СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: “Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.”.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок “Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.” входит в курс всеобщей истории Древнего мира. Ассирийское государство в экономическом, военном, политическом, культурном отношениях в VIII-VII веках до н.э. по праву называют державой Передней Азии.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: “Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.”.»

Тема: “Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.”.

Цель: доказать учащимся, что Ассирийское государство в экономическом, военном, политическом, культурном отношениях в VIII-VII веках до н.э. по праву называют державой Передней Азии.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Что вы можете рассказать о Палестине?

  2. Подвиги и поступки каких людей нащли отражение в Библии?

  3. Почему израильтяне прославляют царя Давида?

  4. Каков характер взаимоотношений израильтян со своими соседями?

  5. Почему Иерусалим стал столицей?

  6. Почему при царе Соломоне государство иудеев достигло вершины своего могущества?

  7. В чем вы видите сильные и слабые стороны государства у иудеев?


Обобщение ответов: итак, установлено, что вновь возникшее государство иудеев в XIII веке прошло сложный путь в развитии, преодолевая сопротивление филистимлян и заключая союзы с Саввой и Египтом, став в итоге стабильным и мощным государством при царе Соломоне. Укреплению позиций государства способствовало также и возведение храма в Иерусалиме.


  1. Изучение нового материала

- Как вы думаете, мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?

(мог, если  Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - так называли  Древней Ассирию, а главный город -   Ниневию  городом крови…)

- Почему так называли государство, которое мы сегодня будем изучать? Какое отношение к этому государству? Кто так мог его называть?

- Посмотрите на карту. Здесь изображены цивилизации, которые мы уже  изучили. Вспомните их, назовите.

- И если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат.

- Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот.

как вы думаете, может ли река течь наоборот?

- Предположите,  почему египтяне так говорили?

( Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Египтяне не знали других рек, кроме Нила).

- Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия, государство, которого сегодня на карте нет, здесь территория современного Ирака.

- Какое слово в названии урока вас заинтересовало?

- Какое государство называется «держава»?

(на слайде приводятся  слова гимна РФ)

- Ассирия прожила яркую жизнь, сегодня этого государства на карте нет, здесь находятся Ирак и Иран.

- С чего мы начинаем изучать любое государство?

(с природных условий)


Проблемное задание: Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

- Сравните с природными условиями Египта и южного Междуречья.

- Какие еще природные особенности местности вы нашли?

(плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой)

Проблемное задание:

«В одной из гробниц египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет,  священный жук»

Предположите, почему так мало было железных изделий? (железо было редким и ценилось на вес золота)

- Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались ими?

( Это медь и бронза).

Проблемный вопрос:  меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад.

- Как вы думаете почему?

(медь встречается в природе в виде слитков и не ржавеет, а железо, если его бросить в землю – ржавеет и виде слитков не встречается).

Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь.

В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь.

- А для чего им это было нужно?

В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.

- Где еще ассирийцы широко использовали железо?

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Цари этой страны создали большое и могучее войско.  

- А для чего им нужно было большое войско?  

 (собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.)

 В 8-ом веке до н. э. Асси­рия имела самую многочисленную и сильную армию в мире. Состояла армия из нескольких родов войск.




Конница

Армия


Пехота легковооруженная



Пе­хота тяжелая

Колесницы







Пехота легковооруженная - с луками, пращами дротиками (короткими метательными копьями); пе­хота тяжелая — с копьями и мечами;

Ассирийцы первыми начали использовать конницу.

Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей?

(Ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно)   Конница становится важным родом войск.)

Ударную силу армии составляли колесницы с «экипажем» от двух до четырех человек.

Армия была хорошо вооружена и оснащена. Оборонительное вооружение делали из бронзы, наступательное — из железа. При осаде городов ис­пользовались тараны. В армии были переводчики и писцы, жрецы, прорицатели_(предсказатели будущего), музыканты. Важную роль играла разведка.

В общем, это была одна из самых крупных и хорошо организованных армий древнего мира.

Ассирийцы стремились заво­евать в первую очередь восточное побережье Сре­диземного моря (Тир, Сидон, Дамаск, Библ) — зем­ли, щедро одаренные природными богатствами, пе­рекресток торговых путей. Совершали они также походы на юг — в Египет, на север — в горную страну Урарту.

В результате завоевательных походов Ассирий­ская держава захватила огромную территорию от восточного берега Средиземного моря до Персид­ского залива. Раньше таких огромных государств не было.

 Покажите по карте территории, которые захватила Ассирия?  Какие известные вам страны завоевала Ассирия? 

Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.

- Давайте поработаем с историческими документами.

  • Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

- Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

  • Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

- Что можно сказать о завоевателях-ассирийцах?

  • В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689  году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы  никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

- Сделайте вывод, с какой целью ассирийский царь решил уничтожить Вавилон?

  • Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но  являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно, про стену Ниневии в 8-7 веках до н.э. говорили: «Та, которая своим  ужасным сиянием отбрасывает врага». Стены были выложены высотой 15-18 метров, в толщину 6 метров. Поверх они были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой».

- Для чего такие стены строили ассирийцы?


Столицей державы стал город Ниневия.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться. 

Обращает внимание на слайд «Возвращение царя из военного похода»

- Кто  изображен в центре картины?

- Как обращаются с побежденными?

(Это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!)

Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.

Проблемный вопрос: Вернемся к началу урока «Логовище льва на Тигре», «город крови». Как вы думаете, каким может быть будущее этой державы?

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

- Как вы думаете почему?

  Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?

После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон.

Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612году до н.э.

На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу.

  1. Подведение итогов

 Закончите предложения:

На уроке я…

Теперь я знаю ….

Еще хочу сказать ….

  1. Домашнее задание

§ 18 Р.т. зад. № 72, 74,76







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!