СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ."Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение."2 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок . Предмет: технология."Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение."2 класс.Цель: Изготовление композиции «Русская красавица».

Просмотр содержимого документа
«Урок ."Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение."2 класс»



Предмет:Технология

Класс: 2

Тема: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Тип урока: ОНЗ

Цель: Изготовление композиции «Русская красавица».

Задачи:

Образовательные: «познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия.

Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные УУДпринимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД:  работать с информацией о национальном костюме (материалов урока, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма;  выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически;

Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.


Средства обучения: Н.И. Роговцева, «Технология» учебник для 2 класса, заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги, сарафан из бумаги, пайетки), шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка, фломастеры, народный костюм(сарафан, епанечка, рубаха), изделия из шерсти, льна, мультимедийная презентация.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия на уроке

Формируемые

универсальные учебные

действия

1.Организационный

момент.

-- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,улыбнулись
И тихонечко все сели.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вести у вас урок технологии, меня зовут – О.Г.

-Я надеюсь, что наш урок пройдет с пользой и вам будет интересно получить новые знания.


проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные

контролируют свои действия

2.Актуализация знаний.

(беседа с показом видеофрагмента)






















































3.Постановка темы и целей урока.


































- Начать урок я хочу стихотворением В.Степанова. Слайд2

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим(слайд)

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

- О чем это стихотворение?

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Назовите столицу России.

- Мы с вами живем в современной России, смотрим телевизор, играем на компьютере.

- Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? Слайд

-Кто такие предки?



- Дети, как и где мы можем узнать, как жили наши предки?


-Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и немного окунуться в прошлое. Очень внимательно слушайте слова в песни, которую вы услышите….(включает отрывок из сказки «Морозко»)

-Кого вы увидели на видео?

-Куда он шёл?

- Кого он искал себе?

-Кого называют невестой? Чем она отличается от других девушек?

(показ картинки невесты в современном наряде)

-Такая невеста подходит нашему герою? Почему нет?

-Как вы поняли, что это не современный молодой человек, а молодец, который жил во времена Древней Руси?



-Ребята, в времена Древней Руси, жило много народов. У каждого народа своя культура, традиции, одежда. Слайд)

Посмотрите они все отличаются своим внешним видом.


-А вы знаете, как выгля­дели русичи? Во что они одевались?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какова тема. Слайд)

-Какую поставим перед собой цель?





-Что нужно для этого сделать?











-Давайте поможем нашему доброму молодцу найти красну(значит красивую) девицу. Сделаем её в праздничном наряде собственными руками.

Слушают стихотворение,

отвечают на вопросы.














О родине


Россия,

Москва




Русь



Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Из книг, фильмов, в музее.


Смотрят видео


Народный костюм.




Молодца, парня .

По лесу гулять.

Невесту.

Девушка в фате и белом платье.




Нет


Одежда отличается от современной.











Говорят варианты








«Народный костюм»


Познакомиться с национальным костюмом нашего народа.



Найти информацию о н.к.;

узнать из чего состоит костюм;

узнать из каких материалов изготавливали костюм;

какие цвета использовали,

как украшали;


фронтальная







Познавательные:

отбирают необходимую информацию из услышанного, из собственного опыта.формулируют тему и цели.





Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, формулируют тему и цели урока под руководством учителя.





Коммуникативные:

Формулируют высказывания, ведут диалог по теме.






Личностные:формируют

представление о себе как о гражданине России.

4.Изучение нового материала.






беседа




















работа в группе
























беседа






























рассказ

подготовленнго ребёнка






















беседа








показ плетения косы




















показ и анализ образца


Составление тех.карты изделия



Инструктаж по технике безопасности, при работе с ножницами и клеем.






Физминутка.




5.Практиче­ская работа













изготовление изделия по плану



















Физминутка




самооценка изделия










-Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные волокна (показ коллекции изделий):хлопок ,лён, сукно из овечьей шерсти, которые красили в разные цвета. слайд


-Русская народная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная и траурная.(слайд)

-Женский костюм намного интереснее и богаче, чем мужской.(слайд)

- По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду.

Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. Эти вышивки считались оберегами. (слайд)


сейчас вам нужно будет поработать в группе.

-Не забывайте основные правила работы в группе:

1.Работать сообща.

2.Выслушивать мнение каждого.

3.Предлагать своё решение.

Задание

- Прочитайте информацию на листе №1 и рассмотрите иллюстрации ниже.

-Попробуйте определить, кто принимал участие в изготовлении костюма?

Соедините карандашом нужное изображение с надписью сбоку.

-А теперь проверьте свои ответы с ответами на слайде. Слайд

- Что делала пряха? Вышивальщица? Ткачиха?





-Русские красавицы, как и многие девушки нашего времени носили украшения. Посмотрите на экран. Слайд

- Каждому человеку необходима обувь.

-Как называется обувь, которую носили на Руси? Слайд

-Их плели из лыка или бересты.

Читаю стихотворение:

Важною «павой», «душой-голубицей»

- Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили, Слайд

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде…(выходит девочка в национальном костюме.)

Слайд

-Женский наряд состоял из нескольких частей.

-Как он выглядел и из каких основных частей состоял, нам расскажет и покажет……

















- Головной убор на Руси играл огромную роль. Слайд

-По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку. Незамужняя девушка носила одну косу.

-Посмотрите, как она плелась.

(показ плетения косы)

- А замужней женщине строго запрещалась ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы под кокошник.

Кокошник (от древнерусского «кокошь» - курица-наседка) - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы.

Этот головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями.

- Сегодня мы сделаем русскую красавицу в национальном головном уборе – кокошнике и украсим его.

