Урок №16/2/ Энергетический обмен в клетке.Синтез АТФ
Цели: Углубить,расширить знания о метаболизме на основе изучения сущности энергетического обмена и особенностей трёх его этапов;подвести учащихся к выводу о большом значении АТФ как важнейшего энергетического вещества клетки.
Основные понятия:
АТФ, макроэргическая связь,аэробный и анаэробный гликолиз,ассимиляция и диссимиляция,метаболизм, фермент.
Средства обучения: табл. «Энергетический обмен в клетке».
ЭТАПЫ УРОКА:
1.Проверка знаний о сущности гомеостаза,метаболизме и составляющих его процессов; о роли ферментов в метаболизме.
А.Беседа с использованием вопросов:
-почему нарушение гомеостаза какой-либо биологической системы опасно?
-В чём сущность метаболизма? Назовите типы его обменов.Что такое ассимиляция?
-какое название получила совокупность р-ий органически веществ?
-приведите пример пластического обмена в жизнедеятельности растений?
-какова главная особенность энергетического обмена?
-Сформулируйте определение метаболизма.
-что означает выражение «специфичность фермента»?
-какие условия можно считать оптимальными для функционирования ферментов в биологических системах?
2.Изучение нового материала:
Вводная беседа об особенностях АТФ, о диссимиляции как о расщеплении орг.в-в в клетке
Беседа с элементами рассказа учителя:
Этапы энергетического обмена:
1.Подготовительный: расщепление сложных органических в-в до более простых, энергетически малоэффективен/5 кдж/ т.к. вся энергия рассеивается.
2.Анаэробный /бескислородный/ гликолиз- в-ва, образовавшиеся во время подготовительного этапа,разлагаются в присутствии ферментов в отсутствие кислорода.Например глюкоза при взаимодействии с 2 мол-лами АДФ и фосфорной к-той расщепляется до молочной кислоты, причем освободившейся энергии хватает для образования 2 мол-л АТФ.Однако только 40% энергии сберегается,а 60%-рассеивается в виде тепла.
3.Аэробный /кислородный/ гликолиз –это полное расщепление т.к. орг в-ва расщепляются до простых в-в-углекислого газа и воды:молочная к-та реагирует с 36 АДФ, О2,Н3РО4 – этот процесс приводит к выделению большого количества энергии-36 АТФ , что составляет 55% энергии.В результате полного расщепления образуется 38 мол-л АТФ.
Для получения энергии кроме глюкозы могут быть использованы другие в-ва:липиды,белки,однако ведущая роль принадлежит углеводам.
3.Подведение итогов урока:Беседа о сущности энергетического обмена, обсуждение энергетической ценности гликолиза и дыхания:
-на протяжении каких этапов осуществляется диссимиляция?
-какое в-во является универсальным источником энергии для всех клеток?
-какие этапы энергетического обмена свойственны анаэробам?
-где используется энергия АТФ,образовавшихся при биологическом окислении?
4.Д.з. п.2.9,конспект, упр.1-3,инд.задание-сост.схему «Питание клетки»