Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Урок нравственности в 1 классе.
«Первый раз в первый класс.
Моя будущая профессия».
Составила классный руководитель
Кашфиева В.Г.
2016-2017 учебный год
Цель: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой; воспитание подрастающего поколения как активных участников современного российского общества, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями в той или иной профессиональной среде, максимальной готовностью к самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Задачи: 1. Пробудить у детей интерес к школе, знаниям, систематизировать и обогатить знания учащихся о разнообразии профессий.
2. вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные переживания, способствовать развитию общеучебных умений, эрудиции, речи учащихся, их общей культуры.
3. Воспитывать интерес к различным профессиям; показать важность труда в любой профессиональной деятельности.
Оборудование: праздничные плакаты к 1 сентября, шары, иллюстрации с изображением людей разных профессий, различные предметы к игре № 5, цветочки и листочки из цветной бумаги, толковый словарь.
- Дорогие дети! Уважаемые родители! Вот и наступил для вас долгожданный день – 1 Сентября. Поздравляю вас! Посмотрите на наш класс. Здесь мы будем обучаться.
Вот осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки- новосёлы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело...
Хватит бегать и играть,
Мы займёмся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски -
Всем мы с гордостью ответим:
Мы теперь ученики,
А не маленькие дети!
- Закончилось Ваше любимое лето, подарив вам много приятных моментов. Не расстраивайтесь – впереди у Вас более интересная пора.
- Вместе с началом осени пришло время учиться, пусть же учеба будет Вам лишь в радость. Пусть дни, проведенные в школе, оставят в душе яркие и добрые впечатления.
- Какие вы, ребята красивые, нарядные. Сегодня вы из обыкновенных мальчиков и девочек превратились в учеников. Вы будете с каждым днем становиться все умнее и умнее. Хочу пожелать вам узнать много интересного и нового, найти много друзей, получать только хорошие оценки с радостью и интересом выполнять новые задания.
- С завтрашнего дня у нас начинается серьёзная работа, трудовые будни. Вы каждый день будете получать особенные подарки. Но не какие-нибудь там конфеты и игрушки, а самые настоящие ценности – знания. А я, ваш учитель, обязательно покажу вам, как нужно добывать знания, как интересно и весело жить в школе, передам вам, мои ученики, всё, что сама знаю.
- Вы повстречаете здесь новых друзей, узнаете много нового. Это будет не всегда простое время, но очень интересное, школьные воспоминания навсегда останутся с вами. Хочется пожелать терпения родителям, ведь для вас это тоже непростая, но, в, то, же время увлекательная пора.
- Желаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми! Итак, в путь!
-Но прежде, чем отправиться на урок, нужно собрать портфель. Каждый ли из вас знает, что нужно взять в школу, а какие вещи лучше оставить дома? Сейчас проверим!
1)Игра "Собери портфель"
- Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Компьютер, телефон,
Ластик и закладки,
Ручки и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
- Молодцы! С первым испытанием вы справились. А, теперь, чтобы поближе узнать, друг друга, предлагаю Вам следующую игру:
2) Игра – знакомство.
- Замечательный воздушный шарик поможет узнать учеников в нашем 1 Б классе (дети передают шарик друг другу и называют свои имена). Так как, пока шар находится у меня в руках, я представлю себя, меня зовут – Венера Газнавиевна.
3) Игра на внимание.
- Я называю имя и фамилию ребёнка, кто услышал свое имя и свою фамилию, тот встаёт.
- С сегодняшнего дня вы не просто девочки и мальчики, а носите почётное звание – УЧЕНИК 1 КЛАССА. Вы все одноклассники. В нашем классном коллективе будут учиться 29 учеников. Из них 14 девочек и 15 мальчиков.
- Чтобы быть примерным учеником, надо соблюдать правила школьника:
Вставайте дружно каждый раз, когда учитель на урок к вам входит в класс.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Учитель спросит – надо встать, а сесть позволит – сядь.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
Школа – не вокзал, здесь не ждут тех, кто опоздал.
- Я надеюсь, что вы легко сможете соблюдать эти правила.
- Становиться вежливыми, грамотными и талантливыми детьми вам будут помогать родители, бабушки, дедушки, друзья. Послушайте наказ от родителей.
Вот пришёл желанный час,
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок послушай нас,
Мы даём тебе наказ:
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать.
Приучай себя к порядку.
Не играй с вещами в прятки.
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
4.На уроках не хихикай
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
5.Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.
6.Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи.
Учись писать, считать, читать,
Чтобы грамотным ребёнком стать!
7.Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нет,
Ты, дружок, их не забудь.
В страну Знаний держишь путь. (Выходят 7 родителей, каждый читает 1 наказ).
- Спасибо огромное, нашим дорогим родителям!!!
- А теперь, ребята, мы с вами проведём беседу на тему «Моя будущая профессия». Каждая профессия хороша по- своему. А что такое профессия?
- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
(Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности)
- Людям, каких профессий надо трудиться? Вывод: трудиться надо всем! «Все профессии нужны, все профессии важны!»
