Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла»
Технологическая карта занятия
Тема: «Новогодние игрушки»
Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка»
Разработчик:
Куприкова Валентина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
р.п. Чунский
2015г.
Технологическая карта занятия
Педагог ДО: Куприкова Валентина Алексеевна.
Дополнительная общеобразовательная программа: Мягкая игрушка.
Возраст учащихся: 9-11 лет, второй год обучения.
Тема: «Новогодние игрушки».
Цель занятия: познакомить с фактами из истории возникновения новогодней игрушки и особенностями материала «фетр»; освоить приемы и приобрести навыки раскроя и пошива игрушки из фетра; способствовать воспитанию аккуратности и интереса к декоративно-прикладному творчеству и к этнокультуре.
Тип занятия: комбинированный.
Планируемый результат: выполнить первый этап пошива новогодней игрушки – раскрой изделия.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: понимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе с мягкой игрушкой.
Познавательные: обобщать имеющуюся информацию о контексте изучаемого предмета и повседневной жизни, извлекать информацию из иллюстраций, схем, выявлять сущность и особенности объектов, на основе анализа и объектов делать выводы, применять знания в практической деятельности; уметь формулировать учебную задачу, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: учиться сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, организовать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, оценивать совместно с педагогом или одноклассниками результат своей работы, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в работе класса, аргументировать свою точку зрения, выражать свое мнение, уметь поддерживать позитивный учебный диалог, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами.
Основные понятия: «фетр», «раскрой», «лекало».
Применяемые образовательные технологии:
основная - технология индивидуализации обучения,
вспомогательная - технология здоровьесбережения.
Ресурсы:
информационные: http://www.obstanovka.com/post/7945
http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post250745106/
Демонстрационный наглядный материал: открытка от Деда Мороза, иллюстрации из истории новогодних игрушек, буклеты о материале фетр, материал фетр, образцы игрушек из фетра, контрольные выкройки игрушек.
Материалы и инструменты: контрольные выкройки-лекала, лоскуты фетра разного цвета, нитки, иглы для ручного шитья, материал для набивки (синтетическая вата), фурнитура и специальная фурнитура (глазки, носик), материал «флис», клей «Момент».
Ход занятия
№ | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
1 | Организационный Мотивация | Приветствие, проверка готовности к уроку. Благоприятный эмоциональный настрой. - Добрый день, я рада вас приветствовать на занятии. Назначение дежурных. Обеспечение мотивации и принятие детьми нового учебно-познавательного материала. -Мы делали с вами много игрушек, шили птиц и зверей, сказочных героев. Приближается праздник – один из самых любимых, веселых, волшебных. Этот праздник любят и отмечают все. Угадайте? (Новый год). -И поэтому поводу в класс пришла телеграмма. Догадайтесь от кого? (дед Мороз) -Правильно, ребята. Откроем его послание: «Здравствуйте, ребята! Объявляется конкурс на лучшую новогоднюю игрушку! Ценю в работе аккуратность и оригинальность. Желаю вам удачи! Скоро увидимся! Ваш дед Мороз!» - В каком конкурсе нам предлагает нам предлагает принять участие Дед Мороз? Примем участие в конкурсе, вы согласны? -Сегодня мы будем учиться изготавливать такие игрушки, но для этого нам нужно вспомнить, что мы изучали на прошлом занятии и то, что пригодится нам сегодня в работе. | Организация рабочего места. Приветствуют педагога. Настраиваются на получение новых знаний. Вступают в диалог с педагогом. Отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях. |
2 | Актуализация опорных знаний | Опрос учащихся по прошлым темам. Предвижу возможные точки зрения, ход их рассуждений. Применяю диалоговые формы общения: -Изготавливая мягкую игрушку, мы узнаем много интересного - правила раскроя, виды швов, приемы выполнения сборки и оформления игрушки, давайте вспомним: - Что такое игрушка? (ответ: игрушка – это вещь, созданная для игры) -А только ли бывают игрушки для игры, какие еще функции может выполнять игрушка? (ответ: для игры, полезные игрушки, декоративные игрушки). -В какой последовательности проходит изготовление игрушки? Дидактическая игра по карточкам «Найди себе пару». Работа по группам. - Молодцы, ценю ваше старание справились с заданием! | Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях. Обобщают полученную информацию. Устанавливают межпредметные связи. Сравнивают, обобщают, анализируют, рассуждают. Учащиеся работают в группах по карточкам. |
3 | Постановка цели и задач урока | -Давайте теперь попробуем сформулировать тему нашего занятия. Так как мы говорили о приближающемся новогоднем празднике, о конкурсе игрушек, подумайте, как будет звучать тема нашего урока? Тема урока «Новогодние игрушки». -Исходя из темы, подскажите мне, что мы сегодня будем делать? Какую практическую цель поставим на уроке? Сегодня нас ждет первый этап изготовления новогодней игрушки. | Вступают в диалог с педагогом. Обобщают полученную информацию. Самостоятельно формулируют тему и цель занятия. