СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока определить основные задачи и направления внешней политики России в данный период; осветить значение факта присоединения Украины к России.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ.»

УРОК «ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ.

Цель: определить основные задачи и направления внешней политики России в данный период; осветить значение факта присоединения Украины к России.

Основные вопросы изучения материала

1) Западнорусские земли в составе Речи Посполитой.

2) Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.

3) Вхождение Украины в состав России

Тип урока Комбинированный

Ресурсы урока Учебник, § 23. Карта «Восстание под предводительством Б. Хмельницкого и русско-польская война 1654—1667 гг.»

Основные понятия и термины

Голытьба. Реестровые казаки. Униат

Основные даты 1596 г. — Брестская церковная уния.

1653 г. — Земский собор постановил принять Украину в подданство России.

1654 г. — Переяславская рада

Персоналии Алексей Михайлович. Богдан Хмельницкий. Иван Выговский. Иван Брюховецкий. Пётр Дорошенко. Иван Мазепа

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  • Какая внешнеполитическая задача стояла перед новой династией российских государей после восхождения на престол?

Династии Романовых предстояло возродить военное и политическое могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее интересы на международной арене. И в первую очередь – присоединение Правобережной Украины.

  • Каковы политические причины противостояния России и Речи Посполитой в первой половине 17 века?

Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на российский престол, считая российским государем своего сына Владислава. Россия же не могла смириться с потерей своих территорий.

  • Оцените результаты Смоленской войны с позиции России.

Результаты Смоленской войны с позиции России оценивается как отрицательные: Россия потеряла все отвоеванные земли. Но с другой стороны – польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол.

  • Результаты подписания каких договоров — Кардисского, Бахчисарайского или Нерчинского — имели, по вашему мнению, имели наиболее важное значение для России? Свой ответ аргументируйте.

Имели наиболее важное значение для России результаты подписания Бахчисарайского и Нерчинского договоров потому, что по этим договорам Россия расширяла территорию. По Бахчисарайскому договору Османская империя признавала вхождение Левобережной Украины в состав России. По Нерчинскому договору – территория Забайкалья. К тому же это был первый договор с Китаем, он установил границу между странами.

  • Какова была основная причина первой в истории русско-турецкой войны?

Основная причина первой в истории русско-турецкой войны – присоединение к России Левобережной Украины.

  • Как военные кампании России против Крымского ханства были связаны с русско-турецким соперничеством?

С русско-турецким соперничеством военные кампании России против Крымского ханства были связаны напрямую: Крымское ханство было вассалом Османской империи. Победы над крымцами означали борьбу и с Османской империей.

  • Кто был союзником России по «Священной лиге»? Почему возник этот союз?

Союзниками России по «Священной лиге» были Священная Римская империя, Речь Посполитая, Венеция и др. Этот союз возник по причине необходимости противостоять Османской империи и Крымскому ханству.

  • Что помешало России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг.?

России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг. помешали погодные условия (нестерпимая жара, к которой русские войска были непривычны), отсутствие воды, продовольствия и фуража.

  • Поразмышляйте, какие преимущества получали Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом.

Взаимовыгодная торговля, обмен посольствами, знакомство с культурой народов

  1. Знакомство с новым материалом

  • Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?

Западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой в результате феодальной раздробленности Руси.

  • Что объединяло русский и украинский народы?

Объединяло русский и украинский народы: язык, религия, культура

  • Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?

Заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество желание занимать привилегированное положение, обладать правами польской шляхты. Последствиями этого было потеря своей национальной самобытности, отказ от своего языка и религии, культуры.

Украинские и белорусские земли находились под властью Речи Посполитой.
Находясь в составе Польши (Речи Посполитой), православное население этих территорий находилось в особо тяжелом положении, но не забывало о едином происхождении восточных славян, продол­жая называть себя Русью. В 1596 г. состоялась Брестская уния, когда произошло объединение православной и католической церквей. Однако большая часть православного населения Украины и Бе­лоруссии унию не признали. Давление со стороны правительства натолкнулось на сопротивление, в том числе вооруженное право­славных. В 20-е гг. роль защитников православной веры и русского населения Украины и Белоруссии постепенно переходит к казакам.

  • Откройте стр. 69 п. 2. Давайте посмотрим какую роль сыграли казаки в освобождении украинского и белорусского населения. (выписываем даты и события)

Переход Левобережной Украины «под руку» российского государя стало причиной очередной русско-польской войны.

  • Каковы итоги этой войны? (вспоминаем тему прошлого урока)

В 1667 году согласно Андрусовскому перемирию Левобережная Украина присоединялась к России, а Правобережная оставалась под контролем Речи Посполитой.

1663 году для управления Левобережной Украиной в Москве был создан Малороссийский приказ. Он ведал отношениями с гетманом, следил за его внутренней и внешней политикой.

В 1687 году гетман Иван Мазепа подписал с Москвой договор, по котором Украина признавалась не гетману, а «царского величества самодержавной державе».

В 1688 году украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси.

  1. Подведение итогов

  • Почему вхождение Украины в состав России в 1654 г. называют воссоединением? Правомерно ли такое название?

  1. Домашнее задание

§ 23 термины стр. 74


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя