Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Питание и разные источники энергии"»
У рок биологии для 6го и 7го классов.
Тема: «Питание организмов и разные источники энергии.»
Кадилова Халимат Хакимовна – учитель биохимии МКОУ «Уралинская СОШ»
2018г.
Цель: выяснить сущность процесса питания живых существ и получения энергии.
- Методы: комбинированный - частично – поисковый, наглядно – словестный, исследовательский.
- Формы работы: рассказ, беседа, работа в группах, выполнение исследовательской работы и составление таблиц, схем.
- Оборудование: компьютер, проектор, доска интерактивная, презентация, раздаточный материал.
- Мотивация учебной деятельности: пословицы, поговорки про еду и важности ее.
- Актуализация опорных знаний учащихся: Что такое питание? Какие способы питания вы знаете? Что организм получает вместе с пищей?
- Образовательные: усвоение учащимися понятий - питание и способы получения энергии, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
- Развивающие:
- совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы;
- Воспитательные:
- совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.
Всем доброго дня!
Желаю приятно провести время
Объясните смысл поговорок :
- - “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”.
Ответ: Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.
- - “Хорошо поел – словно шубу надел”.
- Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему?
- Ответ : При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию. -Сущность жизни и свойства живого.
Что такое питание?
Какие способы питания вы знаете?
Экологическая классификация живых существ
продолжим
- Перечислите основные группы организмов, которые образуют трофическую цепь экосистемы.
- Чем консументы первого и второго порядка отличаются от редуцентов?
- Какую роль в пищевых цепях играют редуценты?
- Чем редуценты отличаются от детритофагов? Приведите примеры.
- Могут ли биогеоценозы существовать без продуцентов? Ответ обоснуйте.
- Как можно на практике использовать знания об экологической структуре экосистем?
- Обсудите с друзьями проблему экологического равновесия и передачи вещества и энергии в системе продуценты – консументы – редуценты. Как человек участвует в этой передаче?
Исследовательская работа: «Полезные вещества в пище» план выполнения:
- Введение. Цели и задачи исследования. Теоретическая часть. Практическая часть. Выводы, заключение. Список литературы.
Введение.
- Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.
- Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность, как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.
- Биологическое значение питания для организма многогранно:
- пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
- пища поставляет организму «материал для строительства» -
- пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;
- пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности;
- пища играет информационную роль : она служит для организма
- химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
- Цели и задачи исследования.
- Мы поставили цель: выяснить, в какой степени организм людей обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.
- Задачи нашей работы:
- Провести исследование среди учащихся и учителей нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д.
- По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей и учителей разных возрастных групп.
- Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.
- Теоретическая часть.
- Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь человека без них невозможна. Особенно велика их роль в построении костной ткани. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном.
- Обычно их делят на две группы: микроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S), содержащиеся в пище в относительно больших количествах, и микроэлементы (Fe, Zn, Cu, I, F и др.), концентрация которых невелика. Рассмотрим некоторые химические элементы подробнее.
- 1. Кальций - основа костной системы, поддерживает равновесие ионов в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно - сосудистой системах, активизирует деятельность ряда важных ферментов.
- 2. Магний - участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом.
- 3 . Натрий - участвует в создании буферности крови, регуляции кровяного давления, водного обмена, активизации пищеварительных ферментов, регуляции нервной и мышечной ткани.
- 4. Калий - регулирует кислотно-щелочное равновесие крови. Участвует в передаче нервных импульсов, активирует работу ряда ферментов. Проявляет защитные свойства против избытка натрия и нормализует кровяное давление. Усиливает выделение мочи.
- 1. Железо - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Лучше усваивается из животных продуктов.
- 2. Цинк - входит в состав инсулина и некоторых ферментов. Обеспечивает рост и половое созревание. Дрожжи усиливают его усвоение.
- 3. Йод - участвует в образовании гормона тироксина (щитовидная железа). При длительном хранении и тепловой обработки продукта значительная часть йода теряется.
- 4. Фтор - входит в состав зубной эмали. Основная часть потребности удовлетворяется за счет воды.
- Минеральные вещества (за исключением пищевой соли) в большинстве случаев составляет 0,7 – 1,5% съедобной части пищевых продуктов. При переработке пищевого сырья, как правило, происходит уменьшение количества минеральных веществ.
Витамины.
- Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности и питания, времени года.
- Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.).
- Витамин А входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
- Витамин С – аскорбиновая кислота, участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
- Витамин D - это группа родственных веществ, необходимых для роста костей (способствуют усвоению кальция и фосфора).
- Витамины группы В:
- Витамин В1, его производное, тиаминпирофосфат (кокарбоксилаза) входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
- Витамин В9, фолиевая кислота и родственные соединения, ее производное, тетрагидрофолиевая кислота, входит в состав ферментов, участвующих в важнейших синтетических процессах, в том числе в процессе кроветворения.
- Витамин В12 - группа родственных веществ (кобаламинов), входят в состав ферментов, участвующих во многих важных процессах синтеза и распада веществ, в том числе в процессе кроветворения.
Практическая часть.
Мы проведем социологическое исследование среди учителей и учащихся нашей школы разных возрастных групп: в 6, в 7, в 8 классах, всего около 40 человек. Был предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об обеспеченности организма элементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 7 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.
- Тест на обеспеченность магнием.
- Примеры вопросов, которые были предложены школьникам:
- Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?
- Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?
- Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п.
- Получим следующий результат. В 6 классе % опрошенных не обеспечены магнием, в 7 – %, в 8 классе – % учителя и учащихся испытывают нехватку этого минерала.
- Тест на обеспеченность калием.
- Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы мышечной слабостью?
- Повышено ли у вас давление?
- Занимаетесь ли вы спортом? и др.
- Получим следующий результат. Калием не обеспечены: в 6 классе – %, в 7 – %, в 8 – %.
-
- Тест на обеспеченность кальцием .
- Примеры вопросов:
- Бывает ли у вас аллергия?
- Ежедневно ли вы выпиваете молоко?
- Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др.
- Тест на обеспеченность витаминами группы «А».
- Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы «куриной слепотой»?
- Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?
- Курите ли вы? и др.
- Тест на обеспеченность витаминами группы «В».
- Примеры вопросов:
- Легко ли вы раздражаетесь?
- Часто ли вы испытываете стресс?
- Едите ли вы мясо? и др.
- Тест на обеспеченность витамином «D».
- Примеры вопросов:
- Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца?
- Едите ли вы грибы?
- Часто ли вы бываете на солнце? И т.п.
- Тест на обеспеченность витамином «С».
- Примеры вопросов:
- Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
- Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
- Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.
Полученные результаты
Заключение.
- Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов и витаминов, мы можем рекомендовать им включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.
-
- Продукты, наиболее богатые минералами:
- Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д.
- Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты, семечки и т.д.
- Кальцием – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.
-
Продукты, наиболее богатые витаминами:
- Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь.
- Витамином В – творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень.
- Витамином С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль.
- Витамином D – растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.
-
Список используемой литературы.
- Ресурсы интернета:
- http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма .
- http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
- Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
- Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС
Анализ урока: рефлексия
Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству… Домашнее задание:
- Дописать исследовательскую работу;
- Разобрать и выучить конспект в тетради;
Пока !