СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "«Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)» (9 класс)"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать знания об оксидах углерода.

Планируемые результаты:

 Личностные

 - понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью;

 - экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

 - умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

Базовые исследовательские действия:

 - умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

 - приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:

 - умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 - умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 - умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий.

Предметные УУД:

– углубить и обобщить знания о углекислом газе, угарном газе, рассмотреть химические свойства, способы получения и применении углекислого газа и угарного газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "«Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)» (9 класс)"»

Учитель: Рейнова В.М.

Предмет: химия

Класс: 9

Дата проведения:

Урок №36

Тема: Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)

Цель урока: сформировать знания об оксидах углерода.

Планируемые результаты:

Личностные

- понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью;

- экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

Базовые исследовательские действия:

- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:

- умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий.

Предметные УУД:

– углубить и обобщить знания о углекислом газе, угарном газе, рассмотреть химические свойства, способы получения и применении углекислого газа и угарного газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .


Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, раствор HCl, раствор Ca(OН)2, мел, пробирки, деревянная лучинка.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II Актуализация опорных знаний

Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.

О каком соединении идет речь?

Назовите формулу.

Запишите тему урока: «Углекислый газ».

III. Мотивирование на учебную деятельность

Что вы уже знаете о углекислом газе?

Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?

Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?

- физические свойства

- химические свойства

- получение

- применение

- значение


IV. Изучение нового материала

Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания помещений?

Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.

Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3

Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?

На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.

Запишите в тетрадях: «Способы получения углекислого газа».

Обсудим и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?

Предполагают.

Записывают реакции в тетрадь.

Обжиг известняка, угля

CaCO3  t=1200˚C CaO + CO2

C + O2 CO2


Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.

Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?

Как же мы определим его наличие?

Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?

Проверим, как относится СО2 к горению.

(демонстрационный эксперимент «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует?

Лучинка тухнет

В стакане есть углекислый газ,

он не поддерживает горение.

Переходим к химическим свойствам СО2

К каким оксидам относится СО2 и почему?


К кислотным,

т.к. растворяясь в воде

образует кислоту.


Давайте предположим, с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.

Записывают в тетрадь:

- с основанием (щелочами)

- с основным оксидом

- с солями (более слабых кислот)

- помутневшей известковой водой


Загрязнение атмосферы

Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие газы могут стать причиной «кислотного дождя»?

Отметьте два верных варианта ответа.

 СО

 SO2

 NH3

 NО2

 CH4

Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди».

Это явление возникает, когда в атмосфере содержится значительное количество газов, способных взаимодействовать с водяными парами и образовывать капельки растворов сильных кислот, которые попадают на землю в виде дождя. Выпадение «кислотных дождей» чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью.

V. Физкультминутка


VI. Первичное закрепление нового знания. Применение изученного материала

Развитие функциональной грамотности Получение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика). Составьте схемы, характеризующие способы получения оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) в лаборатории и промышленности. - https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b

Таблица. Сравнение состава, строения молекул и физических свойств оксидов углерода (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика) - https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b

VII. Систематизация знаний и умений

Вставьте пропущенные слова в текст, описывающий области применения оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). (ЭОР) - Динамическая инфографика, 3D-графика – https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b

VIII. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Диагностика, самодиагностика (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика) - https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b

IX. Домашнее задание:

§ 34 изучить, стр. 123 №1, рассмотреть вопрос «Круговорот углерода в природе». Подготовить презентацию (по желанию).

X. Подведение итогов урока, рефлексия:

1. Что нового я узнал сегодня на уроке

2. Что вызвало у меня удивление

3. я понял, что…

4. было интересно…

5. было трудно…

6. я научился…

7. теперь я могу…





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!