СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Топливно-энергетический комплекс России. Угольная промышленность"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятие о топливно-энергетическом комплексе, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями и проблемами, вызванными действием ТЭК.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Топливно-энергетический комплекс России. Угольная промышленность"»

Тема урока: «Топливно-энергетический комплекс России. Угольная промышленность.»


Цель урока: сформировать понятие о топливно-энергетическом комплексе, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями и проблемами, вызванными действием ТЭК.

Задачи:

образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия о топливных ресурсах и их использовании;

развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении , используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.


Ход урока


1.Организационный момент 2.Изучение новой темы

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) — совокупность отраслей экономики России, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой топливно-энергетических ресурсов, производством, транспортировкой и распределением электроэнергии (ЛЭП).

ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. Тепловая энергетика России достаточно хорошо обеспечена запасами органического топлива. Однако растут издержки добычи органического топлива, постепенно нарастают экологические проблемы. Себестоимость производства электроэнергии на атомных электростанциях примерно в два раза ниже, чем на электростанциях, использующих органическое топливо. Одна из важнейших стратегических задач страны, которую поставил президент в своём указе — сократить к 2020 году энергоёмкость отечественной экономики на 40 %. Для её реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.  Значение топливно-энергетического комплекса в хозяйстве нашей страны очень велико и не только потому, что он снабжает топливом и энергией все отрасли хозяйства, без энергии не возможен ни один вид хозяйственной деятельности человека, но и потому что этот комплекс является главным поставщиком валюты (40% — такова доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте России). Важным показателем, характеризующим работу ТЭК, является топливно-энергетический баланс (ТЭБ). Топливно-энергетический баланс — соотношение добычи различных видов топлива, выработанной из них энергии и использование их в хозяйстве. Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг. которого равна 7 тыс. ккал. При пересчете в условное топливо применяются так называемые тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива. Так, если 1 т. каменного угля приравнять к 1 т. условного топлива, коэффициент угля равен 1, нефти — 1,5, а торфа — 0,5.

Угольная промышленность  Запасы угля в России очень велики, но добыча намного дороже по сравнению с другими видами топлива. Поэтому после открытия крупнейших месторождений нефти и газа доля угля в топливном балансе сократилась. Уголь используется как топливо в промышленности и на электростанциях, а коксующийся уголь – как сырьё для чёрной металлургии и химической промышленности. Главными критериями оценки того или иного месторождения угля, являются — себестоимость добычи, способ добычи, качество самого угля, глубина и толщина пластов. Основные районы добычи сосредоточенны в Сибири (64%). Важнейшие угольные бассейны – Кузнецкий, Канско-Ачинский и Печорский. По запасам угля Россия занимает лидирующее положение в мире, энергетический потенциал угольной промышленности значительно превышает нефтяной.

Проблемы. Угольная промышленность находится в глубоком кризисе. Устарело и изношенно оборудование, уровень жизни населения угледобывающих районов крайне низок, экологическая ситуация очень неблагоприятна. 

Электроэнергетика – это авангардная отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП). Конечно, электроснабжение потребителей должно обеспечиваться с высокой степенью надежности. Но потребление электроэнергии неодинаково в различные часы суток, поэтому в разных частях России могут возникать  «пиковые» нагрузки. Однако огромная территория России позволяет использовать разницу во времени для переброски энергии. Именно для этого в России была создана единая энергетическая система.  

Энергосистема — это группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра

Большая часть районных энергосистем объединена в Единую энергосистему России. Каковы ее цели?...

  1. Надежное обеспечение энергией.

  2. Покрытие «пиковых» нагрузок.