(Показ и анализ образца).

Составление тех.карты изделия:

1.Как называется?

2.Из каких материалов состоит?

3.Какие инструменты будем использовать?(инструктаж)

4.Техника выполнения?


-Для чего может быть использована эта аппликация в повседневной жизни?


Слайд-ФИЗМИНУТКА




-Работать будете в паре. Распределите обязанности, помогайте друг другу, работайте сообща.

-Работать будем по плану, предварительно обговаривая каждый пункт. Поэтому не спешите и слушайте меня внимательно.


План работы по изготовлению композиции «Русская красавица».


1.Вырежем из бумаги по шаблону лицо красавицы и готовый сарафан.

2.Нарисуем чёлку карандашом или фломастером.

3. Сплетём из ниток косичку.

(Показ плетения косы на модели и на слайде.)

4. Пользуясь шаблоном , изготовь и укрась кокошник из бумаги.(-Обратите внимание на кокошник. Существует такое понятие, как зеркальная симметрия. Это когда

объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. Узоры на кокошнике распределяются симметрично. Т.е. левая и правая сторона убора абсолютно одинаковые..)

ФИЗМИНУТКА

5. .Оформим готовое изделие и украсим кокошник.


-По окончанию работы предлагаю вам оценить свои работы. Если вы считаете, что ваша работа получилась аккуратной, соответствует образцу, прикрепите на косу красную ленту. Если же есть недочёты, то жёлтую.


Отвечают на вопросы, знакомятся с видами тканей; изучают информацию о национальном костюме( из предложенного материала, собственных наблюдений, других источников); анализируют детали праздничного женского костюма, головного убора и причёски.
















Пряха – крутила нить из волокон на прялке; ткачиха – ткала ткань на станке; вышивальщица – вышивала узоры.


Самопроверка по готовому образцу.









Лапти.





























Сарафан– главная деталь русского народного женского костюма. Его носили с рубахой, передником и поясом.(показывает на слайде) В каждой местности был свой вид сарафана, и узоры на нем, имели свои особенности.

Женская рубаха была прямой и с длинным рукавом. Её было принято украшать вышивкой(показать рукав на себе). Поверх сарафана одевалась епанечка(показать на себе)- нарядная бархатная женская безрукавка.


































Отвечают на вопросы учителя; вспоминают правила работы с ножницами и клеем ,анализируют образец изделия.







Как украшение интерьера, подарок.


Выполняют простые физические упражнения.


О

тбирают не­обходимые ма­териалы и ин­струменты в зависимости от вида работы; соблюдают

гигиенические нормы пользо­вания инстру­ментами, выполняют задание



Выполняют работу по плану; осваивают плетение косички;закрепляют знакомые приёмы работы с бумагой;применяют правила безопасной работы ножницами.











Выполняют простые физические упражнения.


самооценивание

Фронтальная
























Групповая

























Фронтальная
































Подготовленный ребёнок с информацией



















Фронтальная






























Фронтальная


















Фронталяная работа




Работа в паре.












Познавательные:

Под руководством учителя определяют особенности народного костюма;

Выделяют детали праздничного костюма,(девичьего)головного убора и причёски.












Коммуникативные:

ведут диалог по теме используя средства общения для решения коммуникационных задач;

высказывают своё мнение. Формулируя их, учатся принимть общее решения, работая в группе.
















Личностные:

формируется бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны; чувство прекрасного.


































































Познавательные: анализируют изделие, определяют необходимые материалы и инструменты.

Коммуникативные: задают вопросы по теме,высказывают свои мысли.

Личностные: умеют применять безопасное обращение с ножницами.























Личностные: имеют желание работать; понимают значи­мость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.

Регулятивные: следуют составлен­ному плану; вносят изменения в свои действия в случае от­клонения от прогнозируемого конечного результата; органи­зуют свое творческое про­странство сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера




















6.Рефлексия

Выставка работ.








-А теперь я предлагаю вам выставить ваших красавиц в хоровод вокруг Доброго Молодца. Пускай выбирает!

Русская красавица,

Как же хороша!

Счастьем улыбается

У тебя душа.

Сердце твоё чистое,

В нём корысти нет,

Очи же лучистые

Источают свет!

Русская красавица,

Нет тебя милей!

Ищут – зря стараются,

По земле по всей!


Выставка работ на доску


фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с об­разцом; умеют адекватно вос­принимать информацию учи­теля или товарища, содержа­щую оценочный характер от­зыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргу­ментировать свою точку зре­ния

7.Подведение итогов.






д/з

-Ребята, что нового узнали на уроке?

-Какой этап урока вам был особенно интересен?

Где вам могут пригодиться полученные знания?

-Молодцы! Урок окончен.

-Дома можете попробовать нарисовать народный костюм для своей красавицы.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщают,;

оценивают свою работу и одноклассников.

Фронтальная





Коммуникативные:

Проявляют инициативу при общении.

Познавательные: создают небольшие устные сообщения. Используя презентацию.материалы урока, собственные знания. Анализируют работу на уроке.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Слова-понятия

Русь

Предки

Народный костюм.









Правила работы в группе:

1.Работать сообща.

2.Выслушивать мнение каждого.

3.Предлагать своё решение.



пряха


вышивальщица


ткачиха


кокошник






Лист №1

Раньше в деревнях женщины пряли, ткали, вышивали. девочек с самого раннего возраста учили этому мастерству.

Пряха – крутит нить из волокон на прялке; ткачиха – женщина, которая работает на станке, пропуская уток(челнок с нитью) через основу, тем самым создавая ткань; вышивальщица – вышивает ткань красивыми узорами..







Пряха





Ткачиха



Вышивальщица











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!