Тема: Начало правления Петра
I. Организационный момент.
II. Повторение предыдущей темы.
Раздать карточки с индивидуальными вопросами. Кубики с датами и правителями.
III. Изучение новой темы.
Петр становится самостоятельным правителем в 1689 году.
Посмотрите внимательно на слайд, это высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?
«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»
А. Н. Радищев
«Петербург основан на слезах и трупах»
Н.М. Карамзин
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»
В.Г. Белинский
Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”
С.М. Соловьев
Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.
Но наследство Петру досталось незавидное.
Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.
Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.
Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?
Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.
Учитель: Молодцы. Совершенно верно.
Итак, запишите:
1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»
Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?
Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?
Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
2 задача - создание сильной армии и флота.
Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?
Ученики: Хозяйство, экономику страны.
3 задача - развитие экономики.
Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и дополнительным справочным материалом.
Ученикам раздаются карточки и дополнительный материал.
Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ. Мы все вместе начнём заполнение таблицы «Деятельность Петра I», которую продолжим заполнять на последующих уроках.
Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.
Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.
Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море
Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.
Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля). С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны.
Ученики записывают верфь.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?
Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.
Учитель: Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.
Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.
Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.
Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.
Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.
Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 11.
Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.
Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?
Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр 1, вступив на престол?
Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море
Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.
IV.Закрепление изученного материала.
Проверим заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.
Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.
Игра «Лови ошибку!»
А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»
Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.
Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание.
Прочитайте § 1. Посмотреть видео. Пересказ.