СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему : Политическая жизнь России после Манифеста Николая 2"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает тему урока.Урок состоит из разнообразных форм.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему : Политическая жизнь России после Манифеста Николая 2"»

9 класс, История России

По учебнику История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров.

Тема урока: «Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года». (§5).


Цель урока: рассмотреть развитие политической жизни в Российской империи после принятия Манифеста 17 октября 1905 года.


Задачи урока:


Образовательная: углубить знания учащихся о политических партиях начала 20 века, рассмотрев их основные идеи.


Воспитательная: продолжать развивать у учащихся уважительное отношение к истории своей страны, на примере политической борьбы за гражданские права в начале 20 века.


Развивающая: продолжать развивать у учеников умение работать с учебником, а также умение работать в группе и отстаивать свою точку зрения.


Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование урока: доска, мел, учебник, раздаточный материал (карточки).


План урока:

  1. Политические партии в начале 20 века.

  2. Реформа государственного строя.

  3. 1 и 2 государственные Думы.


















Этап

урока

Действие учителя

Действие учеников

1 этап

Орг.

Момент

1 мин.


2 этап

Пров.

Дом.

Зад.

12 мин.






















































































3 этап

Нов.

Тема

20 мин.

Здравствуйте, садитесь.

Староста, кто в классе отсутствует?




На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Первая русская революция». Давайте вспомним основные моменты изученной темы.

2 человека садятся на первую парту и отвечают на вопросы по карточкам.


А пока ребята отвечают на вопросы по карточкам у доски нужно рассказать о причинах революции и о её начале (рабочие, крестьянские выступления и выступления в армии).















Что провозглашал Манифест 17 октября 1905 года? Записывают их в тетрадь.



















Что вы можете сказать о значении Манифеста?

Значение Манифеста:

  1. образование политических партий в России;

  2. складывание парламентаризма;

  3. Ограничение самодержавной власти царя;

ОФОРМИТЬ В ВИДЕ СХЕМЫ



Что вы можете сказать о расколе в обществе после издания Манифеста?







Расскажите о декабрьском восстании в Москве?

























Итак, волнения 1905 года обернулись для России десятками жертв + экономический ущерб + разрушены культурные ценности России.

В целом 1905 год обнажил все противоречия Российской империи начала 20 века.



Переходим к новой теме, записывайте её в тетрадь.

Тема: «Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 года».


В западной Европе либеральные, консервативные и социалистические партии складывались на протяжении 18-19 веков, что нельзя сказать о России, поскольку у нас эти партии складывались за довольно короткий промежуток времени в начале 20 века.


В начале 20 века возникали различные консервативные партии, их называют ещё правыми.

Сейчас по этому направлению мы с вами заполним таблицу по группам.
















2 человека садятся на первую парту и отвечают на вопросы по карточкам.

1 человек отвечает у доски.

Причины революции:

  1. нерешённость рабочего вопроса;

  2. нерешённость крестьянского вопроса;

  3. нерешённость межнационального вопроса;

  4. противоречие внутри правительства (Витте и Плеве);

углубление разрыва между развитым индустриальным и архаичным аграрным секторами.



Манифест провозглашал:

- введение демократических свобод;

- Создание Государственной Думы;

- расширение круга избирателей;

- объявлялось о создании нового государственного органа – Совета министров во главе с Председателем (для объединения деятельности ведомств, т.к. до этого каждый министр подчинялся непосредственно царю.

- император требовал прекращения беспорядков.


Записывают эти положения в тетрадь.












Общество разделилось на сторонников чёрной (охранительной, как во времена Минина и Пожарского) и красной (революционной) сотни.



7 декабря 1905 г. Московский Совет рабочих депутатов в своем печатном органе «Известия» объявил о начале новой политической стачки и последующем восстании. Москва покрылась баррикадами, которые вытянулись по всей линии Садового кольца, блокировав городские власти.

Это восстание удалось подавить только через 5 дней силами гвардейских Семёновского и Ладожского полков.

Восстание в Москве поставило всю Россию перед угрозой гражданской войны. Многочисленные волнения прокатились и по другими городам России.












