СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение «Части речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Части речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение «Части речи»»

Открытый урок в 6 классе по теме «Части речи»

Приветствие:

  1. Орфографическая минутка

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы (слайд):

Сне.., к..саются, поз..ней, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных, п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

Взаимопроверка. Ученики оценивают свою работу.

Один учащийся работает у доски. Карточка с заданием (выполните синтаксический разбор предложения, вставьте пропущенные буквы в словах):

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…
Какой приём использует автор для описания поздней осени? Назовите лексическое значение слова «чело». (Это слово-архаизм: оно вышло из употребления, но обозначаемое им понятие осталось). Проверяем.

  1. Постановка задач

Учитель: назовите все части речи, встретившиеся в предложении.

Как вы определили, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

— Почему нужно уметь определять, какой частью речи явля­ется слово? (Не зная, как склоняются существительные и прилагательные, как изменяются глаголы, числительные, местоимения, можно сделать в тексте немало ошибок, когда понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснения, грамотно написать без ошибок - вот тогда придется трудно, если человек не знает законов языка, не изучал грамматику).

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь (ЧАСТИ РЕЧИ)

—  Какие задачи поставим перед собой? 

Знакомство с грамматической сказкой. Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопросы:


Как морфология порядок навела


Было это давным-давно. В словах настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём – ка мы на помощь Морфологию!»

- Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя «Имя существительное!» - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология – командир по всем частям речи. Вместе с Синтаксисом входит оно в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

- О каком разделе грамматики идет речь в сказке? (О морфологии)

- Что изучает раздел «морфология»? (Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

- Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? (общее грамматическое значение)

- Какие части речи встретились в сказке? Назовите и запишите их в тетрадь (в столбик). Прикрепляем лучики к солнцу (короткие – это служебные части речи, длинные – это самостоятельные).

- Молодцы!

С первой задачей мы справились!(повторили названия частей речи)

4.Актуализация знаний.

Сколько частей речи в русском языке?

Сообщение учителя («Это интересно») Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Учитель: ребята, как вы думаете, почему у солнышка одни лучики длиннее, а другие короче? (Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова).

Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова-это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Задача 2. Умение различать самостоятельные и служебные части речи.

- Как же мы можем узнать, в каком случае слово является служебной частью речи, а в каком – самостоятельной? (Предположения детей)

 (Поисковая деятельность. Самостоятельная работа в группах и работа под руководством учителя).

- Найти ответ на этот вопрос мы и должны в результате нашей работы. Работать будем группами. В ходе работы заполните таблицу, сделайте вывод.

Я вам предлагаю посмотреть на порядок рассуждения:

  1. Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?

  2. Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи?

  3. Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Итак, вернёмся к нашей проблеме. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос:

Как определить, когда слово является самостоятельной частью речи, а когда

служебной? Объясните, приведите свои примеры.


Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения







Вывод:



- Мы справились со второй задачей? Да.


Задача 3. Закрепление алгоритма определения частей речи.


Каким же алгоритмом мы должны руководствоваться, чтобы определить часть речи?

Задача 4. Умение определять части речи, учитывая морфологические и синтаксические признаки.

Ребята, я вам предлагаю продолжить работу со стихотворением А.Фета и выписать в тетрадь известные вам части речи. Работа в группах.

Проверка.

Самооценивание работы группы. Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»



Творческая работа. Контроль над темой.

ВПР (задание 5)

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Здравствуй, зима!

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.



(….), зима!

(….) осенью выпадает первый (….). Он преображает все кругом. (….) снежинки осторожно (….) земли, и она (….) в ослепительный наряд. (….) дорожки и крыши домов. (….), блестят (….) искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых (….) зарослей.

Работы сдаём на проверку.



Домашнее задание

§26, отв. на вопросы;

упр.206 или207



Рефлексия

Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?

Какие задачи перед собой ставили?

Достигли ли их и как?

Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?

Получили ли удовольствие, работая на уроке?

ОЦЕНКИ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!