Предмет:Технология Класс: 2 Тема: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Тип урока: ОНЗ Цель: Изготовление композиции «Русская красавица». Задачи: Образовательные: «познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия. Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах. Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их; Познавательные УУД: работать с информацией о национальном костюме (материалов урока, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически; Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны. Средства обучения: Н.И. Роговцева, «Технология» учебник для 2 класса, заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги, сарафан из бумаги, пайетки), шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка, фломастеры, народный костюм(сарафан, епанечка, рубаха), изделия из шерсти, льна, мультимедийная презентация. |
2.Актуализация знаний. (беседа с показом видеофрагмента) 3.Постановка темы и целей урока. | - Начать урок я хочу стихотворением В.Степанова. Слайд2 Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим(слайд) Флаг России над Кремлём. (В. Степанов) - О чем это стихотворение? - Как называется страна, в которой мы живём? - Назовите столицу России. - Мы с вами живем в современной России, смотрим телевизор, играем на компьютере. - Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? Слайд -Кто такие предки? - Дети, как и где мы можем узнать, как жили наши предки? -Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и немного окунуться в прошлое. Очень внимательно слушайте слова в песни, которую вы услышите….(включает отрывок из сказки «Морозко») -Кого вы увидели на видео? -Куда он шёл? - Кого он искал себе? -Кого называют невестой? Чем она отличается от других девушек? (показ картинки невесты в современном наряде) -Такая невеста подходит нашему герою? Почему нет? -Как вы поняли, что это не современный молодой человек, а молодец, который жил во времена Древней Руси? -Ребята, в времена Древней Руси, жило много народов. У каждого народа своя культура, традиции, одежда. Слайд) Посмотрите они все отличаются своим внешним видом. -А вы знаете, как выглядели русичи? Во что они одевались? -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какова тема. Слайд) -Какую поставим перед собой цель?
-Что нужно для этого сделать?
-Давайте поможем нашему доброму молодцу найти красну(значит красивую) девицу. Сделаем её в праздничном наряде собственными руками. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. О родине Россия, Москва Русь Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки. Из книг, фильмов, в музее. Смотрят видео Народный костюм. Молодца, парня . По лесу гулять. Невесту. Девушка в фате и белом платье. Нет Одежда отличается от современной. Говорят варианты «Народный костюм» Познакомиться с национальным костюмом нашего народа. Найти информацию о н.к.; узнать из чего состоит костюм; узнать из каких материалов изготавливали костюм; какие цвета использовали, как украшали; | фронтальная | Познавательные: отбирают необходимую информацию из услышанного, из собственного опыта.формулируют тему и цели. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, формулируют тему и цели урока под руководством учителя. Коммуникативные: Формулируют высказывания, ведут диалог по теме. Личностные:формируют представление о себе как о гражданине России. |
4.Изучение нового материала. беседа работа в группе беседа рассказ подготовленнго ребёнка беседа показ плетения косы показ и анализ образца Составление тех.карты изделия Инструктаж по технике безопасности, при работе с ножницами и клеем. Физминутка. 5.Практическая работа изготовление изделия по плану Физминутка самооценка изделия | -Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные волокна (показ коллекции изделий):хлопок ,лён, сукно из овечьей шерсти, которые красили в разные цвета. слайд -Русская народная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная и траурная.(слайд) -Женский костюм намного интереснее и богаче, чем мужской.(слайд) - По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду. Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. Эти вышивки считались оберегами. (слайд) -А сейчас вам нужно будет поработать в группе. -Не забывайте основные правила работы в группе: 1.Работать сообща. 2.Выслушивать мнение каждого. 3.