Учитель: Рейнова В.М.
Предмет: химия
Класс: 8
Дата проведения:
Урок №40
Тема урока: «Оксиды: состав, классификация, номенклатура»
Цель урока: сформировать у обучающихся представления о классе оксидов, их названии и классификации.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью;
- экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
Базовые исследовательские действия:
- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
- умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий.
Предметные УУД:
– повторить, углубить и обобщить знания обучающихся о свойствах основных и кислотных оксидов; привести в систему знания обучающихся о классификации оксидов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, мультимедиа средства.
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
Провести «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.
Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово.
По горизонтали:
1. Название элемента, имеющего относительную атомную массу 35,5
2. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 58 а.е.м.
3. Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
4. Назовите науку о веществах и их превращениях
5. Он с погодной стужей дружит,
Иногда лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то срочно нужен …
6. Назовите элемент, в названии которого спрятались названия сразу двух животных и находится он между 32 и 34 химическим элементом.
Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради.
3. Мотивирование на учебную деятельность
Галерея изображений «Оксиды вокруг нас» предназначена для мотивации учащихся к изучению темы урока, поскольку показывает, что оксиды присутствуют в разных областях нашей жизни.
Включите видеоряд.
После просмотра обсудите с учащимися, где они могут встретиться с оксидами в повседневной жизни.
Опционально. Расскажите о применении некоторых оксидов – углекислого газа и оксида кальция.
Ресурс: https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451 .
4
. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД).
Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь
А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом.
На экране формулы (H2O; KI; HCI; HNO3)
Например:
водород кислородович;
калий йодович;
водород хлорович;
водород азотович трехкислов
Назовите приведённые ниже формулы оксидов по международной номенклатуре:
CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3
Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).
Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.
CO - оксид углерода (II)
CO2 - оксид углерода (IV)
Задание Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S. (FeO - оксид железа (II), Fe2O3 - оксид железа (III), SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI)).
Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.
Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды.
Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)
Ресурс: https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451:
Данный модуль содержит два электронных образовательных материала: задание «Классификация оксидов» и задание «Получение и химические свойства основных и кислотных оксидов». Электронный образовательный материал предназначен для индивидуальной или групповой работы. Задание «Получение и химические свойства оксидов» может использоваться как основа для объяснения материала учителем, а также служить средством организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении нового материала.
Предложите учащимся познакомиться с материалом задания. Акцентируйте их внимание не необходимости сделать в тетрадях записи о характерных химических свойствах основных и кислотных оксидов.
Классификация оксидов. Кейсы по работе с информацией:
https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451.
5. Проверка первичного усвоения
В данном модуле содержится два обучающих анимационных ролика: «Как выполнить задание на определение возможности протекания химических реакций с участием оксидов?» и «Как выполнить задание на составление возможных уравнений химических реакций на примере химических свойств оксидов?».
Обе анимации предназначены для фронтальной работы.
Ресурс: https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451.
6. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Развитие функциональной грамотности В данном модуле дано одно диагностическое задание, направленное на проверку усвоения знаний учащихся о взаимодействии оксидов с водой. Задание может выполняться как фронтально, так и индивидуально. Ресурс: https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451.
7. Физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На доске будет написана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, NO2, О2 , Н3PО4
8. Диагностика, самодиагностика
Задание Распределите приведённые формулы оксидов по группам – основные, кислотные, амфотерные: K2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, MgO, P2O5, ZnO, CO2,
9. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Задание№1 Химические «крестики-нолики»
CO | MgO | P2O5 |
Na2O | CO2 | CaO |
K2O | Al2O3 | Fe2O3 |
Укажите оксиды неметаллов: Укажите оксиды металлов:
CO | MgO | P2O5 |
Na2O | CO2 | CaO |
K2O | Al2O3 | SO3 |
Задание№2 «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Запишите формулы указанных оксидов, распределите по группам – кислотные и основные оксиды.
Задание№3 «Химическое домино»
Выданы карточки, на которых записано : Mg, O2, SO4, H2, O3, Fe2, O, Ca, C O, Al2, O3, CO3, Si Составьте формулы оксидов и назовите вещества.
10. Домашнее задание:
Выполнить диагностическую работу из трёх вопросов-заданий с открытым ответом
Ресурс: https://lesson.edu.ru/lesson/b77198d7-0ff1-43ff-9afa-a217fbd49451.
11. Рефлексия
Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на доске записаны следующие фразы:
Меня удивило….
Я задумался…
У меня возник вопрос… Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.
7