СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Питание и разные источники энергии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии составлен для учащихся старших классов. питание и получение энергии, химическая и солнечная энергия пищи.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Питание и разные источники энергии"»

У рок биологии для 6го и 7го классов. Тема: «Питание организмов и разные источники энергии.» Кадилова Халимат Хакимовна – учитель биохимии МКОУ «Уралинская СОШ» 2018г.

У рок биологии для 6го и 7го классов.

Тема: «Питание организмов и разные источники энергии.»

Кадилова Халимат Хакимовна – учитель биохимии МКОУ «Уралинская СОШ»

2018г.

Цель:  выяснить сущность процесса питания живых существ и получения энергии. Методы: комбинированный - частично – поисковый, наглядно – словестный, исследовательский. Формы работы: рассказ, беседа, работа в группах, выполнение исследовательской работы и составление таблиц, схем. Оборудование: компьютер, проектор, доска  интерактивная, презентация, раздаточный материал.   Мотивация учебной деятельности: пословицы, поговорки про еду и важности ее. Актуализация опорных знаний учащихся: Что такое питание? Какие способы питания вы знаете? Что организм получает вместе с пищей? Задачи: Образовательные: усвоение учащимися понятий - питание и способы получения энергии, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме; Развивающие: совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы; Воспитательные: совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.

Цель:  выяснить сущность процесса питания живых существ и получения энергии.

  • Методы: комбинированный - частично – поисковый, наглядно – словестный, исследовательский.
  • Формы работы: рассказ, беседа, работа в группах, выполнение исследовательской работы и составление таблиц, схем.
  • Оборудование: компьютер, проектор, доска интерактивная, презентация, раздаточный материал.
  •   Мотивация учебной деятельности: пословицы, поговорки про еду и важности ее.
  • Актуализация опорных знаний учащихся: Что такое питание? Какие способы питания вы знаете? Что организм получает вместе с пищей?
  • Задачи:
  • Образовательные: усвоение учащимися понятий - питание и способы получения энергии, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
  • Развивающие:
  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные:
  • совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.
Всем доброго дня!  Желаю приятно провести время

Всем доброго дня!

Желаю приятно провести время

Объясните смысл поговорок :   - “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. Ответ:  Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало. - “Хорошо поел – словно шубу надел”. Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему? Ответ : При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию. -Сущность жизни и свойства живого.

Объясните смысл поговорок :

  • - “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”.

Ответ:  Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.

  • - “Хорошо поел – словно шубу надел”.
  • Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему?
  • Ответ : При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию. -Сущность жизни и свойства живого.
Что такое питание?

Что такое питание?

Какие способы питания вы знаете?

Какие способы питания вы знаете?

Экологическая классификация живых существ

Экологическая классификация живых существ

продолжим   Перечислите основные группы организмов, которые образуют трофическую цепь экосистемы. Чем консументы первого и второго порядка отличаются от редуцентов? Какую роль в пищевых цепях играют редуценты? Чем редуценты отличаются от детритофагов? Приведите примеры. Могут ли биогеоценозы существовать без продуцентов? Ответ обоснуйте. Как можно на практике использовать знания об экологической структуре экосистем? Обсудите с друзьями проблему экологического равновесия и передачи вещества и энергии в системе продуценты – консументы – редуценты. Как человек участвует в этой передаче?

продолжим

  • Перечислите основные группы организмов, которые образуют трофическую цепь экосистемы.
  • Чем консументы первого и второго порядка отличаются от редуцентов?
  • Какую роль в пищевых цепях играют редуценты?
  • Чем редуценты отличаются от детритофагов? Приведите примеры.
  • Могут ли биогеоценозы существовать без продуцентов? Ответ обоснуйте.
  • Как можно на практике использовать знания об экологической структуре экосистем?
  • Обсудите с друзьями проблему экологического равновесия и передачи вещества и энергии в системе продуценты – консументы – редуценты. Как человек участвует в этой передаче?
Исследовательская работа:  «Полезные вещества в пище»  план выполнения:   Введение.  Цели и задачи исследования.  Теоретическая часть.  Практическая часть.  Выводы, заключение.  Список литературы.

