Обобщение по теме «Сложные синтаксические конструкции» 9 класс
Цели: повторить варианты осложнения простого предложения; закрепить сведения о сложных
предложениях смешанной конструкции; обобщить знания сложных синтаксических
конструкций
Задачи:
- закрепление навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными
видами связи;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: создание благоприятной атмосферы
поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: слайды на экране мультимедиа «Пунктуация в СП с разными видами связи», картинка для творческого этапа урока, схемы сложных предложений; раздаточный материал (тесты, тексты)
Эпиграф:
Есть чудеса на белом свете:
Цветёт как мак заря вдали
И на голубой своей планете
Встречают дети День Земли!
Ход урока:
Добрый час, уважаемые девятиклассники! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час» употреблялось не только при прощании, но и как напутствие на какое-нибудь важное дело. Итак, в добрый путь! Пусть сегодняшний урок наполнит вас новыми знаниями, новыми открытиями и новыми эмоциями!
А чтобы начать урок, я предлагаю вам по паспорту согласных звуков угадать словосочетание, которое будет отражать опорный материал к уроку.
Фонетическая разминка:
1. Согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.
2. [Э]
3. Согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный.
1. Согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.
э
2. [И ]
3. Согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный.
4. Согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный.
5. [И]
Правильно, это словосочетание День Земли. Сегодня на уроке мы повторим варианты осложнения простого предложения (это был один из пунктов домашнего задания), ещё раз остановимся на знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи и обобщим наши знания сложных синтаксических конструкций.
1. Графическая разминка. На экране слайды со схемами. Какие типы сложных предложений здесь представлены?
2 этап урока. Повторение теоретического материала.
В домашнем задании к уроку предлагалось повторение темы «Простое осложнённое предложение». В течение 3-х минут вы готовите сообщение, затем выступает представитель у доски «в роли учителя».
1 ряд - Простое осложнённое предложение
(Простое предложение может быть осложнено
а) однородными членами предложения
б) обращением
в) вводными и вставными конструкциями
г) обособленными второстепенными членами предложения)
2 ряд – ССП
(В ССП может ставиться , ; - и при наличии общего второстепенного члена предложения знак препинания между простыми не ставится)
3 ряд – СПП с одним придаточным предложением
(В СПП ставится только , назвать типы придаточных предложений)
4 ряд – СПП с несколькими придаточными
(Виды подчинения: последовательное, параллельное, однородное, комбинированное. Рассказать о пунктуации на стыке двух средств подчинительной связи)
5 ряд – БСП
(В БСП ставится : , ; -. Назвать условия постановки необходимого знака препинания)
6 ряд – сложное предложение с разными видами связи
(Охарактеризовать условия постановки , в данных предложениях)
3. Практическое закрепление изученного материала (тексты распечатаны).
Задание: определить, из каких типов предложений состоит каждый предложенный вам текст.
На Земле с начала времен всё существует по законам гармонии, и мы, пожалуй, не в праве от этого отставать… В разгар весны, в Международный день Земли я советую вам почаще любоваться звездным небом, и живите каждый день полно и ярко! Украсьте свою жизнь любовью к природе - и она будет вам благодарна! ССП
Едва ли хватит человеческой жизни, чтобы познать нашу планету хоть на десятую часть! Международный день Земли – лучший повод задуматься над тем, как мы живем и что можем сделать для нее, для сохранения заветных ее богатств. А еще, это самое время отвлечься от рутины и твердо решить жить так, чтобы весь мир был как на ладони! СПП
В древности верили: Земля – живое существо… В век же науки нам следует обратить внимание на мудрость предков, для настоящего счастья мы не должны забывать свои корни. Чуть внимания к планете - она отнюдь не безмолвно ответит нам огромной роскошью. И эту роскошь не сыскать ни в каких сокровищницах: здесь царят чистый воздух, красота просторов земли и суши, многообразие флоры и фауны… В День Земли я желаю вам умело приложить руку к лучшему будущему планеты и счастливо вступить в него, пусть ваши дела помогут сделать этот мир чуточку лучше, свежее и ярче! БСП
Моя любимая и родная, моя жемчужина и моя драгоценность, моя Земля! Ты в моем сердце занимаешь большое место, дорогая планета. Я поздравляю тебя, наша кормилица и спасительница, с праздником.
Не правда ли, наш жизнь прекрасна и должна всегда оставаться такой?
Всем людям в этот день я хочу пожелать жить счастливо и в гармонии с миром! Радуйтесь каждому дню, цените утреннее пение птиц и золотой листопад, карминовый заход солнца и серебристый снегопад, живите полной жизнью и дарите любовь близким и всему живому на земле! Простое осложнённое предложение
4. Словарная работа. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ исследовательское задание (готовит один учащийся).
КАРМИНОВЫЙ— оттенок красного цвета.
Кармин (фр. carmin, от араб. кирмиз — кошениль и лат. minium — киноварь) — красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Кармин зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е120.
