СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "О чем шепчет ручеек?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся о свойствах воды,  выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "О чем шепчет ручеек?"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Степанщинская СОШ»







Урок

на тему: «О чём шепчет ручеёк?»

(в рамках всероссийской акции: «Вода и здоровье»)

















\






Воскресенск 2019г.


Тема: «О чём шепчет ручеёк?».

Цель:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор , презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться , а …..( трудиться)

Работать как? ( старательно)

А слушать как? ( внимательно)

Если хочешь отвечать …( руку не забудь поднять)

Если спросят …. ( надо встать, громко, четко отвечать)


II. Мотивация деятельности.

– Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав  загадку:


На свете нет ее сильнее, 
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать, 
И на коне не обогнать.

О себе она сказала бы так: Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?

Д: Это вода.


Э: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? ( На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

- Вода бывает горячая и холодная.

- В воде можно купаться.

Э: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду называют природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III. Работа по теме урока.

Э: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

Э: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает , кого называют исследователями?


Д: Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Э: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

Э: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

(Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя).

Э: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода


Э: И так ребята поделитесь на две исследовательские лаборатории, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.


План работы нашего исследования ( на доске)

Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

Наблюдение за распространением воды в природе.

Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.


Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

Э: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.( Дети демонстрируют)

Э: Почему?

Д: Она текуча.

Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

Э: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

( Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь, это старший работник научной лаборатории Кислякова Ира. Она проведет практическую работу. Давайте понаблюдаем. (Нагревание в форфоровой чашке воды)


Что произошло с водой ?

Э: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

Э: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

Э: Хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические умения. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. ( Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

Э: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

Э: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

Э: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

Э: Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)


Э: давайте перейдем к третьему вопросу.

3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

(Слайд земля)

Э: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется Земля?

Д: Голубой

Э: А почему?

Д: Потому что это вода.

Э: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли.


Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

Э: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.


Значение воды для растений

(стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка)

Опыт 4.

– А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют).
– У воды очень важная роль в питании растения. Откуда берут пищу растения? (Из воздуха – СО2).
– Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества. 
– У вас на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).

Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?


Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.

Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.


Э: А где мы используем воду?

Конкурс «Где мы используем воду»

– В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много.
Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. 
– Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? Напишите.(1 минута)

(Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».)

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л)

Умывание

10 л ( + 45 туалет )

Купание

40 л (ванна) + 150 л (душ)

Приготовление пищи

5 л

Мытье посуды

10 л

Стирка

15 л

Мытье полов, окон

50 л

Поливка цветов, огорода

100 л


Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

Э: Значит, вода – это…?

Д: Вода – это жизнь.

Э: Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д: Чтобы быть здоровыми.

Э: Значит вода – это?

Д: Вода – это здоровье.

Э: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции, где получают электричество.

Значит вода – это?

Д: Вода – это друг и помощник человека.

Э: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.

Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

IV. Физ.минутка

Э: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее друг другу. Ребята говорят пожелания друг другу.


V. Продолжение работы по теме урока.

Э: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому вопросу..

Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Э: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!

Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг: Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

Соберу- ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

Э: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.


Игра «Хорошо-плохо»

Рассматривается ситуация:

Директор завода

Речной царь

Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо (дети радуются)

Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо (гибнет всё живое)

Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться – это хорошо

Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо.

– Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей?
– Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?

1) Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями.
2) Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки. 
3) Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).

- Да, ребята, с каждым годом истощаются ресурсы Мирового океана: в его воды попадают речные стоки, несущие разнообразные отходы, нечистоты, минеральные удобрения. Особый урон водной среде приносит нефть.

Ее обычно перевозят морским путем с помощью танкеров. Взрывы и аварии на танкерах, к сожалению, нередкое явление. Катастрофа одного супертанкера загрязняет воду в такой степени, как это мог бы сделать весь морской флот еще какие-нибудь полстолетия тому назад.

- Сейчас, ребята, вы попробуете провести работу по ликвидации последствий аварии.

1. Ставим таз с водой - это наш «океан».

2. Заселяем «океан» - (опускаем в него игрушки).

3. Спускаем «танкер» с нефтью на воду (от пластиковой бутылки отрезаем дно, заполняем растительным маслом).

4. Имитируем нефтяную аварию (создаем штормовые условия, раскачиваем емкость).

5. Приступаем к ликвидации аварии:

а) пытаемся собрать нефть с помощью ложек, древесных опилок, ватных тампонов;

б) очищаем природные объекты (птиц, рыб) от нефти с помощью стирального порошка, шампуня, питьевой соды (для этого используем тарелки с ватными тампонами).


- А теперь, ребята, посмотрим, какую воду мы с вами пьем.

Известно, что человек в день потребляет примерно 2,5 л воды, а за 70 лет жизни - примерно 65 тонн.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья, ее сначала очищают. Стадии очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.)

Опыт 5.  В два стакана помещаем песок, глину, поваренную соль, добавляем воду и размешиваем стеклянной палочкой. Получили раствор. Один стакан оставляем для отстаивания частиц смеси. Из второго стакана раствор фильтруем. На бумажном фильтре остались глина и песок, а прозрачный раствор - в стакане. Берем из стакана прозрачный раствор (это наша питьевая вода) пипеткой и капаем несколько капель на предметное стекло, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даем воде испариться. На предметном стекле остается белое кристаллическое вещество - соль.

(Дети фильтруют воду)

Ученики делают вывод: питьевая вода - это смесь веществ.

- Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворимые соли, но в некоторых случаях и вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры (демонстрируется бытовой фильтр).


У: Как ещё человек загрязняет воду?

Д: Бросает мусор, моет машины.

Э: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.

Чистить берега рек и озёр.

Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

Сажать деревья около водоёмов.

Э: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

« Экономно»? Давайте посмотрим видео.

(Видео «Как правильно экономить воду»)

Э: Кто мне скажет, где и как мы должны экономить воду?

Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкости.

Экономить воду при стирке.

Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

Надо учить всех плотно закрывать краны.

Э: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.

Э: Давайте подведём итог.


VI. Итоговое обобщение.

Э: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки,

Студёная и чистая вода.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

Э: На этом наш урок закончен.

Д: До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!