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Объяснение нового материала. Привожу факты из истории новогодней игрушки начиная с 1700 года по наши дни, делая основной упор на особенностях истории нашей страны. «Опираюсь» на прежний опыт учащихся, сохраняю межпредметные связи. -Прежде чем мы начнем нашу беседу, я предлагаю посмотреть иллюстрации новогодних игрушек. - Какие новогодние традиции встречи Нового года вам известны? Например: новогодняя елочка в каждом доме; готовим подарки для поздравления и украшаем елку. - А какие новогодние игрушки вы знаете? Какими игрушками вы украшаете свою елочку? -Из какого материала сделаны новогодние игрушки? - Какие образы игрушек вы видите? Демонстрация и анализ образцов игрушек. -Предлагаю посмотреть образцы игрушек, которые мы сегодня начнем изготавливать. -Назовите что это за игрушки? -Из какого материала выполнена игрушка? (фетр) -Что за материал фетр? Фетр это нетканый материал, изготовленный из шерсти, меха натуральных и искусственных волокон. -Мы знаем, сколько интересных и красивых вещей можно сделать из фетра, назовите мне достоинства этого материала? Вывод: подходит для изготовления новогодних игрушек. - А чем образцы представленных игрушек похожи и чем отличаются? - Из каких элементов состоит игрушка? -Назовите отличия. -Какие ручные швы использованы для обработки деталей? 1 образец - петельным швом обработано только туловище – это простой вариант изготовления игрушки, 2 образец – петельным швом обработаны все детали - это вариант усложненный. Предлагаю в практической работе самостоятельно выбрать технологию обработки деталей по предложенным вариантам, учитывая уровень сложности. | Вступают в диалог с педагогом. Демонстрируют познавательную активность. Приводят примеры из личного социального опыта. Задают возникающие вопросы по новому теоретическому материалу. Осмысливают новый учебный материал. Предполагаемые ответы детей: -разнообразие цвета, не осыпаются края ткани, прочный и держит форму. -цвет; разные образы. -туловище, лапы, уши, хвост, мордочка, фурнитура -одна основа-туловище, но разные лапы уши; разное оформление. -петельный, потайной. |
Первичная проверка понимания, первичное формирование умений и навыков | Предлагаю отследить по схемам возможности создания разных вариантов по одной основе. Предлагаю составить последовательность выполнения работ изготовления игрушки. Работаем по группам в таблице. -Назовите этапы изготовления игрушки? Объяснение этапов Первый этап технологической последовательности – это раскрой деталей игрушки. На доске: 1. Схема раскладки выкроек на ткани. 2.Технологическая карта «Изготовление игрушки из фетра»; - Раскрой - наиболее ответственный момент во всей работе над игрушкой. Выполняем раскладку выкроек на ткани не определяя сторону; выкройки раскладываем в зеркальном отражении, начиная с больших, ткань расходуем экономно. Для обводки лекал будем использовать простой карандаш (обмылок). Напоминаю о том, что от точности края зависит весь внешний вид вашей игрушки. Сообща определяем правила, которые будем соблюдать при раскрое деталей: 1.Если материал не имеет изнаночной стороны - выкраиваем на любой стороне. 2.Если игрушка сшита снаружи и детали не вывернуты, то выкраивать нужно по линии контура без запаса на шов. 3.Раскладывать выкройки-лекала на ткани - в зеркальном отражении. 4. «Семь раз отмерь – один отрежь», напоминание об экономном расходовании ткани. | В группах рассматривают пошаговые цветные иллюстрации и записывают этапы выполнения работы. Проявляют интерес к практической деятельности. Осознанно применяют раздаточный материал. Оказывают помощь и поддержку друг другу. С помощью учителя составляют план работы, самостоятельно следуют составленному плану. Самостоятельно выбирают степень сложности в работе. |
5 |
6 | Динамическая пауза | Выполнение разминки |
7 | Закрепление умений, формирование умения и навыка | Сообща вспоминаем правила безопасной работы с ножницами. -Раскрой-это наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами, необходимо соблюдать правила безопасной работы с ножницами? Какие? Предлагаю выполнить первый этап практической работу на закрепление нового материала. Педагог работает индивидуально с каждым учеником (особенно при раскладке выкроек на ткани); Педагог делает целевые обходы, обращая внимание на качество выполненной работы, выполнение корректировки деталей кроя и соблюдение правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют практическую работу: С помощью контрольных выкроек выполняют раскрой деталей игрушки. Самостоятельно проговаривают правила безопасности: по кабинету с ножницами не ходить, передавать кольцами вперед, на столе должны лежать сомкнутыми лезвиями |
8 | Итог урока. Контроль усвоения новых понятий, их коррекция. | По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия. Обсуждаем допущенные ошибки. - Какой материал мы применили в работе и почему?(фетр, потому что прочный, хорошо держит форму - игрушки прослужат дольше) -Вспомните особенности работы с фетром? (не определяем изнаночную сторону, точно и качественно вырезать детали) -Испытывали ли вы затруднения в практической работе и почему? -Какую мы цель ставили в начале урока? достигли мы ее, как вы считаете? Мотивирую на последующую работу с фетром: -На следующем занятии мы продолжим с вами изготовление новогодней игрушки из фетра. | Закрепляют и обобщают результат занятия. Высказывание личного мнения о достижении цели занятия. Обсуждают допущенные ошибки. |
9 | Рефлексия | В качестве критериев оценивания занятия, выполненная практическая работа детали кроя игрушки. - А сейчас вам предлагаю оценить наш урок. Перед вами елочка: - прикрепите красный шар, если вам понравилось сегодня на занятии, вы усвоили новый материал и успешно выполнили практическую работу; -прикрепите желтый шар, если что-то было непонятно, и вы испытывали затруднения в практической работе; -прикрепите голубой шар, если занятие не понравилось, вы не усвоили материал, не справились с заданием. | Оценивание своего психологического состояния. Самооценивание работы на занятии. Взаимооценивание работы на занятии. Убирают рабочее место. |