Исследовательская работа: «Полезные вещества в пище» план выполнения:

  • Введение. Цели и задачи исследования. Теоретическая часть. Практическая часть. Выводы, заключение. Список литературы.
Введение.   Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.  Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность, как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни. Биологическое значение питания для организма многогранно:

Введение.

  • Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.
  • Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность, как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.
  • Биологическое значение питания для организма многогранно:
пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата; пища поставляет организму «материал для строительства» - пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми; пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности; пища играет информационную роль : она служит для организма химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
  • пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
  • пища поставляет организму «материал для строительства» -
  • пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;
  • пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности;
  • пища играет информационную роль : она служит для организма
  • химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
Цели и задачи исследования.  Мы поставили цель: выяснить, в какой степени организм людей обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.  Задачи нашей работы: Провести исследование среди учащихся и учителей нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д. По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей и учителей разных возрастных групп. Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.
  • Цели и задачи исследования.
  • Мы поставили цель: выяснить, в какой степени организм людей обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.
  • Задачи нашей работы:
  • Провести исследование среди учащихся и учителей нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д.
  • По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей и учителей разных возрастных групп.
  • Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.
  • Теоретическая часть.
  • Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь человека без них невозможна. Особенно велика их роль в построении костной ткани. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном.
  • Обычно их делят на две группы: микроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S), содержащиеся в пище в относительно больших количествах, и микроэлементы (Fe, Zn, Cu, I, F и др.), концентрация которых невелика. Рассмотрим некоторые химические элементы подробнее.
  • 1. Кальций - основа костной системы, поддерживает равновесие ионов в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно - сосудистой системах, активизирует деятельность ряда важных ферментов.
  • 2. Магний - участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом.
  • 3 . Натрий - участвует в создании буферности крови, регуляции кровяного давления, водного обмена, активизации пищеварительных ферментов, регуляции нервной и мышечной ткани.
  • 4. Калий - регулирует кислотно-щелочное равновесие крови. Участвует в передаче нервных импульсов, активирует работу ряда ферментов. Проявляет защитные свойства против избытка натрия и нормализует кровяное давление. Усиливает выделение мочи.
  • 1. Железо - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Лучше усваивается из животных продуктов.
  • 2. Цинк - входит в состав инсулина и некоторых ферментов. Обеспечивает рост и половое созревание. Дрожжи усиливают его усвоение.
  • 3. Йод - участвует в образовании гормона тироксина (щитовидная железа). При длительном хранении и тепловой обработки продукта значительная часть йода теряется.
  • 4. Фтор - входит в состав зубной эмали. Основная часть потребности удовлетворяется за счет воды.
  • Минеральные вещества (за исключением пищевой соли) в большинстве случаев составляет 0,7 – 1,5% съедобной части пищевых продуктов. При переработке пищевого сырья, как правило, происходит уменьшение количества минеральных веществ.

Витамины.

  • Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности и питания, времени года.
  • Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.).
  • Витамин А входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
  • Витамин С – аскорбиновая кислота, участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
  • Витамин D - это группа родственных веществ, необходимых для роста костей (способствуют усвоению кальция и фосфора).
  • Витамины группы В:
  • Витамин В1, его производное, тиаминпирофосфат (кокарбоксилаза) входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
  • Витамин В9, фолиевая кислота и родственные соединения, ее производное, тетрагидрофолиевая кислота, входит в состав ферментов, участвующих в важнейших синтетических процессах, в том числе в процессе кроветворения.
  • Витамин В12 - группа родственных веществ (кобаламинов), входят в состав ферментов, участвующих во многих важных процессах синтеза и распада веществ, в том числе в процессе кроветворения.
Практическая часть.     Мы проведем социологическое исследование среди учителей и учащихся нашей школы разных возрастных групп: в 6, в 7, в 8 классах, всего около 40 человек. Был предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об обеспеченности организма элементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 7 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.   Тест на обеспеченность магнием. Примеры вопросов, которые были предложены школьникам: Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией? Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках? Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п. Получим следующий результат. В 6 классе % опрошенных не обеспечены магнием, в 7 – %, в 8 классе – % учителя и учащихся испытывают нехватку этого минерала.  