Предлагать своё решение. Задание - Прочитайте информацию на листе №1 и рассмотрите иллюстрации ниже. -Попробуйте определить, кто принимал участие в изготовлении костюма? Соедините карандашом нужное изображение с надписью сбоку. -А теперь проверьте свои ответы с ответами на слайде. Слайд - Что делала пряха? Вышивальщица? Ткачиха? -Русские красавицы, как и многие девушки нашего времени носили украшения. Посмотрите на экран. Слайд - Каждому человеку необходима обувь. -Как называется обувь, которую носили на Руси? Слайд -Их плели из лыка или бересты. Читаю стихотворение: Важною «павой», «душой-голубицей» - Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Слайд Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде…(выходит девочка в национальном костюме.) Слайд -Женский наряд состоял из нескольких частей. -Как он выглядел и из каких основных частей состоял, нам расскажет и покажет…… - Головной убор на Руси играл огромную роль. Слайд -По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку. Незамужняя девушка носила одну косу. -Посмотрите, как она плелась. (показ плетения косы) - А замужней женщине строго запрещалась ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник (от древнерусского «кокошь» - курица-наседка) - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы. Этот головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. - Сегодня мы сделаем русскую красавицу в национальном головном уборе – кокошнике и украсим его. (Показ и анализ образца). Составление тех.карты изделия: 1.Как называется? 2.Из каких материалов состоит? 3.Какие инструменты будем использовать?(инструктаж) 4.Техника выполнения? -Для чего может быть использована эта аппликация в повседневной жизни? Слайд-ФИЗМИНУТКА -Работать будете в паре. Распределите обязанности, помогайте друг другу, работайте сообща. -Работать будем по плану, предварительно обговаривая каждый пункт. Поэтому не спешите и слушайте меня внимательно. План работы по изготовлению композиции «Русская красавица». 1.Вырежем из бумаги по шаблону лицо красавицы и готовый сарафан. 2.Нарисуем чёлку карандашом или фломастером. 3. Сплетём из ниток косичку. (Показ плетения косы на модели и на слайде.) 4. Пользуясь шаблоном , изготовь и укрась кокошник из бумаги.(-Обратите внимание на кокошник. Существует такое понятие, как зеркальная симметрия. Это когда объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. Узоры на кокошнике распределяются симметрично. Т.е. левая и правая сторона убора абсолютно одинаковые..) ФИЗМИНУТКА 5. .Оформим готовое изделие и украсим кокошник. -По окончанию работы предлагаю вам оценить свои работы. Если вы считаете, что ваша работа получилась аккуратной, соответствует образцу, прикрепите на косу красную ленту. Если же есть недочёты, то жёлтую. | Отвечают на вопросы, знакомятся с видами тканей; изучают информацию о национальном костюме( из предложенного материала, собственных наблюдений, других источников); анализируют детали праздничного женского костюма, головного убора и причёски. Пряха – крутила нить из волокон на прялке; ткачиха – ткала ткань на станке; вышивальщица – вышивала узоры. Самопроверка по готовому образцу. Лапти. Сарафан– главная деталь русского народного женского костюма. Его носили с рубахой, передником и поясом.(показывает на слайде) В каждой местности был свой вид сарафана, и узоры на нем, имели свои особенности. Женская рубаха была прямой и с длинным рукавом. Её было принято украшать вышивкой(показать рукав на себе). Поверх сарафана одевалась епанечка(показать на себе)- нарядная бархатная женская безрукавка. Отвечают на вопросы учителя; вспоминают правила работы с ножницами и клеем ,анализируют образец изделия. Как украшение интерьера, подарок. Выполняют простые физические упражнения. О тбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выполняют задание Выполняют работу по плану; осваивают плетение косички;закрепляют знакомые приёмы работы с бумагой;применяют правила безопасной работы ножницами. Выполняют простые физические упражнения. самооценивание | Фронтальная Групповая Фронтальная Подготовленный ребёнок с информацией Фронтальная Фронтальная Фронталяная работа Работа в паре. | Познавательные: Под руководством учителя определяют особенности народного костюма; Выделяют детали праздничного костюма,(девичьего)головного убора и причёски. Коммуникативные: ведут диалог по теме используя средства общения для решения коммуникационных задач; высказывают своё мнение. Формулируя их, учатся принимть общее решения, работая в группе. Личностные: формируется бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны; чувство прекрасного. Познавательные: анализируют изделие, определяют необходимые материалы и инструменты. Коммуникативные: задают вопросы по теме,высказывают свои мысли. Личностные: умеют применять безопасное обращение с ножницами. Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Регулятивные: следуют составленному плану; вносят изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата; организуют свое творческое пространство сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера |