Учитель: Рейнова В.М.
Предмет: химия
Класс: 9
Дата проведения:
Урок №36
Тема: Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)
Цель урока: сформировать знания об оксидах углерода.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью;
- экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
Базовые исследовательские действия:
- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
- умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий.
Предметные УУД:
– углубить и обобщить знания о углекислом газе, угарном газе, рассмотреть химические свойства, способы получения и применении углекислого газа и угарного газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, раствор HCl, раствор Ca(OН)2, мел, пробирки, деревянная лучинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II Актуализация опорных знаний
Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.
О каком соединении идет речь?
Назовите формулу.
Запишите тему урока: «Углекислый газ».
III. Мотивирование на учебную деятельность
Что вы уже знаете о углекислом газе?
Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?
Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?
- физические свойства
- химические свойства
- получение
- применение
- значение
IV. Изучение нового материала
Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания помещений?
Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.
Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3
Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?
На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.
Запишите в тетрадях: «Способы получения углекислого газа».
Обсудим и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?
Предполагают.
Записывают реакции в тетрадь.
Обжиг известняка, угля
CaCO3 t=1200˚C→ CaO + CO2
C + O2 → CO2
Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.
Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?
Как же мы определим его наличие?
Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?
Проверим, как относится СО2 к горению.
(демонстрационный эксперимент «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует?
Лучинка тухнет
В стакане есть углекислый газ,
он не поддерживает горение.
Переходим к химическим свойствам СО2
К каким оксидам относится СО2 и почему?
К кислотным,
т.к. растворяясь в воде
образует кислоту.
Давайте предположим, с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.
Записывают в тетрадь:
- с основанием (щелочами)
- с основным оксидом
- с солями (более слабых кислот)
- помутневшей известковой водой
Загрязнение атмосферы
Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Какие газы могут стать причиной «кислотного дождя»?
Отметьте два верных варианта ответа.
СО
SO2
NH3
NО2
CH4
Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди».
Это явление возникает, когда в атмосфере содержится значительное количество газов, способных взаимодействовать с водяными парами и образовывать капельки растворов сильных кислот, которые попадают на землю в виде дождя. Выпадение «кислотных дождей» чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление нового знания. Применение изученного материала
Развитие функциональной грамотности Получение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика). Составьте схемы, характеризующие способы получения оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) в лаборатории и промышленности. -
https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b Таблица. Сравнение состава, строения молекул и физических свойств оксидов углерода (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика) - https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b
VII. Систематизация знаний и умений
Вставьте пропущенные слова в текст, описывающий области применения оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). (ЭОР) - Динамическая инфографика, 3D-графика – https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b
VIII. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Диагностика, самодиагностика (ЭОР. Динамическая инфографика, 3D-графика) -
https://lesson.edu.ru/lesson/52a1e7be-12c9-4a16-8953-4d1cec58396b IX. Домашнее задание:
§ 34 изучить, стр. 123 №1, рассмотреть вопрос «Круговорот углерода в природе». Подготовить презентацию (по желанию).
X. Подведение итогов урока, рефлексия:
1. Что нового я узнал сегодня на уроке
2. Что вызвало у меня удивление
3. я понял, что…
4. было интересно…
5. было трудно…
6. я научился…
7. теперь я могу…
6