Практическая часть.

Мы проведем социологическое исследование среди учителей и учащихся нашей школы разных возрастных групп: в 6, в 7, в 8 классах, всего около 40 человек. Был предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об обеспеченности организма элементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 7 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.

 

  • Тест на обеспеченность магнием.
  • Примеры вопросов, которые были предложены школьникам:
  • Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?
  • Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?
  • Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п.
  • Получим следующий результат. В 6 классе % опрошенных не обеспечены магнием, в 7 – %, в 8 классе – % учителя и учащихся испытывают нехватку этого минерала.

 

Тест на обеспеченность калием.  Примеры вопросов: Страдаете ли вы мышечной слабостью? Повышено ли у вас давление? Занимаетесь ли вы спортом? и др. Получим следующий результат. Калием не обеспечены: в 6 классе – %, в 7 – %, в 8 – %.   Тест на обеспеченность кальцием . Примеры вопросов: Бывает ли у вас аллергия? Ежедневно ли вы выпиваете молоко? Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др. Тест на обеспеченность витаминами группы «А».  Примеры вопросов: Страдаете ли вы «куриной слепотой»? Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции? Курите ли вы? и др.
  • Тест на обеспеченность калием.
  • Примеры вопросов:
  • Страдаете ли вы мышечной слабостью?
  • Повышено ли у вас давление?
  • Занимаетесь ли вы спортом? и др.
  • Получим следующий результат. Калием не обеспечены: в 6 классе – %, в 7 – %, в 8 – %.
  •  
  • Тест на обеспеченность кальцием .
  • Примеры вопросов:
  • Бывает ли у вас аллергия?
  • Ежедневно ли вы выпиваете молоко?
  • Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др.
  • Тест на обеспеченность витаминами группы «А».
  • Примеры вопросов:
  • Страдаете ли вы «куриной слепотой»?
  • Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?
  • Курите ли вы? и др.
  Тест на обеспеченность витаминами группы «В».  Примеры вопросов: Легко ли вы раздражаетесь? Часто ли вы испытываете стресс? Едите ли вы мясо? и др. Тест на обеспеченность витамином «D».  Примеры вопросов: Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца? Едите ли вы грибы? Часто ли вы бываете на солнце? И т.п. Тест на обеспеченность витамином «С».  Примеры вопросов: Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям? Как часто вы едите свежие овощи и фрукты? Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.

 

  • Тест на обеспеченность витаминами группы «В».
  • Примеры вопросов:
  • Легко ли вы раздражаетесь?
  • Часто ли вы испытываете стресс?
  • Едите ли вы мясо? и др.
  • Тест на обеспеченность витамином «D».
  • Примеры вопросов:
  • Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца?
  • Едите ли вы грибы?
  • Часто ли вы бываете на солнце? И т.п.
  • Тест на обеспеченность витамином «С».
  • Примеры вопросов:
  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
  • Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
  • Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.
Полученные результаты

Полученные результаты

Заключение.   Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов и витаминов, мы можем рекомендовать им включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.   Продукты, наиболее богатые минералами: Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д. Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты, семечки и т.д. Кальцием – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.  

Заключение.

 

  • Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов и витаминов, мы можем рекомендовать им включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.
  •  
  • Продукты, наиболее богатые минералами:
  • Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д.
  • Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты, семечки и т.д.
  • Кальцием – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.
  •  
Продукты, наиболее богатые витаминами:   Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь. Витамином В – творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень. Витамином С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль. Витамином D – растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.  

Продукты, наиболее богатые витаминами:

  • Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь.
  • Витамином В – творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень.
  • Витамином С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль.
  • Витамином D – растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.
  •  
Список используемой литературы.   Ресурсы интернета: http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма . http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС

Список используемой литературы.

  • Ресурсы интернета:
  • http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма .
  • http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
  • Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  • Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
  • Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС
Анализ урока:  рефлексия

Анализ урока: рефлексия

Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству…  Домашнее задание: Дописать исследовательскую работу; Разобрать и выучить конспект в тетради;

Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству… Домашнее задание:

  • Дописать исследовательскую работу;
  • Разобрать и выучить конспект в тетради;
Пока !

Пока !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!