Записывают новую тему в тетрадь.










Работают в группах,


заполняют таблицу и готовят выступление.



Назва-

ние

Учреди-

тельный

съезд

Лидеры


Состав

Числен-

ность

Основные идеи

Либералы

Консти-

Туцион-но демо-

Кратич-

Еская

Партия

КАДЕТЫ











































































Союз 17 октября (октябристы)


































































Партии социали-

Стической

Ориентации

(левые)

Рос. Социал-демократич.

Раб. Партия

РСДРП

На 2-ом съезде партия разделилась на большевиков во главе с Лениным и меньшивиков во главе с Плехановым и Мартовым
























































Партия социа-листов – революционеров

Эсеры



























































Консерва-

Тивные партии (правые)

Русское собрание;

Русская монархическая партия; Союз русского народа (с 1905) и Союз Михаила Архангела (с 1907 г.)













12-18 сентября

1905 г.

В Москве















































































Сразу после принятия

Манифеста
































































1 съезд в 1898 гю в Минске, программа партии выработана на 2-ом съеде в 1903 г. В Брюсселе, а затем в Лондоне































































В 1902 году






























































Союз русского народа (с 1905) и Союз Михаила Архангела (с 1907 г.)
















Милюков

Пав. Ник.

Павел и Пётр Долгору-

Ковы, князь Шаховский












































































Гучков

Александр Ив.


































































Ленин, Плеханов, Мартов








































































Чернов В.М.






























































Союз русского народа –Дубровин, Пурешкевич









Интелеге-

ция, круп. Землевлад., предприни-

матели














































































Коупн. Предпри-

Ниматели, финан

-систы, помещики































































Интелеген., студенты, учащиеся,

Рабочие







































































В основном сельская и городская интелегенция, учащиеся



























































Дворяне, крестьяне, мелкие торговцы, рабочие

70 тыс.


















































































80 тыс.




































































150-170 тыс.









































































60 тыс.































































410 тыс.


Гражданские свободы:

- отмену сословных различий;

- установление равенства перед законом всех российских граждан вне зависимости от пола, вероисповедания, национальности;

- свобода совести (выбор религии) и вероисповедание);

- отделение церкви от государств;

- отмена цензуры, свобода печати, собраний, союзов;

- неприкосновенность личности и жилища;

Государственное устройство:

за парламентскую монархию по английскому образцу (король царствует, но не правит)

народный орган будет наделён всей полнотой власти;

- за всеобщие, прямые, равные выборы;

Национальный вопрос:

- за сохранение государственного единства России;

- за автономию царства Польского и восстановление конституции Финляндии;

Рабочий вопрос:

- предоставление рабочим права собраний, стачек и создание союзов;

- 8-ми часовой рабочий день;

- сокращение сверхурочных работ, запрет на привлечение к ним женщин и подростков;

Аграрный вопрос:

- за отмену выкупных платежей;

- наделение малоимущих крестьян за счёт монастырских и церковных. Частично за счёт помещичьих земель в счёт компенсации;

- организация земельного кредита и переселение.




Гражданские свободы:

- введение гражданских свобод и равноправия граждан;

- вмешательство масс в политику не допускалось.

Государственное устройство:

За реформы сверху

- за установление конституционно-монархического строя с сохранением титула «самодержавец»;

Национальный вопрос:

- за единое и неделимое Российское государство;

- против предоставления автономии отдельным частям, кроме Финляндии;

Рабочий вопрос:

- предоставление рабочим права собраний, стачек и создание союзов;

- 8-ми часовой рабочий день;

- сокращение сверхурочных работ, запрет на привлечение к ним женщин и подростков;

Аграрный вопрос:

- свобода выхода крестьян из общины;

-разрешение проблемы малоземелья крекстьян за счёт государственных и удельных земель, а также за счёт помещечьего землевладения за справедливое вознаграждение;

-учреждение Государственного банка поземельного кредита.






