СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: " Декор предметов народного быта. Мезенская роспись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Искусство народной росписи - одно из самых ярких направлений области декоративного народного творчества. Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов."

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: " Декор предметов народного быта. Мезенская роспись"»


Тема урока:


«Декор предметов народного быта. Мезенская роспись»


(5 класс)






Учитель ИЗО

Бекурова М.А.

«Декор предметов народного быта»


Тема урока: « Мезенская роспись»


Программа по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского 5 класс,

Цель четверти: Формирование субъективной картины окружающего мира родной природы как источника художественных форм в народном искусстве


Задачи урока:


  • воспитание культуры восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства Мезени как формы отражения окружающего мира


  • развитие способности эмоционально-эстетического восприятия предметов Мезенского народного промысла


- формирование образного отражения природного мира в Мезенской росписи



Задачи по содержанию

Познакомить с историей народного творчества мастеров мезенской росписи;


Продемонстрировать традиционные элементы росписи по дереву в стиле мезенской росписи


Раскрыть специфику исполнения мезенской росписи


Результаты по содержанию

Знать:

  • историю народного творчества мастеров мезенской росписи;

  • традиционные элементы в стиле мезенской росписи

  • особенности исполнения мезенской росписи

( алгоритм работы)


Задачи по способу деятельности

Овладение умениями и навыками работы в стиле мезенской росписи


Результаты по способу деятельности

  • распознавать особенности мезенской росписи;

  • следовать алгоритму работы при составлении мезенской росписи

- выполнять эскизы предметов быта в стиле мезенской росписи



Структурные компоненты урока:


Завязка (12 мин.):

  • Выход на проблему: Значение народного декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека

Тема урока: Мезенская роспись. История возникновения и современное развитие промысла.

Кульминация (5 мин.) :

  • Осмысление темы урока и выход на самостоятельную работу учащихся

  • Выполнение упражнения по карточкам

Развязка (15 мин.):

  • Самостоятельная работа учащихся по созданию эскиза предмета с элементами мезенской росписи;

  • Выход на итог урока

Эпилог (8 мин) :

  • Выставка работ учащихся;

  • Подведение итогов урока с анализом усвоения темы (особенности мезенской росписи)


Послесловие (5 мин.):

Домашнее задание: Найти предметы. иллюстрации с использованием элементов мезенской и иной росписи,

проанализировать в чем их различие.

Оценка уроку (смайлики)

Уборка рабочего места


Драматургия урока:


Завязка

  • Организационный момент

  • Демонстрация деревянных предметов быта с росписью различных промыслов

Зрительный ряд:

  • Предметы (посуда, разделочные доски, сувениры, игрушки) с росписью в Городецком, Хохломском, Мезенском стиле )

  • Иллюстрации с предметами народных промыслов

  • Презентация «Декор предметов народного быта » Презентация (Слайд 1)

  • Актуализация темы урока и проблемы её решения с помощью зрительного и литературного рядов, наводящих (заводящих) вопросов:

-Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение)

-Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)

-Какие из них относятся к росписи по дереву? (Хохлома, Городец) (Слайд 2)

-Какими инструментами и материалами работают мастера (Слайд 3)

«Искусство народной росписи – одно из самых ярких направлений области декоративного народного творчества.»

-Какие виды росписи вам знакомы? (Хохлома, Городец), с каким предстоит познакомиться? (Мезенская роспись)

(Слайд 4)

-Определите тему нашего урока: «Мезенская роспись» (Слайд 5)

  • Что вы чувствуете, глядя на эти предметы?

  • В чем красота предметов быта может проявляться?

  • Какие особенности росписи связаны с миром природы?


Давайте сравним предметы и элементы росписи разных промыслов (Слайды 6-7) (Хохломская роспись)


Литературный ряд:

Стихи:


Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной -сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней наша Хохлома!


-Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

-Главный мотив этой росписи? (Растительный орнамент)


(Слайды 8-9) (Городецкая роспись)

Литературный ряд:

Стихи:

Есть на Волге город древний,

По прозванью- Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Краской яркого огня,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас маня.

Если взглянешь на дощечки,

Что пришли через века,

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы райские летают,

И розаны расцветают!


-Что это за диковинная роспись такая? (Городецкая)

-Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купавка)


(Слайд 10)

Литературный ряд :

Стихи:

Красные птицы под знаком звезды


На сундуке нарисованы.

Символы солнца, земли и воды

Древние в них зашифрованы.

 

Красных оленей стремительный бег

Остановил на мгновение

Мудрый художник — простой человек

В миг своего вдохновения.

 

Красные кони мезенских кровей,

Всадники в шляпах зеркальные,

Танец лебяжий, полет глухарей –

Славно рисунки наскальные



-А что вы можете сказать о Мезенской росписи? Какой она вам видится?

-Откуда она берет свое начало? (ответы детей)


  • Беседа с учащимися о возникновении и развитии Мезенского народного промысла:

Историческая справка. Рассказ ученика: 

«Город Мезен расположен на правом берегу реки Мезень в 45 км от Белого моря, и 215 км от Архангельска. Известен он как центр народного промысла – мезенской росписи по дереву. В некоторых местах ее называют палащельской потому, что ее родиной считается село Палащелье. (Слайд 11)

С тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в.»

«Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках . Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке.» (Слайд 12)

  Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках – петроглифах (Слайд 13)

В основном в прежние времена расписывали прялки. (Слайд 14)

«Прялка была своеобразным атрибутом девушек. (Слайд 15)

Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.

- В каждом доме прялка являлась очень ценным предметом, его бережно хранили и относились к ней с уважением.»



Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году (Слайд16)

«Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.»



Благодаря подписям на прялках, что уникально для крестьянского искусства, можно выделить семьи палащельских мастеров,: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. (Слайд 16).

В древние времена росписью занимались только мужчины, передавая это искусство в наследство из поколения в поколение. Нужно особо отметить, что каждая вещь с мезенской росписью – это пожелание добра, успеха, счастья.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище.


В наше время технология производства практически не отличается от той, что была много лет назад. Сначала из бересты или дерева изготовлялось само изделие, обычно это бытовые предметы: туески, лукошки, сувениры, короба и, конечно, прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой или красной глиной замешанной на смоле лиственницы с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета — черный и красный. (Слайд 18)


Несмотря на простоту элементов, роспись очень интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание этих знаков является древним способом письма. (Слайд 19)

Основными элементами являются изображения деревьев и цветов, птиц, оленей и коней дополненные спиралями и зигзагами, солярными знаками, узорами в косой клетке, ленточным орнаментом и сочетания прямых и волнистых линий. (Слайды 20-24)


Работа по карточкам:

-Я предлагаю вам использовать для работы деревянную палочку которая станет вашим инструментом для выполнения упражнения по карточкам.

Задание : Повторить рисунок в свободной клетке (Приложение 1.)

Самостоятельная работа


Физкультминутка:

Упражнение «Ванька-встанька»;

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.


Персонажи мезенской росписи-


-Красные кони

условный знак Солнца, его движения по небосводу .( Слайды 25-27)

-Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле.(Слайд 28)

- Уточки, гуси, лебеди
души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту. (Слайд 29)

- Мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком - знаком небесного мира. (Слайд 30)


«Характерная особенность мезенской росписи
наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.» (Слайд 31)



Предметы мезенских мастеров и сейчас густо украшены узором — звездами, крестиками, черточками. (Слайд 32).

Среди орнаментов схематичное изображение коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. (Слайд 33)

Все изображения как будто замерли на месте, но. Благодаря тому, что они много раз повторяются, кажется, что все находится в движении. (Слайд 34)


Музыкальный ряд:

  • Русские народные наигрыши (балалайка, гармонь) (Слайд 35)


Кульминация

Кристаллизация воображаемого образа росписи в мезенском стиле

Обобщение рассмотренного материала и выход на вариативное решение образа росписи в стиле Мезенского народного промысла


Критерии оценки выполняемой работы

- объём выполненного домашнего задания (рисунок (задание было дано на прошлом уроке), сообщения по теме, поисковая работа к теме урока);

- эмоционально-ценностное отношение к народному декоративно-прикладному творчеству;

‑ передача чувства формы и фактуры (особенности цветового решения и элементов мезенской росписи);

- следование алгоритму работы при составлении эскиза мезенской росписи;

- оригинальность выполнения работы

(Слайд 36)


Развязка

Материализация замысла воображённого образа росписи эскиза в стиле мезенской росписи- создание эскиза предмета с элементами мезенской росписи (графическое и живописное решение работы)



Эпилог

  • Выставка работ учащихся;

  • Подведение итогов урока с анализом усвоения темы (особенности мезенской росписи)

(Слайд 37)

-Какие определения, относящиеся к народному искусству, Вы узнали?

-С какими особенностями мезенской росписи Вы познакомились?

-Какие элементы росписи считаются основными, что они обозначают?


Литературный ряд

Стихотворение:

 Как будто замерли на месте

Олени, кони и кусты.

И каждый штрих, и каждый крестик

Исполнен странной красоты.

 

Земли мезенской косогоры.

Река Мезень вдали видна.

Но не простые там узоры,

А потайные письмена

 

В них тайны многих поколений

До наших сохранились дней-

В круженье пламенных оленей

И танцах огненных коней.


Оценки на уроке:


- Самооценивание и взаимная оценка работ учащимися


Критерии

  • оригинальность выполнения работы;

  • законченность оформления эскиза предмета с элементами мезенской росписи;


Послесловие


  • Домашнее задание:

«Найти предметы, иллюстрации с использованием элементов мезенской и иного вида росписи, проанализировать в чем их различие.»


  • Оценка урока (смайлики)-

-Улыбающийся- если все понятно, понравилось и получилось;

-Серьезный- если все понятно, но возникли затруднения;

-Грустный- если ничего не понятно и не получилось. (Ребята у которых возникли трудности могут прийти после уроков на индивидуальные или групповые занятия)


  • Уборка рабочего места.





Формы, методы и средства


Формы работы


Беседа: Знакомство с истоками развития народного промысла, с творчеством мастеров и особенностями Мезенской росписи;

Демонстрация предметов декоративно-прикладного искусства с элементами мезенской росписи;


Методы работы


- Метод наблюдения и сравнения

-Метод единства восприятия и созидания

-Метод свободы в системе ограничений


Средства работы


- Демонстрационный материал (предметы, иллюстрации с элементами мезенской росписи;

- Презентация

- Музыкальное сопровождение (русская народная музыка)






























Приложение 1-карточки с заданием



















Анализ урока




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!