Синонимы: алый, гранатовый, карминный, карминово-красный, киноварный, коралловый, кроваво-красный, кумачовый, огненный, оранжево-красный, пламенный, пунцовый, рдяный, ржаво-коричневый, рубиновый, цвета кармина, цвета коралла, цвета крови, цвета огня, цвета пламени, червлёный, шарлаховый, ярко-красный.
Скопление самок на опунции Карминовая кислота
Получение и свойства
Кармин получают из кошенили — самок насекомых кактусовой ложнощитовки, культивируемых на кактусах — опунциях. Насекомых собирают в период, предшествующий откладке яиц и экстрагируют из них кармин, ввиду трудоемкости сбора кошенили и изготовления кармина, по своей стоимости он дороже, чем другие красители. При помощи жёсткой щетки или лезвия кошенилей снимают с растений. Из сушёных и толчёных насекомых получают порошок, обрабатывают раствором аммиака или карбоната натрия, а потом фильтруют в растворе.
Красящим веществом кармина является карминовая кислота. Окраска карминовой кислоты зависит от кислотности среды. При pH=f=3 (кислая среда) цвет оранжевый, красный при слабокислом pH=5,5 и пурпурный при pH=7. Она образует комплексы с катионами металлов, например алюминия, в результате чего получаются пигменты красные бриллиантовые. Применяют известь для получения нежных оттенков.
Применение
С древнейших времен армянский кармин использовался для окрашивания тканей и пряжи, из которой ткали ковры, а также этой краской писались миниатюры древних пергаментов. В Армении о производстве данного вида краски известно с древних времен. Так известный арабский писатель X века Ал-Истахрия писал:
«...город этот служит столицей Армении. В этом городе выделываются шерстяные платья и ковры, подушки, сидения, шнуры и другие предметы армянского производства. У них же добывается краска, называемая «кирмиз», и ею красят сукно. Я узнал, что это червяк, который прядет вокруг себя наподобие шелковичного червя».
В Англии кошениль использовали для окраски ткани, идущей на изготовление традиционных армейских мундиров.
В микроскопии используется для окраски гистологических препаратов.
Применение в пищевой промышленности
В промышленности применяется в качестве пищевой добавки E 120 (как краситель), как парфюмерный пигмент.
Область применения красителя кармина: мясоперерабатывающая промышленность, молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая промышленность.
5. Орфографическая разминка (предложение – на экране). Работа в парах, взаимопроверка.
Списываем предложение, вставляя пропущенные буквы, графически обосновывая свой выбор. Мы в..схв..ляем Матушку-З..млю и бл..годарим ее за тот хле.., к..торый она нам дает, и мы раду..мся кажд..му дню, к..торый она для нас п..д..рила.
6. Рефлексия. Проверочный тест (на доске – варианты ответов, на столах - распечатки предложений).
1. Простое осложнённое предложение
2. Сложносочинённое предложение
3. Сложноподчинённое предложение с одним придаточным предложением
4. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными предложен.
5. Бессоюзное сложное предложение
6. Сложное предложение с разными видами связи
1. Каждый год 22-го апреля мир отмечает День Земли - событие, целью которого является привлечение внимания людей нашей планеты к проблемам здоровья Матери-Природы и её поддержания.
2. Загляни глубже в природу - и ты поймёшь всё лучше. Альберт Эйнштейн
3. Ветер есть дыхание природы, родной и неизменной. Козьма Прутков
4. Только когда погибнет последнее дерево, будет отравлена последняя река и выловлена последняя рыба, мы осознаем, что не можем питаться деньгами. индийская пословица
5. Я верю в Бога, просто я произношу это слово буквами П Р И Р О Д А. Фрэнк Ллойд Райт
6. Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж, а для меня природа - это среда, из которой как цветы выросли все наши человеческие таланты. М. М. Пришвин
7. Рано или поздно мы должны будем осознать, что у Земли тоже есть права, как, например, жить без Загрязнений; человечество должно понять, что люди не могут жить без Земли, а вот Земля без людей проживёт. Эво Моралес
8. Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает ВЕЛИКОЕ даром.
А. И. Герцен
9. Настоящий охранник природы - это тот, кто считает, что мир не дан ему его отцами, а занят им у его детей. Джон Джеймс Одюбон
10. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.
11. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью: она для человека - единственный контролер; и, кто хочет спасти природу на планете, одна из самых важных задач - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Ответ: 1.3, 2.2, 3.1, 4.4, 5.5, 6.6, 7.6, 8.5, 9.4, 10.1, 11.6
7. Творческий этап урока.
Работа в группах: составьте текст (3-4 предложения) по картинке, используя сложные синтаксические конструкции.
Слово учителя: Хоть наша встреча и была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.
Домашнее задание: Написать поздравление планете ЗЕМЛЯ с её праздником (можно и в стихотворной форме, и в прозе).