Гражданские свободы:

- диктатура пролетариата;

Государственное устройство:

- свержение царского самодержавия и установление демократической республики;

Национальный вопрос:

-признавали право на самоопределение за всеми нациями;

- оговаривала возможность для национальных меньшинств получать образование на родном языке, использовать его на ровне с русским во всех гос. органах;

Рабочий вопрос:

- 8-ми часовой раб.день;

- введение гарантированного минимума зарб. платы.;

Страхование рабочих за счёт государства и хозяев;

Аграрный вопрос:

Программа минимум:

- возвращение крестьянам отрезков;

- отмена выкупных платежей;

- отмена круговой поруки;

Программа максимум:

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

- национализация земли – передача её в собственность государства (большевики);

- меньшивики за социализацию земли.









Гражданские свободы:

- за установление

Демократических свобод;

Государственное устройство:

- за свержение самодержавия и установление демократической республики;

Национальный вопрос:

- сторонники федерации – широкий автономии для областей и общин, как городских, так и сельских;

- за национальными регионами признавали право на самоопределение, но только для Польши и Финляндии;

Рабочий вопрос:

- за расширение прав рабочих;

Аграрный вопрос:

- требование социализации земли, т.е. отмены частной собственности на землю без выкупа;

- передача земли в общенародное достояние без права купли-продажи;

Распределение земли в пользование по трудовой норме;

- сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом.






Гражданские свободы:

Может не выдвигали

Государственное устройство:

За сохранение монархии в неизменном виде.

Национальный вопрос:

- Против самоопределения какой-либо нации;

Рабочий вопрос:

Не рассматривали

Аграрный вопрос:

- отвергали конфискацию помещичьей земли;

- за укрепление крестьянских хозяйств;

Увеличение крестьянских наделов за счёт переселение крестьян и добровольного отчуждение помещичьих земель за вознаграждение.

































































































































4 этап

Закре-

Пление

5 мин.








5 этап

Подве-

Дение итогов


6 этап

Дом.

Зад.


Манифест 17 октября 1905 года провозгласил создание Думы. Разработка проекта Думы была поручена Булыгину, именно он назвал Думу Государственной Думой.гос.Совет получил статус верхней палаты, а Гос. дума – нижней.

Выборы в государственную Думу не были не прямыми, не всеобщими и не равными. Из выборов гос. Думу исключались женщины, военные и мужчины моложе 25 лет. 11 декабря 1905 г. для выборов создавались четыре курии из­бирателей-землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Избирательного права оказалась лишена значи­тельная часть населения — женщины, военнослужащие, муж­чины моложе 25 лет и др. Один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. зем­левладельцев. Это давало очевидные преимущества состоя­тельным слоям населения.

И хотя за императором сохранялись высшее государственное управление, руководство внешней полити­кой, право объявления войны и заключения мира, а также вер­ховное командование вооруженными силами, назначение выс­ших чиновников, включая министров и др., никакой закон не принимался отныне без одобрения Думы. Между сессиям* правительство могло издавать законы, но впоследствии они должны были утверждаться Думой, депутаты которой избира­лись на 5-летний срок.

27 апреля 1 Дума собрана, прошла 1-ая сессия.

Победу одержали кадеты, которые стали играть руководящую роль в Думе.

Заседания проводились в Таврическом дворце графа Потёмкина.

Через несколько дней возникает первая фракция «трудовики» - выступали за решение земельного вопроса.

Кадеты попытались повлиять на крестьян, поэтому они создали «Проект 42», в котором предлагали наделить крестьян землёй.

В противовес «Проекту 42» трудовики преподносят «Проек 104»- в котором предлагали наделение крестьян землёй по трудовой норме, за уравнительное распределение земли между крестьянами и помещиками.

Появился ещё и «Проект 33» - отмена частной собственности.

Власти это не нравиться, она хочет разогнать Думу, но не знает как.

Пошли на хитрость. Типография распустила слух, что Дума была распущена ещё 2 дня назад. Это делалось для того, чтобы проверить реакцию народа. Народ особо не взбунтовался, узнав о роспуске в Думе, зато сами депутаты объявили протест и уехали в Выборг, где опубликовали «Выборгское воззвание», в котором призывали народ не платить налоги и не призываться в армию.

За это депутаты были осуждены. И власть приняла закон, по которому люди, которые попадали под суд не имели права быть депутатами. Т.е. эти люди уже не могли стать депутатами.