- Кем бы вы хотели стать в будущем? (ответы детей).
- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что человек на своём месте.
- А теперь давайте узнаем, кем же работают наши родители (1-2 родителя рассказывают о своей профессии) .
-Ребята, после занятий в школе вы идёте домой. В дом, которому нужны ваши руки, ваша забота. Вы ходите за хлебом, подметаете пол, поливаете цветы, моете посуду, пылесосите. Дела эти невелики, но зато очень важны. Надо уметь делать работу и простую и сложную – любую, готовить себя к будущей профессии. Я желаю, чтобы каждый из вас выбрал в будущем правильно свою профессию, но для этого надо много трудиться (учиться), чтобы мечта исполнилась.
4) Игра «Угадай профессию»
- Сейчас, по описанию вы должны будете угадать название профессии.
1. Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора (дворник).
2. Этот человек работает под землёй, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарём, он добывает уголь (шахтёр).
3. Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты (пилот).
4. Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать пациентов, и градусник, чтобы измерять им температуру (врач).
5) Игра «Чудо стол, назови качества профессии».
-Ребята! Прямо сейчас, на ваших глазах я хочу поменять свою профессию.
-Крибле-крабле… Я превращаюсь в волшебника, в фокусника.
-Крибле, крабле, бумс!
(открыть стол с предметами)
-Я показываю вам предметы, которые относятся к какой – либо профессии, а вы угадывайте профессию и думайте, какими качествами должен обладать человек, занятый этим делом.
А) Конверт-письмо-журнал-газета (почтальон)
-Человек этой профессии должен быть очень ответственным, добросовестным, внимательным, хорошо знать город или село, уметь разбирать чужой почерк.
Б) Ножницы-расческа-фен (парикмахер)
- Обладать творческими способностями должен и парикмахер. Ведь надо увидеть, что за прическа подойдет конкретному человеку, надо уметь ладить с людьми, договариваться с ними, знать основные правила стрижки, покраски волос.
В) Профессия врача очень ответственна. От их работы зависит наша жизнь и наше здоровье. Плохой врач не сможет помочь пациенту, а может и погубить его. В медицинских институтах учатся очень долго по 7 лет, чтобы человек успел узнать о многом.
Г) художник
-Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд – только тогда получится настоящий художник.
Д) Для того, чтобы стать хорошим модельером, нужно обладать и талантом и фантазией, уметь придумывать новые модели одежды, хорошо рисовать, вести математические расчеты и составлять чертежи. Для этого нужно серьезно учиться.
6) Игра «Отгадай загадки».
- И последнее задание, нужно отгадать загадки, они тоже про профессии. (после каждой отгаданной загадки учитель показывает картинку с изображением данной профессии).
1. Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер).
2. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный).
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...(строитель).
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель).
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец).
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды (повар)
8. В цирке он смешнее всех.
У него большой успех.
Только вспомнить остается,
Весельчак тот как зовется (клоун).
9. Разукрасил он весь двор.
И аллейку, и забор,
Рисовал цветы и дождик
Боря - будущий... (художник).
- Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями.
- Дети, какие же советы вы запомнили? А кто запомнил, как вас теперь будут
называть окружающие люди? Вы теперь не просто дети, а …Правильно, ученики!
- Став учениками, какие правила вы должны соблюдать?
-Что больше всего понравилось вам на сегодняшнем нашем уроке?
-Что нужно делать, чтобы получить в будущем любимую профессию?
- А мне понравились вы – мои ученики, и то, как вы сегодня работали! И я думаю, вы теперь по-настоящему заслужили звание первоклассника. В честь этого я вручаю вам «Напутствие первокласснику». Дома, вместе с родителями прочитаете, что же я вам пожелала.
- Каждый из вас в школе научится не только писать, читать, считать, но и дружить, любить. Ваш первый школьный день подходит к концу. На доске есть цветок, который ещё не расцвёл. На ваших партах лежат лепестки.
Красный – хорошее радостное настроение
Зелёный - спокойное настроение
Синий - грустное настроение
- Выберите лепесток, подходящий вашему настроению. Мы составим цветок и посмотрим, какой он, наш первый день в школе.
(Под музыку дети выбирают лепесток, учитель составляет цветок. Родители аплодируют детям).
Ты в этот чудесный сентябрьский денёк
Впервые шагнул через школьный порог…
Как много тебя интересного ждёт!
Ведь радость открытий учёба несёт.
Пусть будет твой путь, первоклассник, успешным!
Для этого надо стараться, конечно:
Дружить с букварём, с интересом учиться,
Стремиться вперёд, никогда не лениться!
И школьные годы, звонки, перемены
С улыбкой ты вспомнишь потом непременно!
- Еще раз поздравляю всех: и моих учеников, и родителей, бабушек и дедушек, всех гостей с первым школьным праздником!
- Вот какой нарядный получился цветок. Я благодарю вас за работу. До встречи завтра на уроках!
Приложение 1.
Ответы к загадкам в картинках.
Приложение 2.
«Напутствие первокласснику».