СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - обобщение по физике "Погода в доме"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение по теме "Виды теплопередачи". Обучающимся предлагается построить свой уникальный дом при помощи сервисов веб 2.0

Просмотр содержимого документа
«Урок - обобщение по физике "Погода в доме"»



«Погода в доме»

Изучим всё, что есть в подлунном мире,
Тогда лишь станет ясным всё вокруг,
И понимание человеческое шире…



Цель:

  1. Предметные: научиться различать виды теплопередачи, выделять особенности каждого вида, учитывать важность видов теплопередачи в жизни; активизировать учебную деятельность, используя межпредметные связи на уроке (география)

  2. Метапредметные:

Создать условия для формирования:

  • общеучебных УД: умения поиска, анализа и обработки информации;

  • логических УД: сравнения, выделение главного, классификации,

  • коммуникативных УД: формирование умения работать в команде.

  1. Личностные УУД: Создать условия для формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Проблема: (глазами обучающихся) «Почему люди строят разные дома»

Гипотеза: Выбор проекта и материалов для строительства определяется климатом местности, где будет находиться дом



(класс заранее разделен на группы)

Учитель: каждый день все мы, наверняка, задумываемся, а какая же завтра будет погода? А от чего она зависит? (выслушиваются предложения обучающихся)

Давайте обратимся к пояснению в словаре Ожегова

«Погода – это состояние атмосферы в данном месте, в данное время»

А что мы называем атмосферой?

Атмосфера – это… (газовая оболочка Земли)

Уч: таким образом, эта оболочка и определяет погоду, которая так для нас важна. Скажите, пожалуйста, а какая погода также важна для каждого человека, как и состояние атмосферы? (погода в душе, в жизни, в доме)

Ребята, посмотрите на доску и выберите то утверждение, которое, по вашему мнению, раскрывает смысл фразы «погода в доме» (работа в системе тестирования)

Погода в доме – это благоприятный микроклимат, определяемый качеством строительства

Погода в доме – это благоприятный микроклимат, зависящий от состояния окружающей среды

Погода в доме – это благоприятный микроклимат, определяемый качеством строительства и душевным комфортом

(обсуждение, исходя из процентного соотношения)

Я с вами согласна, что взаимоотношения людей определяют микроклимат дома, так как …

Все мы с вами живем в домах: кто-то в многоэтажных, многоквартирных, кто-то в собственных домах. Наверное, вы слышали, что существуют и совсем необычные дома. (фрагменты с изображениями разных домов). Согласитесь: неважно, какой дом, важно, что в любом доме человеку должно быть тепло и уютно.

Ранее вы увидели совсем разные дома. Какие? (юрта, деревянный дом, кирпичный дом и т.д.) А почему люди не строят одинаковые дома? (зависит от климата, от стройматериалов и т.д.)

Скажите, а существует ли взаимосвязь между выбором проекта дома, материалов при строительстве и климатом той местности, где будет построен дом? (предложения детей: при строительстве дома люди должны опираться на климатические условия, если климат - теплый, то выбираются одни стройматериалы, если холодный - другие и т.д.).

Давайте попробуем разобраться с этим поподробнее.

Уч: ребята, на столах у вас находятся кирпичики из разных материалов, потрогайте их. Какие они на ощупь? (твердые, одни холоднее, другие теплее). А почему одни кажутся теплее, а другие холоднее? (разные материалы).

А из чего состоит любой материал, вещество? (из частиц).

Что происходит с частицами в веществе? (они движутся, взаимодействуют).

Чем могут обмениваться частицы, взаимодействуя друг с другом? (энергией).

Т.о. в результате теплового движения частицы могут передавать друг другу энергию. И этот процесс называется … (теплопроводностью)- на доске появляется определение и рисунок, характеризующие это явление

Ребята, давайте вспомним, что же характерно для теплопроводности (выполнение интерактивного задания, в результате которого возникает деревянный дом)

Ребята, предположите, почему появился деревянный дом? (одни из наиболее распространенных – дома из дерева, самые теплые, и т.д.)

Уч: ребята, а какой брусок был самым теплым? (деревянный). Если вспомнить, что Теплопроводность – это способность материала передавать теплоту, то какой вывод можно сделать о теплопроводности древесины? (Дерево обладает … низкой теплопроводностью). Именно поэтому, дома из дерева в холода сохраняют тепло, а в зной там прохладно.

Ребята, деревянный дом появился и потому, что дерево – это один из распространенных стройматериалов в нашей местности, выберем его при строительстве дома.(на интерактивной доске появляется деревянный сруб) При выборе материала для какой неотъемлемой части при строительстве дома надо также руководствоваться коэффициентом теплопроводности (при выборе материала для крыши - пояснить) – одновременно выстраиваю дом на интерактивной доске

Природа подарила нам естественный источник тепла и света.

Это что?… (предположения детей: Солнце).

Солнце – это далекий объект, а мы получаем от Солнца столько теплоты. За счет чего? (предположения: излучение)

Давайте вспомним основные свойства излучения. (выполнение интерактивного задания)

(Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, определяет климат).

Скажите, пожалуйста, а каким образом энергия от солнца поступает к нам в дом?

(Через окна: количество солнечного света и тепла в доме зависит от размера, количества окон, их местоположения, через стены)

Остановимся на окнах. Окна – это еще и климатконтролирующие устройства: когда становится жарко, мы открываем форточки. А где располагаются форточки? (в верхней части окна).

Почему? (теплый воздух – наверху, холодный внизу, открываем форточку теплый воздух из помещения выходит наружу, холодный попадает в помещение, этот процесс в физике называется конвекция: определение, работа с интерактивным заданием)

Мы живем с вами не в центре мегаполиса, в средней полосе России, в местности, где много деревьев, а солнце греет не так, как в южных районах страны. Предположите, как должен выглядеть дом, в котором нам было бы тепло и уютно? (предположения – дом уже построен на доске)

К сожалению, человек не всегда может со 100-прооцентной уверенностью предположить, куда его забросит судьба и где ему придется жить. Нужно быть готовым к любым жизненным ситуациям и условиям. Сегодня я вам предлагаю построить ваш уютный теплый дом. (Ребята заранее делятся на группы, капитан вытягивает карточку с указанием климатической зоны, описанием условий для строительства дома)

В соответствии с выбранной зоной обучающимся необходимо определить основные элементы дома, построить ментальную карту (класс делится на 2 команды по 7 человек, 6 из них работают с текстовой информацией, а 2, по 1 из каждой команды, рассказываю и показываю, как работать с сервисом веб 2.0) и подготовиться защитить свой выбор с точки зрения физики и видов теплопередачи:

  1. Какой материал выбран для строительства, почему?

  2. Какое количество, размер и местоположение окон, почему?

  3. Какая система климатконтроля, почему?

После обсуждения.

Учитель: я полагаю, вам известно, что климат на нашей планете Земля неоднократно претерпевал изменения. К сожалению, там, где когда-то было жарко, становится сыро и холодно, а где было морозно, становится тепло. Как бы вы «спасли» дом другой команды в ситуации изменившегося климата? (предложения и обсуждения)

До завершения нашего занятия остались мгновения, и наш урок я хотела бы закончить словами из песни:

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом,

Это не дом.


Дом - это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым,

Очень уставшим, еле живым...


Дом - это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!