(Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя).
Э: А как вы думаете, что будет предметом исследования?
Д: Вода
Э: И так ребята поделитесь на две исследовательские лаборатории, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.
План работы нашего исследования ( на доске)
Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.
Наблюдение за распространением воды в природе.
Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа.
Опыт №1
1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.
Э: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?
Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.( Дети демонстрируют)
Э: Почему?
Д: Она текуча.
Э: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – жидкость.
Опыт №2
Э: Всегда ли она жидкая?
Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?
( Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)
Э: Какой сделаем вывод?
Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Опыт№3
Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь, это старший работник научной лаборатории Кислякова Ира. Она проведет практическую работу. Давайте понаблюдаем. (Нагревание в форфоровой чашке воды)
Что произошло с водой ?
Э: Куда делась вода?
Д: Вода превратилась в пар.
Э: Какой сделаем вывод?
Д: Вода – это пар, газ.
Э: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)
Э: Хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические умения. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. ( Звучит музыка, ребята садятся на свои места)
Э: Внимание на доске второй вопрос.
2) Распространение воды в природе
Э: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.
Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
Э: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …
Д: Ледники, снег, лёд, град.
Э: Вода в природе в газообразном состоянии – это …
Д: Облака, туман, тучи.
(Слайд круговорот воды природы)
Э: давайте перейдем к третьему вопросу.
3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека
(Слайд земля)
Э: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется Земля?
Д: Голубой
Э: А почему?
Д: Потому что это вода.
Э: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли.
Но в морях и океанах вода какая?
Д: Соленая
Э: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.
Значение воды для растений
(стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка)
Опыт 4.
– А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют).
– У воды очень важная роль в питании растения. Откуда берут пищу растения? (Из воздуха – СО2).
– Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества.
– У вас на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).
Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?
Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.
Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.
Э: А где мы используем воду?
Конкурс «Где мы используем воду»
– В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много.
Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
– Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? Напишите.(1 минута)
(Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».)
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 л ( + 45 туалет ) |
Купание | 40 л (ванна) + 150 л (душ) |
Приготовление пищи | 5 л |
Мытье посуды | 10 л |
Стирка | 15 л |
Мытье полов, окон | 50 л |
Поливка цветов, огорода | 100 л |
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
Э: Значит, вода – это…?
Д: Вода – это жизнь.
Э: Зачем мы должны мыться, закаляться?
Д: Чтобы быть здоровыми.
Э: Значит вода – это?
Д: Вода – это здоровье.
Э: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции, где получают электричество.
Значит вода – это?
Д: Вода – это друг и помощник человека.
Э: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.
Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
IV. Физ.минутка
Э: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее друг другу. Ребята говорят пожелания друг другу.
V. Продолжение работы по теме урока.
Э: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому вопросу..
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Э: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!
Сказка про рыбака.
Рыбак: Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
Леску в воду отпустил
Друг: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друг: Какую? Может, рыбку золотую?
Рыбак: Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь: В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак: Что же делать? Как нам быть?
Соберу- ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
Э: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
Игра «Хорошо-плохо»
Рассматривается ситуация:
Директор завода | Речной царь |
Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо (дети радуются) | Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо (гибнет всё живое) |
Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться – это хорошо | Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо. |
– Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей?
– Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?
1) Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями.
2) Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки.
3) Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).
- Да, ребята, с каждым годом истощаются ресурсы Мирового океана: в его воды попадают речные стоки, несущие разнообразные отходы, нечистоты, минеральные удобрения. Особый урон водной среде приносит нефть.
Ее обычно перевозят морским путем с помощью танкеров. Взрывы и аварии на танкерах, к сожалению, нередкое явление. Катастрофа одного супертанкера загрязняет воду в такой степени, как это мог бы сделать весь морской флот еще какие-нибудь полстолетия тому назад.
- Сейчас, ребята, вы попробуете провести работу по ликвидации последствий аварии.
1. Ставим таз с водой - это наш «океан».
2. Заселяем «океан» - (опускаем в него игрушки).
3. Спускаем «танкер» с нефтью на воду (от пластиковой бутылки отрезаем дно, заполняем растительным маслом).
4. Имитируем нефтяную аварию (создаем штормовые условия, раскачиваем емкость).
5. Приступаем к ликвидации аварии:
а) пытаемся собрать нефть с помощью ложек, древесных опилок, ватных тампонов;
б) очищаем природные объекты (птиц, рыб) от нефти с помощью стирального порошка, шампуня, питьевой соды (для этого используем тарелки с ватными тампонами).
- А теперь, ребята, посмотрим, какую воду мы с вами пьем.
Известно, что человек в день потребляет примерно 2,5 л воды, а за 70 лет жизни - примерно 65 тонн.
Для того чтобы человек мог использовать воду для питья, ее сначала очищают. Стадии очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.)
Опыт 5. В два стакана помещаем песок, глину, поваренную соль, добавляем воду и размешиваем стеклянной палочкой. Получили раствор. Один стакан оставляем для отстаивания частиц смеси. Из второго стакана раствор фильтруем. На бумажном фильтре остались глина и песок, а прозрачный раствор - в стакане. Берем из стакана прозрачный раствор (это наша питьевая вода) пипеткой и капаем несколько капель на предметное стекло, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даем воде испариться. На предметном стекле остается белое кристаллическое вещество - соль.
(Дети фильтруют воду)
Ученики делают вывод: питьевая вода - это смесь веществ.
- Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворимые соли, но в некоторых случаях и вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры (демонстрируется бытовой фильтр).
У: Как ещё человек загрязняет воду?
Д: Бросает мусор, моет машины.
Э: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.
Чистить берега рек и озёр.
Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.
Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.
Сажать деревья около водоёмов.
Э: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит
« Экономно»? Давайте посмотрим видео.
(Видео «Как правильно экономить воду»)
Э: Кто мне скажет, где и как мы должны экономить воду?
Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкости.
Экономить воду при стирке.
Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.
Надо учить всех плотно закрывать краны.
Э: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.
Э: Давайте подведём итог.
VI. Итоговое обобщение.
Э: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
Пусть на земле не умирают реки,
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них на веки,
Студёная и чистая вода.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Э: На этом наш урок закончен.
Д: До свидания!