3. Использование разницы во времени на территории России. Потребление электроэнергии в России Россия занимает 2-е место в мире после США по производству энергоресурсов и 3-е место в мире после США и Китая по внутреннему употреблению. Почти 40% первичных энергоресурсов России экспортируется. Производство электроэнергии – важнейший показатель по которому судят об уровне развития страны. Электроэнергия производится на электростанциях разного типа, которые отличаются технико-экономическими показателями и факторами размещения. Тепловые электростанции (ТЭС). 75% энергии, производится в России именно на таких станциях. Работают на разных видах топлива, строятся как в районах добычи сырья, так и у потребителя. Наибольшее распространение в стране получили ГРЭС — государственные районные электростанции, обслуживающие огромные территории. Другой вид ТЭС — теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), на которых помимо энергии вырабатывается тепло (горячая вода и пар). ТЭЦ строятся в крупных городах, поскольку передача тепла возможна только на небольшие расстояния. Гидроэлектростанции (ГЭС). Занимают 2 место в России по производству электроэнергии. Наша страна обладает большим гидроэнергетическим потенциалом, большая часть которого сосредоточенна в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. У ГЭС много достоинств: низкая себестоимость, высокая мощность, использование возобновимого вида энергетических ресурсов. На крупнейших реках: Волге, Енисее, Ангаре — построены каскады ГЭС. Атомные электростанции (АЭС). Очень эффективны, так как 1 кг. ядерного топлива заменяет 3000 кг. угля. Построены в районах, где потребляется много электроэнергии, а других энергоресурсов не хватает. В России работает 9 крупных АЭС: Курская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Ленинградская, Балаковская, Белоярская, Ростовская. Станции разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) в Единую энергосистему страны, позволяющую рационально использовать их мощности, снабжать потребителей.

А что можно сказать о потреблении электроэнергии?

Вывод: Потребление электроэнергии промышленностью - 52,4%, сельским хозяйством - 7,7%, транспортом - 6,9%, другими потребителями (в т.ч. ЖКХ) - 33%.

Какие Вы знаете виды электростанций: АЭС; ТЭС; ГЭС; ПЭС (приливные); ВЭС (ветровые); СЭС (солнечные); Станции всех типов оказывают значительное воздействие на окружающую среду. ТЭС загрязняют воздух, шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные площади. Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к заболачиванию земель. АЭС меньше всего воздействуют на природу при условии правильного строительства и эксплуатации. Важными проблемами, возникающими в ходе работы АЭС, являются обеспечение радиационной безопасности, а также хранение и утилизация радиоактивных отходов. Будущее за использованием нетрадиционных источников энергии — ветровой, энергии приливов, Солнца и внутренней энергии Земли. В нашей стране действует всего две приливные станции (в Охотском море и на Кольском полуострове) и одна геотермальная на Камчатке. 

Перспективы развития отрасли.

Каковы перспективы электроэнергетики России?

1. Необходимо шире использовать альтернативные источники энергии.

2. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.

3. Применять энергосберегающие технологии в экономике. Увеличение количества предприятий ТЭК оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, поэтому при строительстве требуется тщательная экспертиза проектов, а выбор места для них должен учитывать требованиям охраны окружающей среды. 

Закрепление изученного материала (10 минут)

Вопросы ТЭК:

1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

2. Относительно низкая стоимость строительства.

3. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

4. Возможность использования различных видов топлива.

5. Сильное загрязнение атмосферы.

6. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

7. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

8. Низкая себестоимость электроэнергии.

9. Высокие расходы на транспортировку топлива.

10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

А теперь сравните свои ответы и исправьте ошибки.


Тип электро-
станции

Преимущества

Недостатки

ТЭС

 2,4

 5,9

ГЭС

 8

 6,7

АЭС

 1

 3,10

Перечислить месторождения угольных ресурсов России (1 – Печорский, 2 – Кузнецкий, 3 – Иркутский, 4 – Донецкий, 5 – Подмосковный, 6 – Тунгусский, 7 – Канско-Ачинский, 8 – Ленский).

А теперь сдаем опорные конспекты, я их проверю и поставлю каждому оценку за сегодняшний урок.

Домашнее задание: § , письменное задание на выбор: 1) дать описание  любого типа электростанции (в виде таблицы, реферата, презентации), 2) ответить на вопросы в конце параграфа.

Рефлексия.

1. Понравился ли вам сегодняшний урок?

2. Понравилось ли, как вы работали на уроке? 3. Были ли какие-то затруднения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!