За 72 дня работы Думы она приняла только 2 решения:

  1. ассегнование 50 млн. руб. на нужды голодающим, но Дума одобрила только 15 млн.;

  2. закон об отмене смертной казни.

Т.Е. реальных дел народ не видел.

2 Государственная Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., по своему составу оказалась даже левее I Думы благодаря участию в выборах революционных партий, большевиков и эссеров.

Кадеты, задававшие тон в I Государственной Думе, утратили главенствующие позиции. Исходя из печального опыта, они выдвинули лозунг бережения Думы, т.е. призывали депутатов избегать ситуаций, чреватых досрочным роспуском народного представительства. Однако их тактика не спасла Думу, которая также была разогнана правительством.

И вновь основным пунктом расхождений стал аграрный во­прос. Левые и либералы в Думе не могли отказаться от требо­ваний отчуждения в той или иной форме помещичьих земель. Особенно активно за безвозмездное распределение всех земель между крестьянами выступали трудовики — беспартийные де­путаты, представлявшие крестьянство. Правительство же не шло в этом вопросе ни на какие уступки.

1 июня 1907 г. против членов социал-демократической фрак ции были выдвинуты обвинения в подготовке восстания с цел ьк I установления республики. Через два дня, 3 июня 1907 г., II Госу­дарственная Дума была распущена и опубликован новый изби­рательный закон. В два раза уменьшалось число выборщиков от крестьян и рабочих, резко ограничивались избирательные права национальных меньшинств. Это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот. С роспуском II Думы революция завершилась. В стране возникла политиче­ская система, получившая название третьеиюньскои монархии. Правительству удалось силовыми методами справиться с революционным движением, однако было очевидно, что без коренных реформ, и прежде всего в аграрной сфере, обществу не избежать новых потрясений.




  1. чем объяснялся быстрый процесс возникновения партий в начале 20 века?

  2. Сравните состав 1 и2 Гос. Дум. Какие изменения в нём произошли и почему?

На стр. 52 учебника











§5, записи в тетради, подготовка к дебатам

Слушают рассказ учителя






























Записывают дату в тетрадь.




Записывают название проектов, кто предлагал и основные идеи.























































































2) во второй Думе больше левых, т.к. в первой они отказались участвовать, т.е. при формировании второй Думы под правительственные чистки они не попались.





I вариант.

1. Тесты.

1.Кто из государственных деятелей был сторонником капиталистической модернизации России?

а) Витте;

б) Горемыкин;

в) Коковцев.

2. Какая форма монополистических объединений доминировала в промышленности
России в нач. XX в.?

а) синдикат;

б) трест;

в) концерн.

3. За что Николай II прозван народом "кровавым"?

а) за события на Ходынском поле;

б) за события 9 января 1905 г.;

в) за русско-японскую войну.


4. На территории какого государства был заключен Портсмутский мир?

а) Англии;

б) Китая;
в)США.

5. Расставьте в хронологической последовательности события русско -японской войны:

а) Ляоянское сражение,

б) Цусимское сражение,

в) Мукденское сражение,

г) падение Порт -Артура,


6. Причины русско-японской войны?


II вариант. I. Тесты.

1. Строительство Транссибирской железной дороги в России началось:

а) в 1889г.;

б) в 1891 г.;

в) в 1896г.

2. Что побудило Россию активизировать внешнюю политику на Дальнем
Востоке в конце XIX - нач. XX вв.?

а) угроза русским территориям со стороны США и Японии;

б) укрепить отношения с Китаем;

в) принять участие в территориальном разделе мира между ведущими державами.

3. Какие государства поощряли агрессию Японии на Дальний Восток, обещая ей
материальную и военную помощь?

а) Англия и США;

б) Австро-Венгрия и Германия;

в) Турция и Франция.

4. Как повлияли поражения русской армии в войне с Японией на внутриполитическое
положение в стране?

а) вызвали экономический кризис;

б) привели к более тесному единению царя и народа;

в) способствовали нарастанию революционного кризиса.


5. Причины поражения русской армии в русско-японской войне?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!