СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся получают представление о географическом положении Аттики, ее природе, занятиях населения, форме правления, положении земледельцев, причинах недовольства населения.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу".»

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Цели урока:

  • Дать представление о географическом положении Аттики, ее природе, занятиях населения, форме правления, положении земледельцев, причинах недовольства населения

  • Формировать умение самостоятельно работать с книгой

  • Воспитывать уважительное отношение к трудящимся людям, чувство справедливости

Планируемые результаты:

Предметные: получить целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, для аргументации собственных версий и личностной позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории.

Оборудование:

  • Проектор

  • Мультимедийная презентация

  • Учебник

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

  1. Постановка цели

  2. Текущий контроль знаний и умений.

Исторический диктант

Запишите одним словом

  1. Бог царства мёртвых (Аид)

  2. Богиня плодородия (Деметра)

  3. Бог войны (Арес)

  4. Бог виноделия (Диоис)

  5. Вестник богов, покровитель дорог и путников (Гермес)

  6. Царица богов и защитница семейного очага (Гера)

Чему покровительствовали следующие боги:

  1. Гефест (Бог огня и кузнечного дела)

  2. Афина (Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни)

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на сосед­нем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорий­ские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки нау­чились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

— Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь
греков?

  1. Изучение новой темы
    План

  1. Древнегреческие полисы.

  2. Занятия жителей полисов.

  3. Управление полисом.

1. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром неболь­шого самостоятельного государства, со своим правительством, вой­ском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называв­шееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на по­бережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех гре­ков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 2 § 29 на с. 140.

- Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение
оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

  1. Рассказ учителя

Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции – Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Прочитайте этот документ и ответьте на вопросы.

Аристотель. Афинская полития.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.—С. 129.

Беседа по вопросам к документу.

— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных?

— Кто управлял государством?

— Кому принадлежала вся земля в государстве?

— За счет чего жили бедные?

— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату?

— Чем простой народ был недоволен?

— К чему могло привести такое положение простых людей?


Власть в Аттике принадлежала знати, простой народ (демос) в управлении не участвовал. На холме посвященному богу Аресу (богу войны) заседал совет знати (ареопаг).


Ареопаг

(совет знати)


Архонты

( 9 правителей - высшие должностные лица в греческих полисах)


Знать Демос

(не участвовал в управлении)


Ареопаг принимал законы, следил за порядком, судил жителей Аттики. Ареопаг ежегодно избирался из числа знатных и богатых, выбирал 9 правителей - архонтов. Они разбирали ссоры, следили за торговлей, делили земли. Однако знатные судили и принимали решения не по правде, а выгодные им самим.

Работа с новыми терминами.

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.


Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба доставался им тяжким трудом (работа с аппликацией) , и бедняк в неурожайный год приходил брать в долг зерно или серебро у знатного соседа.

- Дай мне 6 мешков зерна в долг, - просит крестьянин.

- Возьми,- отвечает богач,- но, вернешь 12. А не отдашь в срок, отберу у тебя участок.

На крестьянской земле появлялся камень. Он назывался долговым. На нем вырезано имя знатного человека, давшего в долг зерно, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги.

Как поступят с крестьянином если он опять не уплатит долга?

Он был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, и даже продать его на чужбину.

Поэтому на многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права- самим управлять государством, отменить долговое рабство и переделить землю.


В старину на злодеяние, на насилие сам обиженный или его близкие отвечали собственной расправой. За обиду мстили новой обидой, и ссоры с кровопролитиями могли длиться без конца.

С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городской тесноте Афин нельзя было больше допускать самоуправства. В промышленном городе было много чужих: их родственники были далеко, и за них некому было заступиться. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в городе. Поэтому в городах самоуправство было запрещено. Прежде в судах было немного дел: в них обращались в тех случаях, когда хотели добровольно кончить спор миром. Теперь недовольные или обиженные были обязаны жаловаться в суд. Суд должен был вступаться, когда налицо было злодеяние или когда двое спорили о владении землёй или о том, уплачен ли долг, и т. д. Судьи стали разбирать множество дел с утра до вечера.

Дела были различные. Для их решения надо было установить подробные и точные правила, установить за проступки наказания и штрафы. Иначе бы стали жаловаться на самих судей, что они меняют решения, что за более тяжёлые проступки назначают лёгкие наказания и т. д.

В VII в. до н. э. Дракону, одному из архонтов, совет старейшин поручил пересмотреть и записать законы. В своих законах Дракон первым точно определил, как называть за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения; в старину этого не различали и мстили одинаково за всякое убийство. Эти правила были записаны, названы законами и выставлены на видном месте на главной площади в виде записей на деревянных и каменных столбах, на медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда.

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей (Черепица – пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.): её вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.


  1. Закрепление.

- Что такое полис?

-Что такое демос?

-Чем занимались жители Афин?

  1. Рефлексия.

-Я понял, что….

-У меня получилось….

-Меня удивило….

Домашнее задание: §29 выучить термины.










Аристотель. Афинская полития.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.


Аристотель. Афинская полития.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.


Аристотель. Афинская полития.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.


Аристотель. Афинская полития.

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!