Просмотр содержимого документа
«Кристаллические решетки»
Кристаллические решетки.
Цель: Познакомить учащихся с типами кристаллических решеток.
Задачи: Конкретизировать знания о валентности хим. элемента, строении веществ и их свойствами.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II.Подготовка к восприятию нового материала. Опрос домашнего задания.
1. Рассмотреть схему образования ионной связи.
2. Металлическая связь
3. Водородная связь.
4. Тест (10 вопросов), взаимопроверка.
III. Новая тема.
Вещества , находясь в твердом состоянии, могут быть аморфными или кристаллическими.
Особенность аморфных веществ нет определенной температуры плавления. Аморфные тела размягчаются постепенно и переходят в текучее состояние. Аморфными являются пластмассы, смолы, воск, шоколад, жевательная резинка, стекло, пластилин. ( Учитель демонстрирует изделия)
Кристаллические вещества имеют определенные температуры плавления. Для кристаллических веществ характерно правильное расположение частиц, из которых они построены( атомов, ионов, молекул) Эти частицы находятся в строго определенных точках пространства, называемых узлами. Если мысленно соединить эти узлы прямыми линиями, образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решеткой.
Кристаллические решетки.
атомные ионные молекулярные металлические
Характеристика | Атомная | Ионная | Молекулярная | Металлическая |
Вид частиц в узлах решетки | Атомы | Ионы, катионы, анионы | Молекулы | Атом - ионы |
Характер химической связи межджу частицами | Ковалентная | Ионная | Силы межмолекулярного взаимодействия | Металлическая связь между ионами металлов и свободными электронами |
Прочность связи | Очень прочная | Прочная | Слабая | Разной прочности |
Отличительные свойства веществ | Очень твердые, очень тугоплавкие, не растворимы в воде. | Тугоплавкие, твердые, нелетучие, многие растворимы в воде. | Легкоплавкие, небольшой твердости, при обычных условиях часто газы или жидкости | Электро- и теплопроводны, ковкие, пластичные, имеют металлический блеск |
Примеры веществ | Алмаз, кремний | Хлорид натрия, гидроксид калия, хлорид кальция | Иод, вода, «сухой лед», углекислый газ, хлороводород, сероводород. | Медь, калий, магний, цинк, кальций. |
Выполнение лабораторного опыта .
Тема: Свойства веществ, имеющих разные кристаллические решетки.
Задание: Исследуйте отношение к нагреванию веществ с ионной, атомной и молекулярной кристаллическими решетками.
В пробирки поместите около 0,5 г каждого вещества: поваренной соли, сахара, речного песка, кристаллического йода. Пробирки с сахаром и йодом закройте кусочками ваты. Нагревайте пробирки в пламени горелки 2 – 3 минуты.
? Какие изменения произошли в каждой пробирке?
Сделайте выводы о физических свойствах каждого вещества, о строении их кристаллических решеток. Схематично изобразите строение кристаллов этих веществ.
IV. Домашнее задание. § 63 упр.3 стр. 175
V. Закрепление Упр. 1,2 стр. 175